Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный
план самообразования
учителя «Информатики и ИКТ»
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
К. Симонов
2018-2023 гг.
Ф.И.О. учителя: Филиппова Марина Викторовна
Предмет: Информатика и ИКТ
Образование: Высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2007г
Специальность по диплому: учитель математики и информатики.
Стаж работы, категория: 13 лет. СЗД.
Тема самообразования: Системно-деятельностный подход на уроках информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС
Цели: Преподавание курса информатики с учетом современных тенденций развития содержания и методики его преподавания в рамках введения ФГОС второго поколения.
Задачи:
формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
внедрение в учебный процесс инновационные педагогические технологии;
обеспечение программирования своей деятельности, воплощение творческого замысла.
Продолжение работы над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;
Внедрение в практику образовательной деятельности программы тьюторской подготовки учащихся, новых форм внеурочной работы с учащимися;
Создание условий для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей;
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
Использование технологий проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжение изучения педагогического опыта других учителей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, вебинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
Постоянное ведение персонального сайта преподавателя, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках информатики и во внеурочное время;
Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактических средств по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
электронного банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
пакета методразработок открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.
Разработка рабочих программ по информатики в соответствии с требованиями ФГОС;
Формирование у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
Повышение качества преподаваемого предмета;
Участие в педагогических советах, семинарах, вебинарах, в работе ШМО учителей математического цикла;
Умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, педагогических советах, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
№ | Этапы | Содержание работы | Сроки | Результаты работы |
1 | Диагностический | Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы |
Обзор методической и научно-популярной литературы по теме самообразования Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии. Изучение нормативно – правовой документации ФГОС НОО и ООО: — примерные учебные программы — примерный учебный план — планируемые результаты обучения основного общего образования — программы развития универсальных учебных действий — программа духовно–нравственного развития и воспитания школьников. Изучение новых программ, учебников, УМК по информатике и ИКТ, выяснение их особенностей и недостатков. Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет. | 2018-2019 учебный год | Конспекты. Памятки. Рекомендации. Размещение ссылок на персональном сайте. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей. Курсы повышения квалификации учителей информатики. Изучение ФГОС ООО. Изучение психолого – педагогической литературы, примерной основной образовательной программы школы. Новинки учебных пособий по информатике. |
2 | Прогностический | Раздел 2. Определение целей и задач темы (корректировка) |
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2018-2019 | План самообразования |
Раздел 3. Обучение на курсах в системе повышения квалификации |
15.02.2016-04.03.2016: Курсы повышения квалификации учителей информатики в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиО ФГАОУ ВО «КФУ» по программе «Системно-деятельностный подход на уроках информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС». КФУ УПК 044658 рег.№УПК-20-019371/2016; в объеме 108 часов Участие в организации и проведении районного основного государственного экзамена в Тетюшском муниципальном районе. Благодарность МКУ «Отдел образования ИК ТМР РТ») Участие в организации сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус зимняя сессия» 2017г (Диплом) Участник фестиваля муниципальных образований Республики Татарстан по поддержке и развитию детского технического творчества «Без берге». 12-13 мая 2017г (Сертификат) Преподаватель курсов «Основы компьютерной грамотности» в Тетюшском районе Республики Татарстан. Благодарственное письмо Регионального Отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республики Татарстан. 2017 г Проведение районной консультации для выпускников 11 класса по вопросам подготовки к ЕГЭ по информатики. Приказ №185-к от 27.11.2019г (Благодарность МКУ «Отдел образования ИК ТМР РТ») 17.10.2019 – 30.10.2019: Курсы повышения квалификации учителей информатики в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан по программе «Практические вопросы использования электронных образовательных ресурсов». ИРО РТ 180002189945 рег.№ИРО-001107-ВО/2019; в объеме 36 часов. Открытая школа, в объёме 36 часа, 2020г Курсы повышения квалификации учителей информатики в Институте непрерывного образования УВО «Университет управления «ТИСБИ» по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Создание интерактивного виртуального методического кабинета для конструирования учебного занятия по математике и информатике», в объёме 36 часа, 2020г «Требование к содержанию и размещению информации на официальных сайтах общеобразовательных организаций» - дистанционный курс, 2 часа | 2018-2023 учебный год | Совершенствование форм и средств организации обучения по предмету. Создание персонального сайта. Участие в работе сетевых интернет-сообществ учителей. |
| | Раздел 4. Установка первой категории. |
| 2021-2022 | первая категория |
3 | Практический | |
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса Корректировка работы. | 2018-2023 учебный год | Участие в республиканских, муниципальных научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, проектах. Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО. Участие в вебинарах для учителей информатики. Выступления на заседаниях ШМО учителей естественно-математического цикла «Требования к современному уроку информатики». Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся школы. |
4 | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3 .Представление материалов. | 2018-2023 учебный год | Обобщение и распространение своего опыта работы в рамках подготовки к аттестации педагогических работников: - открытые занятия, мастер-классы; - публикации; - выступления на семинарах, конференциях. Взаимопосещение уроков, методический разбор посещенных уроков. Участие в семинарах и работе ШМО учителей естественно-математического цикла. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта Участие в работе школьного сайта. Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, приёмов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
5 | Внедренческий | 1 .Исследование опыта в процессе дальнейшей работы. 2.Распространение опыта работы. | 2018-2019 учебный год | 1. Публикации работ детей, методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся. 2. Индивидуальный творческий проект 3. Обогащение Портфолио учителя. 4. Посещение и публикации на сайтах «Методсовет», в интернет-портале "ProШколу.ru" , электронный журнал «Большая перемена», "Банк интернет-портфолио учителей". 5. Публикации творческих и практических работ учащихся в проекте для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети |
Список используемой литературы:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2023 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2018 г. 2. Брыкова О.В., Громова Т.В.
Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2019 г.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. – № 2.
Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. – В.: «Учитель», 2015.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб., КАРО, 2013.
Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В.: «Учитель», 2014.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010 г.
Электронный сборник «Стратегические ориентиры управления качеством образования в современной школе», г.Бугульма, 2015г.
«Информатика» подготовка к ЕГЭ – 2020г.
Серия «ЕГЭ. ФИПИ – школе, тематические варианты».
«Информатика. Современный курс для подготовки к ЕГЭ» «Феникс»,2020г. и многое др.