Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа с элементами труда: « Что за зернышко такое, не простое— золотое» | Знакомить детей с трудом хлеборобов. Дать представление о строении и внешних отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен, процессе их посева и оптимальных условиях роста. | Загадывание загадок о колосьях, зернах, хлебе. Рассматривание колосьев. Беседа и рассматривание иллюстраций. Чтение К. Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее», Э. Сорби «Осенние колосья». Посев зерен. |
Занятие «Путешествие на хлебозавод» | Формировать представление о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду. Рассказать о работе хлебозавода. | Рассматривание альбома « Откуда хлеб пришел». Рассказ воспитателя о хлебозаводе по плану—схеме. Экологическая игра «Откуда хлеб пришел». Чтение В.Дацкевич « От зерна до каравая», А. Кольцов « Урожай». |
Наблюдение: « Осенние хлопоты человека» | Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего. | Беседа «Труд людей осенью». Дидактическая игра « Овощи и фрукты». Подвижная игра « К названному дереву—беги». Труд: посадка кустарников и многолетних цветов, перекопка земли вокруг кустарников. |
Трудовой десант: « Запасаем семена» | Закреплять знания детей о последовательности развития растения из семени; показать детям, как можно собирать семена, и рассказать о том, как их хранить. | Чтение стихотворения Г. Новицкой « осенняя сказка». Рассматривание цветов на клумбе. Сбор семян клумбовых цветов. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Чтение Б. Заходер « Дождик песенку поет». |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Овощи и фрукты на нашем столе» | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему—модель трудового процесса; воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания. | Работа со схемой « Сад и огород». Дидактическая игра «Опиши—мы отгадаем». Приготовление витаминного салата. Обсуждение структуры трудового процесса (технологии). Беседа о чистоте рук и овощей. Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Чтение Ю. Тувим «Овощи». |
Опыт « Питательные вещества» | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ. | Обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое, светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы. |
Ознакомление детей с работой дежурных в уголке природы. | Познакомить детей с приемами ухода за растениями уголка природы; показать, как надо поливать, рыхлить землю. | Рассказ воспитателя об уголке природы. Дидактическая игра « Цветочный магазин». Загадывание загадок о комнатных растений. Показ способов ухода за растениями. Знакомство с инвентарем для дежурств, с обязанностями дежурных. Назначение дежурных. |
Занятие « Путешествие растений» | Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, расширять представления детей о частях растений; упражнять в отгадывании загадок; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. | Вводная беседа. Разгадывание загадок о растениях. Рассказ воспитателя о размножении растений. Задание на эмпатию «Представьте себя семенами растений» |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Занятие « Приключение Дюймовочки» | Закреплять знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы). Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений. Учить описывать комнатные растения и узнавать их по описанию. Дать понятие о том, что растения нуждаются в нашем внимании и заботе. | Беседа о строении растений по схемам. Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай растение по описанию». Зарисовка растений. |
Опыт: « Удивительная почва» | Установить необходимость почвы для жизни растений. | Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы. |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Зимующие птицы». Изготовление кормушек для птиц. | Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах, что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года, проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; Учить детей делать кормушки для птиц. | Загадывание загадок о птицах. Дидактическая игра « Голоса птиц». Беседа о птицах. Чтение В. Бианки « Холодно в лесу, голодно!», З. Александрова « Новая столовая». Изготовление кормушек для птиц. |
Экскурсия « Путешествие к птичьим кормушкам» | Формировать бережное, заботливое отношение к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки. | Детям предлагается отправиться в путешествие к птичьим кормушкам по карте—схеме. Рассматривание деревьев. Чтение А. Яшин « Покормите птиц». Кормление птиц и наблюдение за ними на кормушках. |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Опыт: « Как выглядит корень» | Продолжать знакомить детей со строением растений. Сформировать представление детей о том, что корень всасывает влагу из почвы и таким образом обеспечивает водой все растение. | Выращивание растений в банке. Рассматривание корней растения. |
Наблюдение с элементами труда: « Мой любимый цветок» | Создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями. | В гости к детям приходит Незнайка с новым комнатным растением, но он не знает, что это такое. Составление рассказа - описания растения (с использованием моделей). Дидактическая игра « Кому что нужно». Исследовательско-поисковая деятельность (определить состояние почвы). Игра «Как выросла фиалка». |
Экскурсия в оранжерею (теплицу). | Закреплять у детей представления о потребностях растений в свете, тепле, влаге и хорошей почве; формировать представления о труде садовника (ухаживает за растениями, следит за тем, чтобы растениям было тепло, достаточно света, влаги); воспитывать положительное отношение к труду взрослых, интерес к наблюдениям за растениями. | Рассказ воспитателя о труде садовника, о выращивании растений в оранжерее (теплице). Наблюдение за трудом садовника. Дидактическая игра « Узнай растение». Труд: помощь детей по уходу за растениями. |
Труд на участке: изготовление цветного льда и украшение им новогодней елки. | Учить детей самостоятельно изготавливать игрушки изо льда: заливать расцвеченную воду в формочки, предварительно опустив в форму петельку из нитки. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела. | Объяснение показ способа изготовления игрушек изо льда . Украшение елки .Чтение стихотворений о Новом годе. Хоровод возле елки. |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа: Домашние животные—друзья человека». | Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными, установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; познакомить с трудом животноводом, рассказать, чем он интересен, полезен и почетен; развивать желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение у животным. | Загадывание загадок о домашних животных. Беседа о домашних животных с показом иллюстраций. Дидактические игры «Домашние животные», «Где кто живет» |
Опыт с луком | Выявить значение влаги, тепла, света для роста растений. | В уголке природы размещаются три луковицы: a) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконнике; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом . Результаты опытов зарисовать. |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Растение—живые существа» | Способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); формировать умения составлять рассказ по схеме-модели. | Загадывание загадки о растении. Беседа о растении. Рассматривание картинок лиственного дерева, ели, кактуса. Дидактическая игра « Живое-неживое». Постановка и решение проблемной ситуации (почему растения зимой погружаются в сон). |
Черенкование комнатных растений. | Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. | На занятие приходит Лесовичок и просит детей подарить ему новое, такое же, как у них в группе, комнатное растение. Обсуждение процесса черенкования по моделям трудового процесса. Труд детей по черенкованию растений. |
Занятие « Живые семена» | Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании. Развивать желание самим выращивать растение из семян. | Осмотр семян. Дидактическая игра на знакомство детей с этапами роста и развития овощных культур. Размещение семян в баночках с увлажненным фильтром. |
Наблюдение « Семена проснулись» | Дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения; учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки. | Рассматривание набухших семян. Совместный труд детей и воспитателя: составление земельной смеси. Обсуждение процесса посадки семян. Рассказывание детям Н. Носов « Про репку». Труд детей: посев семян. |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Осмотр и подкормка комнатных растений в уголке природы. | Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление) Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Познакомить с новым видом ухода за цветами—подкормкой. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. | Встреча детей с бабушкой Федорой, которая просит детей научить ее ухаживать за комнатными растениями. Дидактическая игра «Назовите растение». Беседа о строении растений. Беседа о правилах ухода за растениями с использованием моделей. Удобрение растений. Пальчиковая игра «Цветок». Чтение Ф. Троицкий « От чего зацвел цветок?» |
Наблюдение « Первые проростки» | Провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда. | Рассматривание проростков. Обучение детей приемам ухода за ними. Чтение Л. Аким « Апрель», Разучивание пословиц о труде. |
Занятие «Цветущие деревья» | Способствовать обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.);формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. | Загадывание загадок о деревьях. Составление описательного рассказа по схеме-модели. Игра-имитация «Распускание цветов на деревьях». Дидактическая игра « Что необходимо растению для роста и развития?». |
Совместный труд детей и воспитателя: пикирование рассады овощных культур. | Дать детям понятие «рассада», представление о ее пикировании (пересадке в отдельные горшочки). Закрепить знания о строении астения, об условиях, необходимых для его нормального роста и развития. | Рассматривание подросшей рассады. Показ приема пикирования рассады. Труд: пикирование рассады. Пальчиковая игра « Веселый кулачок» |
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Весенние заботы птиц» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам. | На занятие приходит сказочный персонаж-Карлсон и приносит с собой пакет: там веточки, бумажки, перья, вата и т. д. Беседа: « Из чего птицы строят гнезда». Дидактическая игра « Ни сорока, ни ворона». Игровое упражнение « Чье гнездо». Игровое упражнение «Чем заняты скворцы». |
Наблюдение « Первые цветы на участке» | Создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности—умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых местах, где быстро сошел снег; установления причинно-следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света). Прививать бережное отношение к первоцветам. | Игровой сюрпризный момент: в группу прилетает Божья Коровка и приглашает детей на весенний лужок. Рассматривание и анализ растений. Игра-имитация «Соберем нектар с цветов». Игра « Отгадайте-почему?». Чтение стихотворений детьми. |
Высадка рассады овощных культур на грядку. | Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приемами высадки рассады, вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями. | Беседа «Из чего можно вырастить растение». Знакомство с приемами посадки рассады. Коллективный труд: высадка рассады (рассматривание, освоение приемов посадки рассады). Пальчиковая игра « Растение». Загадывание загадок об овощах. |
Беседа « как человек охраняет природу» | Способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники–территории, на которых природа (растения, животные) охраняются; ознакомлению с Красной книгой (рассказать, что есть растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной). Побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе. | Рассказ воспитателя об интенсивном использовании человеком природы и ее загрязнении (примеры). Беседа о заповедниках. Рассматривание и беседа о Красной книге. Составление детьми своей Красной книги. Дидактическая игра «Чем мы можем помочь природе?» |