Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 323 Сказка»
План самообразования учителя-дефектолога Володиной Е.С.
на 2019-2020 учебный год
Тема: «Особенности развития временных представлений
у старших дошкольников с ЗПР
как одной из формы развития мыслительной деятельности»
Н.Новгород
2019
У детей с ЗПР имеются нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировка во времени. Известно, что уровень развития временных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять трудности в формировании представлений о времени у ребенка с ЗПР.
2.Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМП(к).
3.Динамическое изучение уровня познавательного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
4.Отслеживать соответствие выбранных методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
5.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков.
6.Консультировать педагогов и родителей.
7.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.
Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, районные методические объединения, мастер-классы.
Предполагаемый результат: Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога по данному направлению.
Направления самообразования
Проведение дефектологического обследования детей с ОВЗ (динамическое, повторное). | Сентябрь - январь -май |
Проведение коррекционно - развивающих занятий | Сентябрь - май |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ. | Регулярно |
Изучение методической литературы по проблеме. | |
Посещение занятий учителей группы № 4.Обмен опытом. | В течение года |
Курсовая подготовка в НИРО | февраль |
Изучать опыт педагогов – дефектологов через интернет-ресурсы. | Регулярно |
Знакомится с новыми технологиями, методами и приемами коррекции. | регулярно |
Составление серии занятий и апробация методов | Октябрь - февраль |
Реализация проектов по плану рабочей программы | В течение года |
Выступление на родительских собраниях по проблемам в развитии. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (консультации, открытые занятия, оформление стендов и т.п.). | регулярно |
Консультирование педагогов группы по проблеме развития. | По запросу |
Литература
1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.
2. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: учеб. пособие для детей. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. "Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М.: "Мозаика-Синтез", 2006.
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. "Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М.: "Мозаика-Синтез", 2006.
5. Нищева Н.В. ИГРАЙКА 11. Игры для формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"./ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.
7. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
8. "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения". - Программно- методическое пособие./ Под ред. Неретиной Т.Г. - М.: "Баласс", 2004.
9. Части суток. - М.: Издательство ОНИКС-Ч-25 ЛИТ, 2013.
10. Четыре времени года. - М.: Издательство ОНИКС-Ч-54 ЛИТ, 2013.
11. Четыре желания: Стихи о временах года/ Сост. Р. Данкова - М.: Издательство ОНИКС, 2010.
12. Шевченко Е.Г. "Подготовка к школе детей с ЗПР" Книга 1, 2. - М.: "Школьная Пресса", 2004.
13. Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". - ТЦ "Сфера", 2009.