«Утверждаю»
Руководитель структурного
подразделения «Федосьино»
__________________Лимонова Е.Ф.
ПЛАН РАБОТЫ
волонтерского отряда «ПЛАМЯ»
2019-2021 годы
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашем обществе, на сегодняшний день, как социально-экономические, так и политические, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Ежедневно подросток делает выбор, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, или поддаться соблазнам, которые окружают его в повседневной жизни.
Волонтерские организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Таким образом в сложившуюся воспитательную систему школы необходимо ввести инновационные формы решения обозначенных проблем, позволяющие создать условия для самореализации и стимулы для включения молодых людей в общественные процессы.
Возрождение и развитие молодежного движения в школах привело к мысли о возможности решения этих проблем через создание волонтерского отряда. Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием, пропагандой здорового образа жизни. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Первым членам волонтерского отряда, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию, желание изменить этот мир к лучшему.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни приобретенный ими опыт поможет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Так же взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования)). Передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности, решению проблем пропаганды ЗОЖ, профилактики вредных привычек.
Следующим шагом стало создание программы развития волонтерского движения «Мы- вместе, а вместе мы-сила», которая рассчитана на три года 2019-2021 .
Цель программы: популяризация здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Сформировать сплоченную команду волонтеров, имеющих активную жизненную позицию. Создание условий для реализации социальных инициатив.
Задачи программы:
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, через творческую активность.
3. Формирование навыков и умений противостоять негативным привычкам. .Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге
Краткое описание программы:
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни волонтерами.
Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мотивированного выбора здорового образа жизни.
Профильный отряд волонтеров - проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста и подростков, формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются школьники, например, табакокурение, ПАВ и др.
Кадровое обеспечение программы
1.Ответственный за ВР в СП Федосьино.
2.Куратор ученического самоуправления.
3.Классные руководители классов
4.Школьный психолог.
5.Школьный библиотекарь
При реализации проекта будут применяться следующие
принципы организации и содержания деятельности
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение воспитанников и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
В основе деятельности профильного отряда - пропаганда здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
Заповеди волонтеров школы
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
-Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
-Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
-Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в конкурсах и мероприятиях по пропаганде ЗОЖ)
-Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
-Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
-День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
-Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Ключевые мероприятия программы:
- Проведение классных часов в начальных классах школы (1-4) по ПДД.
«Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»
-Подготовка и овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса «Вместе мы сила».
-Проведение мероприятий в 1-4 и в 5-7 классах
«Академия здорового образа жизни» (Весёлые старты, Большие гонки,
турниры, и т.д.);
-Создание методической папки, включающей мероприятия и игры по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в детской и подростковой среде.
Содержание деятельности и механизм реализации.
Подготовительный период
Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализации проекта
Написание программы.
Набор желающих в профильный отряд.
Организационный период Основной период 1. Реализация программы.
2. Личностный рост каждого ребёнка в ходе реализации программы.
Итоговый период Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда
Структура волонтерского отряда.
Куратор волонтерского формирования – Кульбакова В.П.. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Куратор обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров. Волонтёры – учащиеся 8-11 класса.
Стать волонтером может любой подросток с 12 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Программа включает в себя IV блока, которые несут следующие задачи:
I блок «Милосердие»
1. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
II блок «Спорт и здоровый образ жизни»
1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования обучающихся.
III блок «Наглядная агитация»
1. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
IV блок «Творческий блок»
1. Формирование социально – активной позиции обучающихся, развитие творческих способностей.
Основные мероприятия
Направления | Мероприятия |
I блок «Милосердие» | - помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; -патронат над обелиском воинам села Федосьино, погибшим во время ВОВ и поиск информации о них; - мастер-классы в детской онкологической клинике им. Д.Рогачева - помощь неуспевающим обучающимся ; - участие в акциях «Милосердие» - участие во Всесоюзном Дне добра. |
II блок «Спорт и здоровый образ жизни»; | - участие в соревнованиях: классных, общешкольных, районных., городских; - организация спортивных праздников и мероприятий; - организация походов, экскурсий; - вовлечение обучающихся в спортивные секции и кружки; - выпуск стенгазет о здоровье, - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ |
III блок «Наглядная агитация» | - выпуск стенгазет; - распространение брошюр, агитационных листовок; - сотрудничество с районной газетой ; - проведение анкетирований; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - организация творческих работ (сочинений, поделок и т.д.) |
IV блок «Творчество» | - организация и проведение вечеров, праздников; - участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; - участие в , акциях, предметных неделях; - проведение традиционных праздников (праздник урожая, День здоровья, Новый год, ,и т.д.) |
Общая структура реализации программы. (2019-2021г)
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Задача 1. Создание условий для пропаганды волонтерского движения. |
1. | Создание группы специалистов по работе с волонтерами. | сентябрь 2020 | Куратор; психолог |
2. | Беседа «Кто такие волонтеры?». «Значение волонтерского движения» | сентябрь 2020 | Библиотекарь |
3. | Ознакомление с Программой | В теч. года | Куратор |
4. | Обучающие занятия с волонтерами: - мини - тренинги; - интерактивные игры; - встречи с волонтерами | ежемесячно | Психолог |
5. | Мастер-классы в онкологической детской клинике им. Д. Рогачева | В теч. года | Педагоги |
Задача 2. Наглядная агитация |
1. | Оформление стенда «Волонтерское движение в школе» | сентябрь 2020 | Пресс центр УС |
2. | Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку» | В теч. года | Руководитель отряда волонтеров, пресс-центр |
3. | Сотрудничество с районной газетой | В теч. года | Библиотекарь; пресс-центр |
4. | Анкетирование | сентябрь-декабрь 2020; январь-март 2021 | Психолог |
Задача 3: Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом |
1. | День здоровья. Легкоатлетический кросс «Золотая осень» | сентябрь | Спортив. сектор инициатив. гр. волонтеров |
2. | Оформление стенда «Правильное питание залог здоровья» | октябрь | Пресс-сектор |
3. | Создание мультимедиа проекта «Вредным привычкам – нет!» | ноябрь | Пед.информ; кл.рук; соц. пед.; психолог; волонтеры |
4. | Открытие зимнего сезона «Веселые старты» | декабрь | Спортив. сектор инициатив. гр. волонтеров |
5. | Выпуск газеты «Живи ярко» | Январь 2021 | Пресс-сектор УС |
6. | Акция «Думай До, а не После» | апрель | по плану |
7. | Всемирный день отказа от курения агитбригада « Здоровому образу жизни- да, да, да! | май | педагог-организатор; психолог |
Задача 4.Формирование социально – активной позиции обучающихся, развитие творческих способностей. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. |
1. | Участие в акциях: - «Игрушка» - «Наш уютный двор» - «Забота» - «Ветеран рядом» - «Хорошее настроение» - «Брось курить и выиграй» - «Тропа здоровья» | Декабрь 2020 апрель 2021 в теч. года в теч. года апрель 2021 май 2021 ноябрь 2020 | Кл. рук.; участники отряда волонтеров мед. работник |
2. | День самоуправления | октябрь | Кочеткова Е.В. |
3. | День толерантности «Все мы разные» | октябрь | Немцова Е.С. |
4. | Работа с обучающимися «группы риска», привлечение их к деятельности волонтерского движения силами молодежных лидеров; | ноябрь | Кульбакова В.П. Немцова Е.С. |
5. | Социальное проектирование (развитие и поддержка проектной деятельности, реализация проектов) | в теч. года | Кл. руководители, Макарова Н.А., Фунтова М.В. |
6. | Пополнение военного музея | в теч. года | Попов А.Б., кл.руководители |
7. | Кл. час «Он тоже служил России» памяти войнам Афганцам | Февраль 2021 | Кл. руководители |
8. | Конкурсная программа для девушек «Новые золушки или путь в принцессы» | Март 2021 | Вялых О.В.. |
9. | КВН «В команде с друзьями» | Апрель 2021 | Вялых О.В.. |
10. | Кл.час «Мы этой памяти верны» | Май 2021 | Кл. руководители |
11. | Подведение итогов деятельности волонтеров | 1 раз в полгода | Отв. за ВР Полоцкая Е.Ю. |
5.Ожидаемые результаты:
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых школой, районом.
Списочный состав волонтеров
ГБПОУ КГТиТ№41 СП Федосьино «ПЛАМЯ»
Куратор Кульбакова В.П.
Контактный тел.
Дата создания отряда
№ п/п | ФИО | Дата рождения | Телефон | Адрес |
| | | | |
Командир волонтерского отряда «Пламя» -
Литература
1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).