Постоянные члены ПМПк:
педагог-психолог;
социальный педагог;
учитель-логопед.
медицинская сестра
Временные участники приглашаются на заседания по необходимости для повышения эффективности работы ПМПк и успешности в формулировке заключения, принятии решения и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть классные руководители, учителя-предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, родители и учащиеся (по необходимости).
Обязанности участников ПМПк:
Председатель консилиума:
организует работу психолого - педагогического консилиума;
обеспечивает систематичность заседаний;
формирует состав участников следующего заседания;
формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;
координирует связи ПМПк;
организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
Учитель-логопед:
организует сбор диагностических данных о речевом развитии учащихся;
обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
формулирует диагностические выводы, рекомендации;
проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
Социальный педагог:
предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;
выявляет причины отклонений в поведении учащихся;
формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;
осуществляет решения ПМПк, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (законными представителями).
Педагог-психолог:
организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
обобщает, систематизирует результаты диагностики;
формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации.
Классный руководитель:
предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учащихся и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями, воспитателями;
анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;
выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;
формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.
Учитель, воспитатель:
предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ребенка на уроке и внеурочной деятельности;
выявляет трудности и образовательные затруднения, которые испытывает ребенок, определяет пути их преодоления;
формулирует педагогические выводы и рекомендации.
В обязанности секретаря ППк входит:
организация заседаний;
ведение необходимой документации;
связь с членами ПМПк;
доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.
Приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения.
Работа ПМПк проходит по следующим направлениям:
диагностическое;
консультативное;
психолого-педагогическое сопровождение;
просветительское;
экспертное;
организационно-методическое
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Диагностическое направление |
1. | Обследование и диагностика вновь прибывших детей. Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. | в течение года | Члены ПМПк | |
Обучающиеся |
4. | Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи. | сентябрь | Члены ПМПк, учитель 1 класса | |
5. | Диагностика и тестирование по вопросам школьной зрелости первоклассников. | сентябрь | Педагог - психолог | |
6. | Обследование эмоционально-волевой сферы обучающихся 5 класса. | сентябрь | Педагог-психолог | |
7. | Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода. | октябрь | Члены ПМПк, классный руководитель | |
8. | Обследование учащихся 4 класса с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения. | апрель-май | Члены ПМПк, классный руководитель | |
9. | Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 9 класса. | февраль-март | Члены ПМПк, классный руководитель | |
10. | Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников школы с целью выявления проблем в развитии и поведении. | по необходимости, по требованию | Члены ПМПк | |
11. | Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития. | по необходимости, по требованию | Члены ПМПк | |
Консультативное направление |
Родители (законные представители) |
1. | Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования. | по итогам диагностики | Члены ППк | |
2. | Консультирование родителей по вопросам сопровождения обучающихся. | в течение года | Члены ПМПк | |
3. | Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения обучающихся. | в течение года | Члены ПМПк | |
4. | Индивидуальные консультации для родителей на тему: «Трудности первоклассников, которые не посещали детский сад». | в течение года | Члены ПМПк | |
5. | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | Члены ПМПк | |
Педагоги |
1. | Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования. | в течение года | Члены ПМПк | |
2. | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | Члены ПМПк | |
Обучающиеся |
1. | Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. | в течение года | Члены ПМПк | |
2. | Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору. | в течение года | Члены ПМПк | |
3. | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | Члены ПМПк | |
Психолого-педагогическое сопровождение |
1. | Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума. | в течение года | Педагоги | |
2. | Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми младшего возраста. | в течение года | Педагог-психолог | |
3. | Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса. | I полугодие | Педагог - психолог | |
4. | Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса. | I полугодие | Педагог - психолог | |
5. | Проведение занятий с обучающимися 4–го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации. | II полугодие | Члены ПМПк | |
6. | Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска». | в течение года | Члены ПМПк | |
7. | Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями | в течение года | Члены ПМПк | |
Просветительское направление |
Родители (законные представители) |
1. | Цикл лекций для родителей: - особенности обучения учащихся, имеющие нарушения интеллекта; - причины и последствия детской агрессии; - влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности; - наказание и поощрение в семье; - трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад. | сентябрь октябрь ноябрь январь март, май | Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк | |
2. | Проблема адаптации первоклассников в школе. | по графику | Члены ПМПк | |
3. | Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. | по графику | Члены ПМПк | |
Педагоги |
1. | Осуществление преемственности между школой и детским садом в обучении детей на этапе реализации ФГОС. | октябрь | Члены ПМПк | |
2. | Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней. | декабрь | Члены ПМПк | |
3. | Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. | октябрь | Члены ПМПк | |
Обучающиеся |
1. | Дальнейшее самоопределение выпускников 9- 11 классов. Выбор профессии | в соответствии с планами работы педагогов | Педагоги | |
Экспертное направление |
1. | Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений. | в течение года | Члены ПМПк | |
2. | Экспертиза ИУП, специальных индивидуальных программ развития учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов. | август-сентябрь | Члены ПМПк | |
3. | Составление характеристик на обучающихся, воспитанников. | в течение года | Члены ПМПк | |
4. | Анализ работы ПМПк за истекший учебный год. | в течение года | Члены ПМПк | |
Организационно-методическое направление |
1. | Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов | в течение года | Члены ПМПк | |
2. | Составление отчетной документации за прошедший год. | в течение года | Члены ПМПк | |
3. | Написание характеристик на обучающихся. | в течение года | Члены ПМПк | |
4. | Написание протоколов ПМПк. | в течение года | Члены ПМПк | |
5. | Комплектование классов, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей. | август | Члены ПМПк | |
6. | Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам. | в течение года | Члены ПМПк | |
7. | Разработка коррекционно-развивающих программ. | в течение года | Члены ПМПк | |
8. | Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми. | в течение года | Члены ПМПк | |
9. | Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных школьников и их последующая реализация. | в течение года | Члены ПМПк | |
Темы заседаний ПМПк
№ п/п | Тематика заседаний (плановые) | Ответственные |
I ЗАСЕДАНИЕ (август) |
1. | Утверждение состава и плана ПМПк на 2022-2023 учебный год. | Председатель ПМПк |
2. | Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПк. | Председатель ПМПк |
3. | Утверждение списков учащихся 10 – 11 классов с углубленной трудовой подготовкой. | Председатель ПМПк |
II ЗАСЕДАНИЕ (сентябрь) |
1 | Определение учащихся, нуждающихся в занятиях лечебной физкультурой. | Члены ПМПк |
2 | Утверждение списков учащихся по профилю трудового обучения | Члены ПМПк |
III ЗАСЕДАНИЕ (октябрь) |
1 | Выделение учащихся «группы риска». Выработка рекомендаций по работе с трудными детьми. | Члены ПМПк |
2. | Адаптационный период учащихся 1-го и 5-го классов. Осуществление психолого-педагогической диагностики обучающихся. | Члены ПМПк |
3 | Итоги логопедического обследования. | Члены ПМПк |
IV ЗАСЕДАНИЕ (декабрь) |
1. | Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с за I полугодие. | Председатель ПМПк |
2. | Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися «группы риска». | Члены ПМПк |
3. | Адаптация обучающихся 1 класса и вновь прибывших учащихся к учебе в школе. | Члены ПМПк |
| V ЗАСЕДАНИЕ (февраль) | |
1 | Обсуждение результативности занятий в группах ЛФК | Члены ПМПк |
2 | Обследование уроков труда в 9 – 11 классах с целью выработки рекомендаций по их предварительному устройству на работу. | Члены ПМПк |
V ЗАСЕДАНИЕ (март) |
1. | Контроль развития обучающихся 4 класса. Обсуждение готовности к обучению в основном звене. Предупреждение проблем школьной дезадаптации. | Члены ПМПк |
2. | Обсуждение учащихся старших классов с девиантным поведением. | Члены ПМПк |
3 | Отчет медработников о проводимом медикаментозном лечении. | медработники |
VI ЗАСЕДАНИЕ (апрель) |
1. | Возможности дальнейшего самоопределения. Профессиональная ориентация и личностный рост выпускников 9- 11 классов. | Председатель ПМПк |
2. | Отчет медработников о проведении санитарно- просветительской работы с учащимися школы – интерната. | Председатель ПМПк |
3. | Итоги заполнения информационно – рекомендательных карт учащихся наблюдения | Председатель члены ПМПк |
| VII ЗАСЕДАНИЕ (май) | |
1. | Определение образовательного маршрута обучающихся на 2023-2024 учебный год | Члены ПМПк |
2. | Отчет логопеда о проделанной коррекционно – логопедической работе в 2022- 2023 учебном году. | Члены ПМПк |
3 | Анализ состояния ЗУН учащихся, занимающихся на дому по индивидуальным программам. | Члены ПМПк |
4 | Анализ работы консилиума за 2022-2023 учебный год | Члены ПМПк |
Внеплановые консилиумы
(проходят по запросам педагогов,
родителей (законных представителей)
Примерная тематика заседаний:
№ п/п | Тема | Сроки |
| Изменение формы обучения. | по необходимости |
| О досрочной аттестации | по необходимости |
| Подготовка документов для прохождения ПМПК обучающимися, с целью прохождения МСЭ. | по необходимости |
| Обсуждение проблем в обучении или воспитании. | по необходимости |
| Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся. | по необходимости |
| Работа с педагогами, классными руководителями по проблемам детей «группы риска». | по необходимости |