СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Практикум по математике" (алгебра и начала анализа, 10 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель предлагаемой программы

не подготовка к вступительному экзамену, не дать определенный объем знаний, готовых методов решения нестандартных задач, а научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Практикум по математике" (алгебра и начала анализа, 10 класс)»















































МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Йошкар-Олы»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

________________ Чепайкин Н.В.

Протокол № _____

от «____» ____________2015 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________ Домрачев В.А.

от «____» ____________2015 г.






Элективный курс

"Практикум по математике"


(алгебра и начала анализа, 10 класс)





Тимохина Т.А.

учитель математики













г. Йошкар-Ола

2015


Пояснительная записка


В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.

Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые налагаются на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Поступить выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. В целях наилучшего результата делать это надо не только в последние годы обучения, но значительно раньше.

Главная цель предлагаемой программы не подготовка к вступительному экзамену (хотя и это важно), не дать определённый объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач (всех знаний дать невозможно), но научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

В связи с этим и создаётся эта программа элективного курса по математике.

Элективный курс "Практикум по математике" рассчитан на 70 часов для обучающихся 10 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание обучающихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ и централизованного тестирования. При проверке результатов может быть использован компьютер.


Цели курса:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.

  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.

  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

  • Выявление и развитие их математических способностей.

  • Подготовка к обучению в ВУЗе.

  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.


Виды деятельности на занятиях:

лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.


  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

  2. Тематический контроль: тест.

  3. Итоговый контроль: итоговый тест.


Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.

  2. Практическая значимость для абитуриента.

  3. Нетрадиционные формы изучения материала.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

  • Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции.

  • Проводить тождественные преобразования иррациональных и тригонометрических выражений.

  • Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных, тригонометрических уравнений.

  • Знать способы решения систем уравнений.

  • Уметь решать иррациональные, тригонометрические неравенства.

  • Строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.

  • Знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом. Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом.

  • Применять аппарат математического анализа к решению задач.

  • Применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

  • Уметь применять вышеуказанные знания на практике.



Содержание изучаемого курса

Тема 1. Числа и вычисления (9 часов)

Основная цель: повторение начальных сведений о процентах и пропорциях (данная тема используется при решении текстовых задач на движение, работу и смеси). Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных. Выбор варианта из четырех возможных. В тестах ЕГЭ включены задачи по этим темам.

Тема 2. Алгебраические уравнения (10 часов)

Основная цель: изучение общих приёмов решений уравнений с одной переменной и использование равносильности уравнений, иррациональных уравнений. Использование нескольких приемов при решении различных уравнений. Уравнения высших степеней, где будут рассмотрены методы решения уравнений: замена переменной, схема Горнера, Теорема Безу, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Обобщение всех методов решения различных уравнений. Решение комбинированных уравнений.

Тема 3. Система алгебраических уравнений (5 часов)

Основная цель: провести обзор систем уравнений и методов их решения. При решении систем уравнений могут быть использованы графики. Рассматриваются задачи на составление системы, содержащие одинакового вида уравнения и разного.

Тема 4. Алгебраические неравенства (8 часов)

Основная цель: рассмотреть рациональные неравенства, методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства и методы их решения. Использование графиков при решении неравенств.

Тема 5. Алгебраические задачи с параметрами (7 часов)

Основная цель : совершенствовать умения и навыки решения линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения(неравенства); познакомить с методами решения уравнений( неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий.

Часто на вступительных экзаменах предлагаются задачи с параметрами, связанные с расположением корней квадратного трехчлена. Нахождение самих корней в зависимости от значений параметра сложная задача, но во многих случаях в этом нет необходимости, просто достаточно представить, как может проходить график параболы в том или ином случае.

Тема 6. Тригонометрия (8 часов)

Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.

Тема 7. Планиметрия (7 часов)

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Координатная плоскость. Векторы. Вычисление длин и площадей.

Тема 8. Стереометрия (10 часов)

Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями. Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма. Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Площадь поверхности составного многогранника.

Тема 9. Производная (6 часов)

Понятие о производной функции, геометрический смысл производной. Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций. Исследование тригонометрических функций.


Учебно-тематический план


Часы

Тема

Примечание


18

1 четверть. 9 недель.


Тема 1. Числа и вычисления(9ч.)


1-2

Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты.


3

Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины.


4-5

Выбор оптимального варианта.


6-9

Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава.


Тема 2. Алгебраические уравнения(10ч.)


10-11

Общие сведения об уравнениях. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени.


12-13

Уравнения высших степеней.


14-15

Иррациональные уравнения.


16-17

Использование нескольких приемов при решении уравнений.


18

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.


14

2 четверть. 7 недель.


19

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.


Тема 3. Система алгебраических уравнений(5ч.)


20-21

Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения.


22

Использование графиков при решении систем.


23-24

Задачи на составление систем уравнений.


Тема 4. Алгебраические неравенства(8ч.)


25-26

Неравенства с одной переменной. Методы решения (лекция).


27-28

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.


29-30

Иррациональные неравенства.


31-32

Системы неравенств.


20

3 четверть. 10 недель.


Тема 5. Алгебраические задачи с параметрами(7ч.)


33-34

Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами (лекция).


35

Рациональные задачи с параметрами (практика).


36

Задачи с модулями и параметром (практика).


37-38

Расположение корней квадратного трехчлена при решении задач с параметром (лекция + практика).


39

Уравнения с параметром (практика).


Тема 6. Тригонометрия(8ч.)


40-42

Преобразования числовых и буквенных тригонометрических выражений.


43-45

Методы решения тригонометрических уравнений.


46-47

Методы решения тригонометрических неравенств.



Тема 7. Планиметрия(7ч.)


48

Треугольник.


49

Четырехугольники.


50-51

Вычисление длин и площадей.


52

Задачи, связанные с углами.


18

4 четверть. 9 недель.


53

Задачи, связанные с углами.


54

Векторы.


Тема 8. Стереометрия(10ч.)


55-56

Углы и расстояния в пространстве.


57-58

Параллелепипед, куб.


59-60

Призма.


61-62

Пирамида.


63-64

Составные многогранники.


Тема 9. Производная(6ч.)


65-67

Применение производной к исследованию функций.


68-70

Исследование тригонометрических функций.








Планируемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

- освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.



Литература

1. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2004

2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия", 1998

3. Математика в школе / Журнал. – 2013- 2015 гг

4. Приложение к газете "Первое сентября" / Математика. – 2013- 2015 гг.

5. Структура и содержание единого государственного экзамена "Математика". - Йошкар-Ола, 2014

6. Яремчук Ф.П., Руденко П.А. Алгебра и элементарные функции. - К.: Наукова думка

7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач – М. – «Просвещение», 2008