Утверждаю Согласовано
Заместитель директора Директор школы:
по воспитательной работе ______________ Л.И.Суслякова ______________Е.В.Ватутина
План работы
методического объединения
классных руководителей
2014 – 2015 учебный год
Руководитель МО: Никулина Н.А.
Тема методического объединения:
"Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы в школе в условиях реализации ФГОС"
Цель воспитательной работы: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.
Задачи:
1. Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
2. Организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
3. Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
4. Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. "Я + Я" - формирование отношения к себе самому. Осознание себя как «Я», осознание себя и своего места в жизни и смысла жизни, отношение к тебе людей и их мнения, отзывы о тебе, а также твои собственные размышления, самоанализ, выводы из ситуаций, знаний и информации о других людях, сравнения себя с другими людьми. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” - часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов: представления о том, как его воспринимают другие люди; представления о том, как они его оценивают; как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.
2. "Я + Человек" формирование способности правильно воспринимать и оценивать людей, толерантного отношения к людям, к людям другой национальности и вероисповедания, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д.
3. "Я + Школа" (соответствует нравственному, эстетическому воспитанию учащихся) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм. Организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д.
4. "Я + Семья" (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, волонтерского движения, работа по половому просвещению обучаемых, изучение ролевых особенностей в семье,
понятий «мать», «отец», изучение основ семейных взаимоотношений, понятий «любовь», «дружба», «уважение» и т.д.
5. "Я + Здоровье" (соответствует физическому воспитанию учащихся) – организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т.д.
6. "Я + Природа" (соответствует экологическому воспитанию) – организация деятельности по направлениям «краеведение», «туризм», природосообразная деятельность, деятельность по защите природы и т.д.
7. "Я + Отечество" (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, участие в управлении воспитательным процессом членов детских молодежных объединений и т.д.
8. "Я + Общество" - формирование социализации личности и еѐ взаимодействия с различными социальными группами и обществом, усвоения человеком требований общества.
Функции МО классных руководителей:
1. Методическая
2. Организационно-координационная
3. Инновационная
4. Аналитическая
Основные формы работы:
- совещания, семинары, круглые столы, планѐрки;
- творческие отчѐты классных руководителей;
- открытые классные часы и мероприятия;
- доклады, сообщения, презентации;
- изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта Работа с нормативными документами:
1. Положение о классном руководителе. Должностная инструкция.
2. Программы воспитания школьников.
3. Методические рекомендации журнала «Классный руководитель».
4. Документация классного руководителя.
5. Современные педагогические диагностики.
МО классных руководителей соблюдает:
1. Конвенцию о Правах ребѐнка
2. Конституцию РФ и Законы РФ
3. Указы Президента РФ
4. Решения Правительства РФ
5.Устав школы
«Портфель» классного руководителя:
1. План воспитательной работы
2. Диагностические материалы
3. Протоколы родительских собраний
4. Методические материалы
5. Копилка воспитательных мероприятий
Направления деятельности методического объединения классных руководителей
Основные направления | Задачи деятельности | Средства реализации задач |
1.Методическая работа, способствующая организации воспитательного процесса. | 1.Обеспечить теоретическую, методическую и психологическую готовность педагогов к моделированию и построению планов воспитательной работы в классах. 2.Содействовать осознанию педагогами необходимости осуществления педагогической логики в их деятельности на основе системного и личностно – ориентированного подходов в организации учебно – воспитательного процесса. 3.Способствовать развитию системного качества в мышлении и действиях педагога. 4.Способствовать приобретению теоретических знаний для проведения психолого – педагогической диагностики с целью изучения личности ученика и коллектива учащихся. | 1.Чтение книг, статей, методических материалов по использованию системного подхода в педагогической деятельности. 3. Консультации 4.Практикумы 5. Круглые столы |
2.Психолого– педагогическая диагностика. | 1.Изучить потребности, склонности, уровень воспитанности и другие личностные характеристики учащихся 1 – 11 классов. 2.Определить уровень сформированности классных коллективов, состояние в них деловых и межличностных отношений. 3.Исследовать взаимоотношения «учитель – ученик». | 1.Школьный диагностический мониторинг по проблеме «Уровень воспитанности учеников 2 – 11 классов (1 раз в течение уч. года). 2.Диагностические исследования степени развития первичных коллективов 2 – 11 классов (1 раз в течение уч. года). |
3.Изучение и коррекция личности ребенка. | 1.Изучить состояние межличностных отношений. 2.Выявить профессиональную ориентацию учащихся. 3.Способствовать удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе и в школе. 4.Изучить индивидуальные особенности ребенка. | 1.Комплексное изучение личности школьника. 2.Создание банка методик изучения личности. 3.Социометрия. 4.Анкетирование «Карта интересов». 5.Практикум по профессиональной ориентации. |
4. Работа с родителями. | 1. Организация взаимодействия семьи и школы. 2.Осуществление дифференцированного подхода в работе с родителями. 3.Ознакомление со стилями педагогического общения с родителями. | 1.Консультация: «Тематика родительских собраний 1 – 11 классах». 2.Консультация: «Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей». |
5.Работа с детьми. | 1.Развитие творческого потенциала ребенка. 2.Способствовать становлению здорового образа жизни. 3.Определение стратегии индивидуального развития ребенка. 4.Проведение досуговой работы. | 1.Семинары 2.Круглые столы |
Заседание методического объединения:
1 четверть
Содержание работы | Ответственные |
1 заседание МО 1. «Итоги работы классных руководителей в прошлом учебном году и планирование работы МО на новый учебный год. План работы на новый учебный год». 2. Утверждение планов воспитательной работы, обмен опытом работы с классом. | Зам. директора по воспитательной работе Руководитель МО |
3. Тематический анализ планов воспитательной работы классных руководителей, их корректировка соответствии с целевыми установками на год. |
4. Знакомство с планом воспитательной работы на 2014/2015 учебный год. | Зам. директора по воспитательной работе |
5 Составление графика открытых классных мероприятий . |
2 четверть
2 заседание МО Тема: «Портфолио школьника» | Классные руководители |
2.Обмен опытом работы педагогов. |
3. Индивидуальные консультации по организации и проведению внеклассных мероприятий, диагностики развития классного коллектива, наполнению портфолио. |
3 четверть
3 заседание МО Тема: «Законы РФ и другие нормативно-правовые акты» | Зам. директора по воспитательной работе Классные руководители |
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Закон «Об образовании» Устав школы Должностная инструкция классного руководителя |
4 Заседание МО Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы. Отчет классных руководителей по темам самообразования. | Зам. директора по воспитательной работе Классные руководители |
4 четверть
5 заседание МО «Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год и перспективное планирование воспитательной роботы школы на 2015-2016 учебный год. 1.Анализ общешкольных воспитательных мероприятий. 2. Составление перспективного плана работы МО классных руководителей на 2015/2016 учебный год. | Зам. директора по воспитательной работе Классные руководители |
3. Итоги работы МО классных руководителей за 2014/2015 учебного года. |
Функциональные обязанности классного руководителя.
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
- изучение личности учащихся
- анализ координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе ( учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…)
- организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
- работа с родителями учащихся
- педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе
В начале учебного года:
составляет список класса и оформляет классный журнал
изучает условия семейного воспитания
собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность ( объединение УДО, в целях развития их способностей)
организует коллективное планирование
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем МО классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по ВР.
Ежедневно:
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся
осуществляет педагогическую помощь активу класса
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви
осуществляет контроль за дежурством по школе.
Еженедельно:
проверяет дневники учащихся
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками
проводит классный час
Ежемесячно:
организует коллектив класса на участие в школьных делах
помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных коллективов
проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся
помогает активу в организации жизнедеятельности класса ( планирование, организация дел, коллективный анализ)
организовывает дежурство класса ( по графику) по школе
оперативно информирует социального педагога, заместителя директора по ВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащихся класса устава школы.
проводит изучение личности ученика с помощью адекватных методик и использует эти результаты для коррекции воспитательной работы
проводит родительское собрание
организует работу родительского комитета класса
посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы…
В конце четверти
организует подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности класса в прошедшей четверти
сдает заместителю директора по учебно- воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал
Во время каникул
участвует в работе МО классных руководителей
совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса
В конце учебного года
организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году
проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора по воспитательной работе
Темы по самообразованию классных руководителей 1-10 классов
2014-2015 учебный год
Класс | Классный руководитель | Тема по самообразованию |
1 | | Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности |
2 | | Разработка компетентностно-ориентированных заданий. |
3 | | Игра как средство развития творческих способностей личности учащихся начальных классов |
4 | | Нравственное воспитание школьников |
5 | | Личностно-ориентированный подход к воспитанию |
6 а,б | | Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности |
7 | | Формирование творческой личности в условиях реализации ФГОС ООО |
8 | | Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников |
9 | | Личностное развитие обучающегося через включение в социально активную деятельность |
10 | | Нравственное воспитание в период взросления |
План работы МО классных руководителей на 2014-2015 учебный год
№ п/п | Вид деятельности | Содержание | Сроки | Ответственный | Результат |
1. Организационно-методическая работа |
1.1. | Разработка и утверждение плана МО классных руководителей. | План работы МО классных руководителей | Сентябрь | Зам.дир по ВР, Рук.МО | План работы на 2014-2015 учебный год |
1.2. | Организация групповых и индивидуальных консультаций по вопросам планирования организации воспитательной деятельности, оценке эффективности воспитательной работы, обзор новейшей методической литературы. | Планирование воспитательной деятельности | В течение года | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей | Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Педагогическая диагностика личности учащегося и классного коллектива | Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Организация самоуправления в классе | Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Организация дополнительного образования | Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Профилактическая работа | Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
1.3. | Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта. | Подготовка творческих отчётов и мастер-классов | В течение года | Классные руководители 1-11 классов | Методические разработки, портфолио классного руководителя |
1.4. | Подготовка методических выставок для классных руководителей. | | Апрель | Школьный библиотекарь | |
2.Учебно-методическая работа МО классных руководителей |
2.1. | Совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса. | Анализ работы МО за 2013-2014уч.год. Утверждение плана работы на 2014-2015 уч.год. | Сентябрь | Заместитель директора по ВР., руководитель МО классных руководителей, ответственный по охране труда. | Протокол заседания МО классных руководителей, перечень инструктивно-методических документов по вопросам воспитания. Положение о МО классных руководителей. Положение о классном руководителе. Положение о классном часе. Инструкции по охране труда и ТБ |
Рекомендации по планированию воспитательной работы на новый учебный год. |
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов. |
Обновление тем самообразования классных руководителей. |
Выявление проблемных зон в работе классного руководителя. |
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе. Интернет-ресурсы о безопасном поведении детей на дорогах. |
2.2. | Портфолио ученика | Портфолио школьника. Ознакомить с планом работы на 2 четверть Требования к сдаче отчетов Работа с психологом школы Работа с социальным педагогом школы. | Ноябрь | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей, Классные руководители. | Протокол заседания МО классных руководителей. |
Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников |
Разное |
2.3. | Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей. | Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы. | Март | Заместитель директора по ВР руководитель МО классных руководителей, классные руководители школы. | Протокол заседания МО классных руководителей. |
Отчет классных руководителей по темам самообразования. |
Разное |
2.4. | Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы. | Итоги работы классных коллективов за истекший период. | Сентябрь, Май | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей | Протокол заседания МО классных руководителей. Справка, анализ работы МО |
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива. |
Перспективы работы МО на следующий учебный год. |
3. Аналитико-диагностическая работа |
3.1. | Формирование банка данных о классных руководителях | | сентябрь | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей | Банк данных |
3.2. | Сбор сведений о методических темах классных руководителей. | | Информация о методических темах классных руководителей |
3.3. | «Содержание и формы проведения родительских собраний» | | Март | Информация, таблица |
3.4. | Мониторинг участия классных руководителей в конкурсах. | | Декабрь, май | Справка, приказ |
3.5. | «Диагностика успешности воспитательной работы». | | Декабрь, апрель |
3.6. | Анализ результатов деятельности МО классных руководителей | | май |
3.7. | Отчёт классных руководителей по итогам организации занятости учащихся в каникулярное время, индивидуальная работа с учащимися «группы риска». | | В течение года |
4. Информационно-методическая работа |
4.1. | Подготовка печатной продукции методического характера по вопросам деятельности классного руководителя. | | в течение года | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей, классные руководители | Методические материалы |
4.2. | Методическая копилка классных руководителей | | в течение года | Методические разработки, сценарии |
5. Контрольно-инспекционная деятельность |
5.1. | Наличие, правильность составления плана воспитательной работы классного руководителя. | | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, руководитель МО классных руководителей | Справка |
5.2. | Наличие портфолио классного коллектива, каждого ученика | | Ноябрь, Апрель | Справка |
5.3. | Выполнение плана воспитательной работы. | | Ноябрь, март, май |
5.4. | Посещение классных часов. | | сентябрь-май |
5.5. | Протоколы родительских собраний. | | октябрь, январь, апрель |
5.6. | Учёт посещаемости родителей родительских собраний. | | 1 раз в полугодие |
| | | | | | |
Заседания МО классных руководителей на 2014-2015 учебный год.
№ п/п | Дата (месяц) | Тема | Рассматриваемые вопросы |
I | сентябрь | Совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса. | Анализ работы МО за 2013-2014уч.год. Утверждение плана работы на 2014-2015уч.год. |
Рекомендации по планированию воспитательной работы на новый учебный год. |
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов. |
Обновление тем самообразования классных руководителей. |
Выявление проблемных зон в работе классного руководителя. |
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе. Интернет-ресурсы о безопасном поведении детей на дорогах.. |
Разное. |
II | ноябрь | Портфолио ученика | Портфолио школьника. Ознакомить с планом работы на ноябрь-декабрь Требования к сдаче отчетов Работа с психологом школы Работа с социальным педагогом школы. Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников |
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения |
III | февраль | Законы РФ и другие нормативно-правовые акты. | Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» |
Закон «Об образовании» |
Устав школы |
Должностная инструкция классного руководителя |
IV | март | Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей. | Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы. |
Отчет классных руководителей по темам самообразования. |
Разное |
V | май | Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы. | Итоги работы классных коллективов за истекший период. |
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива. |
Перспективы работы МО на следующий учебный год. |
Разное. |