ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
ТЕМА: «Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Сроки: 09.01.2018год по 27.01.2018года
Цель:
Выявить состояние работы педагогов ДОУ по ФЭМП в организованной образовательной деятельности и организации образовательной деятельности в режимных моментах.
Оценить условия для ФЭМП у детей.
Эффективность планирования работы по развитию у детей ФЭМП.
№ | Разделы плана | Содержание | Методы контроля |
1 | Обследование уровня развития детей | Соответствие уровня развития у детей элементарных математических представлений программным целям и задачам. | Анализ результатов обследования детей, проведенного в соответствии со схемами обследования. |
2 | Оценка профессионального мастерства воспитателя | Умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми. Умение взаимодействовать с другими педагогами. Владение методами и приемами развития у детей элементарных математических представление. | |
3 | Планирование работы | Эффективность планирования работы по развитию у детей ФЭМП. | Проверка планирования |
4 | Работа с родителями | | |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
с 09.01.2017 года по 27.01.2017 года
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА | МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ |
1 младшая группа «А» | ООД Сенсорное развитие |
1 младшая группа «Б» | ООД Сенсорное развитие |
2 младшие группы «А», «Б»,»В» | ООД ФЭМП |
Средняя группа «А» | ОД по ФЭМП в режимных моментах |
Средняя группа «Б» | ООД по ФЭМП |
Средняя группа «В» | ОД по ФЭМП в режимных моментах |
Старшая группа «А» | ООД по ФЭМП |
Старшая группа «Б» | ООД по ФЭМП |
Старшая логопедическая группа. | ОД по ФЭМП в режимных моментах |
Подготовительная к школе группа «А» | ОД по ФЭМП в режимных моментах |
Подготовительная к школе группа «Б» | ООД по ФЭМП |
Подготовительная логопедическая группа. | ОД по ФЭМП в режимных моментах |
Актуальность математического воспитания в детском саду.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно - образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.
С целью изучения работы коллектива по развитию элементарных математических представлений у детей проведена тематическая проверка.
В группах детского сада созданы необходимые условия для математического развития детей, в оформлении ПРС есть разнообразные модули математического содержания, познавательные уголки наполнены содержательным математическим материалом, в достаточном количестве имеются счетные палочки, магнитные цифры, геометрические фигуры, различные мерки, линейки, карточки для составления арифметических задач и др.. В методическом кабинете ДОУ имеется методическая литература по ФЭМП, раздаточный материал. Занятия по математическому развитию проводятся в соответствии Сан Пина, учебного плана и расписания занятий 1 раз в неделю, в подготовительных к школе группах 2 раза в неделю. Педагогами разработаны рабочие программы по ФЭМП, в которых прописаны цели, задачи, составлен перспективный план согласно возрасту детей.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовались следующие методы контроля:
анализ деятельности детей на занятиях;
анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
изучение планов воспитательно образовательной деятельности.
Было выявлено:
Непосредственно образовательная деятельность проводилась согласно сетке занятий, в утренний отрезок времени, время проведения соответствовало Сан Пину согласно возрасту детей. Совместная деятельность педагога с детьми проводилась во второй половине дня.
При просмотре нод 2-х младших групп «А», «Б»,(Димова О.В., Псищева Т.А.), было выявлено, педагоги провели нод в соответствии с темой недели «Транспорт». Сюрпризный момент на машине приехал зайка. При проведении нод педагоги формировали умение детей вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. При рассматривании машины, дети определяли форму: кабины, кузова, колёс. Дети умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). Дети умеют раскладывать предметы по увеличению, уменьшению длины, ). Для развития представлений о геометрических фигурах использовали игру «Найди свой домик» При игре дети называли и показывали круг, квадрат, треугольник, называя цвет геометрических фигур.
Дети слабо различают понятия – впереди, сзади, слева, справа.
2 младшая группа «В» Никонова О.В. Сюрпризный момент зайка. У детей есть знания о геометрических фигурах, правильно классифицировали геометрические фигуры (по цвету, форме). Внимательно слушали педагога, правильно выполняли задания. Дети умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, учились понимать и использовать слова, обозначающие отношение предметов по размеру: длинный - короткий, широкий – узкий. Дети были активны, внимательны при проведении игры. Педагог проводил индивидуальную работу.
В средней группе «А» Кочекова И.В. Показала совместную деятельность с детьми в режимных моментах. С подгруппой детей с помощью иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», дети считали героев сказки, при ответах использовали обобщающий жест, обводя всех животных, умеют называть числительные, обозначая количество. Пользуются математическими терминами (какай по счёту). Дети знают порядковый счет. Умеют раскладывать предметы по увеличению, уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат, треугольник.
В средней группе «Б» Афанасьева М.В. НОД проводился в соответствии с темой недели. Сюрпризный момент (письмо). У детей есть знания о геометрических фигурах. Дети знают порядковый счёт, умеют работать в парах. У детей есть знания о цифрах, умеют раскладывать цифры в прямом и обратном порядке (до 5).Дети внимательно слушали педагога, отвечали правильно предложением на поставленный вопрос. В процессе НОД педагог использовала презентацию, зрительную гимнастику, физминутку.
В средней группе «В» Савченко Н. при знакомстве с частями суток, педагог использовала стихотворение. Дети анализировали и сравнивали величину предмета, закрепляли цвет. В ходе игрового задания, закрась рыбок педагог побуждала каждого ребенка подробно пояснить свои действия. С детьми проводилась индивидуальная работа. Задачи нод соответствуют возрастной группе. Дети были активны, внимательны.
Недостатки:
- детям давать для счета раздаточный материал;
- более чётко продумывать вопросы к занятию.
В старшей логопедической группы (Сергеева Л.М), показала работу по ФЭМП в совместной деятельности в режимных моментах. Дети знают геометрические фигуры и их цвет. С помощью игрушек педагог учила детей определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д. Дети с удовольствием выполняли задание по ориентированию в пространстве на листе бумаги (раскладывали геометрические фигуры), педагог добивалась, чтобы дети проговаривали какие фигуры они разместил на листе.
Старшая группа «А» Дрокина Е.Г. Дети знают прямой, обратный счёт. Называют соседей числа. Правильно называли цифру по элементу. Сформированы знания о геометрических фигурах. При игре «Противоположности», дети использовали в своей речи синонимы (широкий, узкий, толстый - тонкий, высокий – низкий и т.д.). При работе использовала презентацию.
Старшая группа «Б» Круглова Г.И.
При проведении НОД было выявлено, что дети умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10. С практическим материалом все дети справились. У большинства детей сформировано умение видеть целое количество и называть его; называют единицы числа проговаривают каждую единицу, объединяют и называют одним числом, (пример один заяц, одна матрешка, один медведь, одна кукла, одна лиса) Значит, 5 это -1,1,1,1 и 1.
У детей сформированы понятия высоты, ширины, длины. Дети могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. При проведении нод дети были активны, отвечали на поставленные вопросы полным ответом. Педагог проводила индивидуальную работу с детьми.
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «А» Спогреева Н.И. Просмотрена совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах. Задания были направлены на развитие восприятия и внимания. Развивалось логическое мышление. Дети умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками. Умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20). Знают состав числа в пределах 10. У большинства детей рука подготовлена к письму.
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Б» Кутузова З.И.
Больше половины детей владеют количественным и порядковым счётом, прямым и обратным счетом до 10. Дети умеют складывать и вычитать в пределах 10. Есть знания составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками. Сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих, жидких веществ. Дети знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части. Дети умеют ориентироваться на листе бумаги.
У детей, перешедших с 01 сентября текущего года в подготовительную к школе группу, знания менее сформированы.
Подготовительная логопедическая группа (Буханова Т.В.)У детей есть знания о соседей числа. Знают прямой, обратный счёт. Дети умеют пользоваться условной меркой при измерении сыпучих веществ, делают правильно вывод, каких мерок и сколько вместилось сыпучих веществ и почему. Есть навык работать в парах. При ответах на вопросы, дети отвечали полным предложением проговаривая шипящие, сонорные звуки. Поставленные задачи соответствовали возрасту детей, время проведения соответствовало возрасту детей, согласно Сан Пину. (30 минут).
У детей частично подготовлена рука к письму.
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Педагоги знают программу по формированию элементарных математических представлений. В рабочих программах распланирован материал каждой возрастной группы от простого к сложному. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели всех групп согласно планированию воспитательно - образовательной работы проводят обучающие занятия по ФЭМП. Анализ просмотренных занятий показал: что все педагоги активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре).
Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
На высоком уровне построена индивидуальная работа по ФЭМП с детьми у педагогов Кочековой И.В., Спогреевой Н.И, Сергеева Л.М., Круглова Г.И, Суржикова О.М., Кутузова З.И.
Воспитатели старшей группы «А» «Б» (Дрокина Е.Г., Круглова Г.И.,) подготовительной к школе группе «Б» Кутузова З.И, Сергеева Л.М., Суржикова О.М. систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин», «Хлебозавод» и др.)
3. Создание предметно – развивающей среды в группах.
Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы.
Педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по формированию элементарных математических представлений. Воспитатели грамотно осуществляют подбор дидактических игр в группах. Во всех группах есть демонстрационный материал (как фабричный, так и сделан своими руками), разнообразный раздаточный материал (ёлочки, грибочки, матрешки, мишки, бабочки, орешки, и т.д.) карточки с двумя, тремя полосками.
В первых младших группах «А», «Б» имеются игрушки сенсорного развития (пирамидки разных размеров и форм, разнообразные вкладыши, мозайка, Куб с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, Рамки-вкладыши с различными формами, разными по величине. Дидактические игры математического характера.
Во 2 х младших группах «А», «Б», «В» (Димова О.В., Псищева Т.А., Никонова О.В.) имеются игры, направленные на формирование сенсорных эталонов, формирование пространственных и временных представлений.
В средней группе «А» много игр, направленных на формирование навыков счета, формирование понятия числа, имеются перфокарты на состав числа, на составление задач. Набор карточек с изображением количества.
В старшей и подготовительных группах имеется счетный материал, логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.
В средних группах «А», «Б», (Кочекова И.В., Афанасьева М.В.) старшей (Круглова Г.И., Дрокина Е.Г. и подготовительных группах (Спогреева Н.И.,Кутузова З.И., Буханова Т.В., Тюкавкина Е.П.) имеются геометрические конструкторы («Танграм», «Колумбово яйцо», «Мозаика» и др.), имеются различные геометрические фигуры и объемные тела, наборы цифр (на картоне, на карточках). Наборы моделей: деление на части.
Планирование работы.
Проверка планов воспитательно-образовательной работы с детьми всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по ФЭМП на занятиях, в свободной деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.
В планах освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы и оборудование для занятия.
Все педагоги планируют воспитательно-образовательную работу по ФЭМП вне занятий. В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, чтение художественной литературы.
Средний возраст: «Найди и назови», «Сделай поровну», «У кого столько же», «Найди отличия», «Чудесный мешочек», «Гаражи», «Собери бусы», «Сложи узор», Упражнения со счётными палочками, «Собери картинку».
Старший возраст: «Чего не стало», «Какой цифры не стало», «Тень», «Кто знает пусть дальше считает», «Геометрическая мозаика», Работа в тетрадях в клетку», «Составь фигуру из счётных палочек», «Дорисуй», «Допиши номер».
5. Работа с родителями.
В наглядной информации для родителей отражены рекомендации по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования.
Во всех группах оформлены памятки для родителей «Что ребенок может знать к концу года!» (где раскрыты требования программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений).
На момент проверки оформлена информация для родителей:
Первых младших «А», «Б», вторых 2 х младших «А», «Б» группах - Консультация «Сенсорное развитие детей»,
Средняя группа «А» - Практический материал «Советы родителям по выполнению математических заданий».
Средняя группа «Б» – «Дома играем, математику изучаем»
Средняя группа «В» - «Первые шаги в математику».
Старшая группа «А» - Рекомендации для родителей по ФЭМП. (практический материал).
Старшая группа «Б» - Подборка материала по ФЭМП (практические советы).
Старшая логопедическая группа – Папка «Весёлая математика дома» (практический материал), «Занимательные игры».
Подготовительная к школе группа «А» - «Играем в выдающихся математиков»
Подготовительная к школе группа «Б» - «Дидактические игры по математике», «Заполни числовую цепочку», «Найди и назови», «Составление геометрических фигур из палочек».
Подготовительная логопедическая группа – «Математика – это интересно».
Однако в ходе проверки выявлено:
У педагогов: Савченко Н.Б., Каргина Е.И.Алексеева О.А, Федющина Г.В., Псищева Т.А. недостаточно знаний методики по формированию элементарных математических представлений.
Дети старшего дошкольного возраста слабо владеют навыками опытнической деятельности и элементарного экспериментирования.
Рекомендовано:
1. Всем педагогам ДОУ систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
2. Провести семинар «Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП».
3. Провести консультацию «Обучение дошкольников решению задач» для всех педагогов ДОУ
4. Задачу по формированию навыков элементарного экспериментирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста по ФЭМП включить в план воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2017 - 2018 уч.год