МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рославльского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ.
Зам. Директора по УР Директор школы:
___________________ __________________
Г.А.Козловская М.В. Колпачкова
«___»_________20___г. «___»_________20__г.
ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2019/2020 учебный год
Руководитель: C.А.Громова
Перенка
2019
Методическая тема школы:
Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Тема работы методического объединения учителей начальных классов и дошкольного образования: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика».
Цель работы: повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС, через рост уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствование образовательного процесса
Задачи работы методического объединения:
Продолжить создавать условия для развития педагогического мастерства учителей.
Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями;
Содействовать развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
Продолжить работу по совершенствованию качества образования, внедрению новых педагогических технологий.
Совершенствовать качество современного урока на основе системно - деятельностного подхода, повышать его эффективность.
Интенсифицировать работу с обучающимися с высокими познавательными интересами; вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
Продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей как на уроках, через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Продолжить создание условий для развития личности младшего школьника, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.
Составление методических материалов в помощь учителям.
Продолжить работу по самообразованию и повышению квалификации педагогов внутри методического объединения и за его пределами.
Продолжить изучение и обобщение передового опыта работы учителей начальных классов.
Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих обучающихся.
Продолжить работу по реализации ФГОС в дошкольной группе.
Подготовить и провести предметную неделю начальных классов.
Подготовить и провести неделю в дошкольной группе « Я умею, я могу».
Направления методической работы:
Аттестация учителей.
Повышение квалификации педагогов (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
Проведение мониторинговых мероприятий.
Внеурочная деятельность по предмету.
Обобщение и представление опыта работы педагогов (открытые уроки, занятия в дошкольной группе, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
Выявление, сопровождение и поддержка одарённых и высокомотивированных детей .
.
Организация работы со слабоуспевающими детьми.
Презентация опыта работы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Формы работы:
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
творческие группы;
инструктивно-методические заседания, круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
фестивали педагогических идей;
целевые и взаимные посещения уроков занятий в дошкольной группе с последующим обсуждением их результатов.
Ожидаемые результаты работы:
повышение профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС;
повышение профессиональной компетентности педагогов ДГ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
обновление информационно-методического обеспечения повышения уровня профессиональной компетентности;
овладение измерительным инструментарием по осмыслению собственного уровня профессиональной компетентности;
участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней педагогов и учащихся начальных классов;
презентация передового педагогического опыта по реализации ФГОС;
рост качества знаний обучающихся;
аттестация педагогов;
сформированность у школьников в процессе обучения ключевых компетентностей.
создание условий для развития одаренных и высокомотивированных детей .
Направления работы МО учителей начальных классов и дошкольного образования:
Аналитическая деятельность:
анализ методической деятельности за 2018-2019 учебный год и планирование работы на 2019-2020 учебный год;
анализ посещения открытых уроков в начальной школе и занятий в дошкольной группе;
изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Информационная деятельность:
изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
пополнение банка уроков, занятий в дошкольной группе и внеклассных мероприятий в электронном виде.
Организация методической деятельности:
Заседания методического объединения.
Изучение и реализация в учебно- воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам:
преподавания учебных предметов начальной школы;
проведение занятий в дошкольной группе;
организации внеурочной деятельности;
аттестации педагогов.
Целевые и взаимные посещения уроков и занятий в дошкольной группе с последующим обсуждением их результатов.
Выступления учителей начальных классов и педагогов дошкольной группы на МО и педагогических советах.
Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
Круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов.
Обобщение опыта работы творчески работающих учителей.
Оказание социально – педагогическую поддержки детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам при реализации ФГОС НОО, подготовки к аттестации;
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам дошкольной группы при реализации ФГОС ДО.
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
консультирование педагогов по вопросам тематического планирования;
консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС.
План работы по основным направлениям деятельности:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов на 2019 - 2020 учебный год | август | Руководитель ШМО |
2 | Составление рабочих программ по предметам, внеурочной деятельности. | август | Учителя ШМО |
3 | Знакомство с новинками методической литературой. | в течение года | Учителя ШМО |
2. Научно-методическая работа.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | ответственные |
1 | Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся. | в течение года | Учителя ШМО |
2 | Взаимное посещение уроков. | в течение года |
3 | Проведение открытых уроков учителей ШМО и открытых занятий в дошкольной группе | в течение года |
4 | Участие учителей ШМО в конкурсах разного уровня | в течение года |
3. Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Рассмотрение рабочих программ. | август | Руководитель ШМО |
2 | Проведение и анализ итоговых комплексных работ | апрель | Учителя ШМО Руководитель ШМО |
3 | Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий ( комплексные интегрированные проверочные работы) младших школьников. | сентябрь, май | Учителя ШМО Педагог -психолог |
4 | Проведение и анализ промежуточной аттестации по предметам | апрель, май | Учителя ШМО |
5 | Проведение Всероссийских проверочных работ. | Согласно расписания | Учителя ШМО |
4. Работа с обучающимися.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах | в течение года | Руководитель ШМО Учителя ШМО |
2 | Организация и проведение предметной недели начальных классов и дошкольной группы | Ноябрь-декабрь |
Заседание № 1 (август)
Тема: Анализ примерных базовых программ и учебников федерального уровня.
Форма проведения: инструктивно-методическое заседание.
Вопросы для обсуждения:
Выбор секретаря ШМО учителей начальных классов и дошкольного образования.
Анализ примерных базовых программ и учебников федерального уровня.
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов по учебным предметам на 2019/2020 учебный год.
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов по внеурочной деятельности на 2019/2020 учебный год.
Рассмотрение плана организационной - образовательной деятельности дошкольных групп «Пчёлки» и «Звёздочка».
Информационный блок
Работа между заседаниями
утверждение рабочих программ учителей начальных классов по учебным предметам на 2019/2020 учебный год;
утверждение рабочих программ учителей начальных классов по внеурочной деятельности на 2019/2020 учебный год.
утверждение плана организационной - образовательной деятельности дошкольных групп «Пчёлки» и «Звёздочка».
уточнение списка учителей, аттестующихся в учебном году;
составление планов воспитательной работы;
утверждение графика контрольных работ во 2-4 классах на 2019/2020 учебный год.
корректировка тем по самообразованию;
Заседание № 2 (сентябрь)
Тема: Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на новый 2019/220 учебный год. Педагогическая компетентность: знакомство с документами, обеспечивающими реализацию ФГОС НОО и ФГОС ДО, знакомство с положениями и основными локальными актами»
Форма проведения: - информационно-методическое совещание.
Вопросы для обсуждения:
Обсуждение плана работы ШМО на 2019/2020 учебный год
«Педагогическая компетентность: знакомство с документами, обеспечивающими реализацию ФГОС, положениями и основными локальными актами»
Утверждение количества и назначения тетрадей по предметам.
Утверждение количества контрольных работ для 2-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению.
Утверждение тем самообразования педагогов на 2019/2020 учебный год.
Утверждение единого орфографического режима и норм оценок.
Составление и утверждение плана работы со слабоуспевающими детьми.
Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми.
Составление и утверждение плана работы по повышению учебной мотивации обучающихся.
Ознакомление с графиком проверки техники чтения в 1-4 классах на данный учебный год.
Изучение основных нормативных документов.
Организация адаптационного периода в 1 классах в соответствии с ФГОС. ( Иванова Н.Д.)
Организация внеурочной деятельности в 1-4 классах. ( Громова С.А.)
Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году.
Рассмотрение плана проведения «Недели начальных классов».
Рассмотрение плана проведения недели в дошкольной группе «Я умею, я могу»
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО (Минушкина Н.Н.)
Работа между заседаниями
посещение уроков в первых классах с целью выявления готовности к обучению в школе;
определение основных направлений воспитательной работы с детским коллективом;
оформление документации;
определение уровня интеллектуальной и психологической готовности первоклассников к обучению по ФГОС НОО;
проведение стартовой диагностики для первоклассников;
проверка уровня ЗУН обучающихся 2-4 классов (входных контрольных работ) после летних каникул и прочность усвоения программного материала;
мониторинг техники чтения на начало года;
мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий ( комплексные интегрированные проверочные работы) младших школьников.
составление и утверждение графиков открытых уроков;
подготовка к проведению внутришкольных олимпиад по русскому языку и математике в 3 и 4 классах;
проведение недели в дошкольной группе « Я умею, я могу»;
проведение «Недели начальных классов»;
подведение итогов 1 четверти;
Заседание № 3 (ноябрь)
Тема: «Повышение качества образования путем дифференцированного подхода к обучению» Форма проведения: педагогическая мастерская
Вопросы для обсуждения:
Формы и приемы дифференцированного обучения ( Громова С.А.)
Реализация дифференцированного подхода как условия личностно - ориентированного обучения младших школьников. (Салогуб Т.В.)
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении для детей дошкольного возраста. (Гвозденкова А.И.)
Анализ проверки техники чтения на начало года в динамике.
Организация работы с одарёнными детьми (подготовка к международным конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Львёнок»).
Подведение итогов « Недели начальных классов».
Подведение итогов недели в дошкольной группе «Я умею, я могу»
Обмен опытом по темам самообразования.
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Информационный блок.
Работа между заседаниями
Заседание № 4 (январь)
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя. (Громова С.А.)
Понятия «компетентность» и «компетенция». Виды профессионально-педагогических компетенций. ( Медведева Н.В.)
Построение современного учебного занятия на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода. (Чернышова И.И.)
Анализ работы методического объединения за 1 полугодие. (Громова С.А.)
Анализ результатов административных контрольных работ за 1 полугодие.
Выполнение программного материала по предметам за 1 полугодие.
Обмен опытом по темам самообразования.
Информационный блок.
Работа между заседаниями
Заседание № 5 (март)
Тема: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению как средство формирования УУД в рамках ФГОС».
Форма проведения: проблемный семинар.
Вопросы для обсуждения:
Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности. (Юрова З.Ф.)
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.(Салогуб Т.В..)
Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (Макеева О.М.)
Обмен опытом по темам самообразования.
Обзор методической и периодической литературы по начальной школе.
Информационный блок.
Работа между заседаниями
мониторинг техники чтения;
отчет о прохождении программы по предметам;
оформление документации;
проведение итоговой аттестации;
подведение итогов 3 четверти;
Заседание № 6 (апрель)
Тема: «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию проблемно диалогических технологий обучения»
Форма проведения: творческая мастерская.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретические основы деятельностного подхода в образовании ( Гвозденкова Н.И.)
2. Система работы над сочинением как средство развития коммуникативных компетенций младшего школьника. (Медведева Н.В.)
3. Технологии группового обучения. «Мозаичный класс», или Как организовать обучение в
сотрудничестве (Громова С.А.)
4. Проблемы преемственности между начальной и средней школой. (Салогуб Т.В.)
4. Обмен опытом по темам самообразования.
5. Информационный блок
Заседание № 7 (май)
Тема: Результаты деятельности ШМО учителей начальных классов и дошкольного образования по совершенствованию образовательного процесса.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
Подведение итогов работы методического объединения за 2019-2020 учебный год.
Анализ проверки техники чтения на начало и конец года в динамике.
Анализ успеваемости учащихся за год. Пути повышения качества обучения школьников и дошкольников.
Преемственность дошкольного и начального общего образования. (Минушкина Н.Н..)
Обмен опытом по темам самообразования.
Информационный блок.
Межсекционная работа:
Взаимопосещение уроков «Новые формы проведения уроков. Выполнение требований ФГОС»
Взаимопосещение внеклассных мероприятий.
Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта.
Сообщения с районных семинаров.
Составление методических материалов в помощь педагогам.
Участие во всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятиях и конкурсах.
Сведения о темах самообразования учителей ШМО начальных классов и дошкольной группы
в 2019-2020 учебном году
№ | ФИО | Тема самообразования | Реализация |
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. |
1. | Громова Светлана Александровна | Групповая и парная работа младших школьников на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД. | | | | + |
2. | Чернышова Ирина Ивановна | Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения средствами ТРИЗ технологии | + | | | |
3. | Медведева Наталья Владимировна | Работа со словарными словами на уроках русского языка, как средство формирования познавательных УУД младших школьников | | | + | |
4. | Салогуб Татьяна Васильевна | Развитие устной речи младших школьников путем обучения написанию творческих работ. | | + | | |
5. | Юрова Зоя Фёдоровна | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ через проектную деятельность | | | | + |
6. | Минушкина Наталья Николаевна | Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста | + | | | |
7. | Макеева Ольга Михайловна | Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность" | | + | | |
8. | Гвозденкова Анастасия Ивановна | Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников | | | + | |
График взаимопосещения уроков педагогами начальной школы
на 2019- 2020 учебный год
№ п/п | Ф. И. О. посещаемого педагога | Цель посещения | Срок | Ф. И. О. посещающих педагогов |
1 | Громова Светлана Александровна | Обмен опытом работы. Выполнение требований ФГОС | 1 раза в месяц | Чернышова И.И. Салогуб Т.В. Медведева Н.В. |
2 | Чернышова Ирина Ивановна | 1 раза в месяц | Громова С.А. Салогуб Т.В. Медведева Н.В. |
3 | Медведева Наталья Владимировна | 1 раза в месяц | Громова С.А. Чернышова И.И. Салогуб Т.В. |
4 | Салогуб Татьяна Васильевна | 1 раза в месяц | Громова С.А. Чернышова И.И. Медведева Н.В. |
Сводная таблица учебной нагрузки педагогов на 2019-2020 учебный год
№ п/п | ФИО учителя | Преподаваемый предмет (класс) |
1 | Громова Светлана Александровна | 1 класс |
2 | Чернышова Ирина Ивановна | 2 класс |
3 | Салогуб Татьяна Васильевна | 3 класс ,социальный педагог |
4 | Медведева Наталья Владимировна | 4 класс |
5 | Юрова Зоя Фёдоровна | 4 класс ОРКСЭ, воспитатель группы продлённого дня |
6 | Минушкина Наталья Николаевна | воспитатель дошкольной группы |
7 | Гвозденкова Анастасия Ивановна | воспитатель дошкольной группы |
8 | Пересыпкина Елизавета Алексеевна | воспитатель дошкольной группы |