Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
План саморазвития
воспитателя высшей кв. категории
Серяковой Ольги Сергеевны
2020 – 2022 учебный год
на тему:
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр на интерактивной доске»
г.о.г. Шахунья
2020 год
«Выживает не самый сильный
и не самый умный, а тот,
кто лучше всех откликается
на происходящие изменения…»
Чарльз Дарвин.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.
Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении - это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на подаче зрительных образов. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Сознание детей способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов.
Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска).
Актуальность В профессиональном стандарте педагога сказано, что воспитатель дошкольного учреждения обязан владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Так как я работаю в коррекционной группе, с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у них наблюдаются особенности в обучении и воспитании: трудности удержания внимания; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; быстрая утомляемость; лексико-грамматическое недоразвитие речи; гипо- или гиперактивность.
Поэтому передо мной встал вопрос, как найти более эффективные пути обучения детей данной категории, и пришла к выводу, что использование в коррекционной работе разнообразных информационных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Использование интерактивных дидактических игр дает возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она есть. Преимущество интерактивных игр состоит в том, что в них дети могут играть, передвигать картинки самостоятельно, без помощи взрослого. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально - аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Организацию работы по формированию элементарных математических представлений основывала на интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. При обучении дошкольников с ТНР опиралась на сохранные анализаторы, использовала принципы наглядности, от простого к сложному. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений продумывала объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
2. Внедрить в практику образовательной деятельности дидактические игры с применением ИКТ.
3. Обогащать знания детей новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, анализировать; устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств; ориентироваться во времени и пространстве).
4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр на интерактивной доске.
5. Создать методическую копилку дидактических игр и упражнений для интерактивной доски.
6. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего дошкольного возраста через дидактические игры на интерактивной доске: количественные представления обогатились в процессе использования интерактивных дидактических игр.
Собрана медиатека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста.
Проведены консультации с родителями и педагогами.
Реализация плана саморазвития на 2020 – 2022 г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность | Сроки |
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) | Выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования. | Изучение психолого-педагогической и методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. | Сентябрь 2020 г. |
2.Основной (практический) | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Ведение персонального сайта. Разработка дидактических игр. Пополнение предметно-развивающей среды. Применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования: выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. | В течение всего срока самообразования |
3.Заключительный (обобщающий) | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Распространение опыта работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. | Апрель – май 2021 - 2022 г. |
Проработанная литература:
Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Нищева Н.В. «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет)».
«От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.
Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 5 до 6 лет».
Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 7 до 7 лет».
Богатырева Ю.И., Косарев М.И. «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
Кукушкина О. И. «Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология». – 2012, № 5, с 27.
Крапивенко А.В. «Технологии мультимедиа и восприятие ощущений». – М., 2011г.
Тимофеева Ж.А. «О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология». – 2013, № 7, с 41-49.
Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.