СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План трудовое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

  план для воспитателей детского сада по трудовому воспитанию 

Просмотр содержимого документа
«План трудовое воспитание»

Сентябрь

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа с элементами труда: « Что за зернышко такое, не простое— золотое»

Знакомить детей с трудом хлеборобов. Дать представление о строении и внешних отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен, процессе их посева и оптимальных условиях роста.

Загадывание загадок о колосьях, зернах, хлебе. Рассматривание колосьев. Беседа и рассматривание иллюстраций. Чтение К. Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее», Э. Сорби «Осенние колосья». Посев зерен.

Занятие «Путешествие на хлебозавод»

Формировать представление о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду. Рассказать о работе хлебозавода.

Рассматривание альбома « Откуда хлеб пришел». Рассказ воспитателя о хлебозаводе по плану—схеме. Экологическая игра «Откуда хлеб пришел». Чтение В.Дацкевич

« От зерна до каравая», А. Кольцов

« Урожай».

Наблюдение: « Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Беседа «Труд людей осенью». Дидактическая игра « Овощи и фрукты». Подвижная игра « К названному дереву—беги». Труд: посадка кустарников и многолетних цветов, перекопка земли вокруг кустарников.

Трудовой десант: « Запасаем семена»

Закреплять знания детей о последовательности развития растения из семени; показать детям, как можно собирать семена, и рассказать о том, как их хранить.

Чтение стихотворения Г. Новицкой « осенняя сказка». Рассматривание цветов на клумбе. Сбор семян клумбовых цветов. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Чтение Б. Заходер « Дождик песенку поет».



Октябрь

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа « Овощи и фрукты на нашем столе»

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему—модель трудового процесса; воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

Работа со схемой « Сад и огород».

Дидактическая игра «Опиши—мы отгадаем». Приготовление витаминного салата. Обсуждение структуры трудового процесса

(технологии). Беседа о чистоте рук и овощей. Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Чтение Ю. Тувим «Овощи».

Опыт « Питательные вещества»

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ.

Обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое, светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы.

Ознакомление детей с работой дежурных в уголке природы.

Познакомить детей с приемами ухода за растениями уголка природы; показать, как надо поливать, рыхлить землю.

Рассказ воспитателя об уголке природы.

Дидактическая игра « Цветочный магазин». Загадывание загадок о комнатных растений. Показ способов ухода за растениями. Знакомство с инвентарем для дежурств, с обязанностями дежурных. Назначение дежурных.

Занятие « Путешествие растений»

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, расширять представления детей о частях растений; упражнять в отгадывании загадок; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Вводная беседа. Разгадывание загадок о растениях. Рассказ воспитателя о размножении растений. Задание на эмпатию «Представьте себя семенами растений»






Ноябрь

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Занятие « Приключение Дюймовочки»

Закреплять знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы). Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений. Учить описывать комнатные растения и узнавать их по описанию. Дать понятие о том, что растения нуждаются в нашем внимании и заботе.

Беседа о строении растений по схемам. Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай растение по описанию». Зарисовка растений.

Опыт: « Удивительная почва»

Установить необходимость почвы для жизни растений.

Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы.



Декабрь

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа « Зимующие птицы». Изготовление кормушек для птиц.

Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах, что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года, проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; Учить детей делать кормушки для птиц.

Загадывание загадок о птицах. Дидактическая игра « Голоса птиц». Беседа о птицах. Чтение В. Бианки « Холодно в лесу, голодно!», З. Александрова « Новая столовая». Изготовление кормушек для птиц.

Экскурсия « Путешествие к птичьим кормушкам»

Формировать бережное, заботливое отношение к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки.

Детям предлагается отправиться в путешествие к птичьим кормушкам по карте—схеме. Рассматривание деревьев. Чтение А. Яшин « Покормите птиц». Кормление птиц и наблюдение за ними на кормушках.



Январь

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Опыт: « Как выглядит корень»

Продолжать знакомить детей со строением растений. Сформировать представление детей о том, что корень всасывает влагу из почвы и таким образом обеспечивает водой все растение.

Выращивание растений в банке. Рассматривание корней растения.

Наблюдение с элементами труда: « Мой любимый цветок»

Создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.

В гости к детям приходит Незнайка с новым комнатным растением, но он не знает, что это такое. Составление рассказа - описания растения (с использованием моделей).

Дидактическая игра « Кому что нужно». Исследовательско-поисковая деятельность (определить состояние почвы). Игра «Как выросла фиалка».

Экскурсия в оранжерею (теплицу).

Закреплять у детей представления о потребностях растений в свете, тепле, влаге и хорошей почве; формировать представления о труде садовника (ухаживает за растениями, следит за тем, чтобы растениям было тепло, достаточно света, влаги); воспитывать положительное отношение к труду взрослых, интерес к наблюдениям за растениями.

Рассказ воспитателя о труде садовника, о выращивании растений в оранжерее

(теплице). Наблюдение за трудом садовника. Дидактическая игра « Узнай растение». Труд: помощь детей по уходу за растениями.

Труд на участке: изготовление цветного льда и украшение им новогодней елки.

Учить детей самостоятельно изготавливать игрушки изо льда: заливать расцвеченную воду в формочки, предварительно опустив в форму петельку из нитки. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела.

Объяснение показ способа изготовления игрушек изо льда . Украшение елки .Чтение стихотворений о Новом годе. Хоровод возле елки.


Февраль

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа: Домашние животные—друзья человека».

Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными, установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; познакомить с трудом животноводом, рассказать, чем он интересен, полезен и почетен; развивать желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение у животным.

Загадывание загадок о домашних животных. Беседа о домашних животных с показом иллюстраций. Дидактические игры «Домашние животные»,

«Где кто живет»

Опыт с луком

Выявить значение влаги, тепла, света для роста растений.

В уголке природы размещаются три луковицы: a) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконнике; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом . Результаты опытов зарисовать.



Март

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа « Растение—живые существа»

Способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); формировать умения составлять рассказ по схеме-модели.

Загадывание загадки о растении. Беседа о растении. Рассматривание картинок лиственного дерева, ели, кактуса. Дидактическая игра « Живое-неживое». Постановка и решение проблемной ситуации (почему растения зимой погружаются в сон).

Черенкование комнатных растений.

Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.

На занятие приходит Лесовичок и просит детей подарить ему новое, такое же, как у них в группе, комнатное растение. Обсуждение процесса черенкования по моделям трудового процесса. Труд детей по черенкованию растений.

Занятие « Живые семена»

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании. Развивать желание самим выращивать растение из семян.

Осмотр семян. Дидактическая игра на знакомство детей с этапами роста и развития овощных культур.

Размещение семян в баночках с увлажненным фильтром.

Наблюдение « Семена проснулись»

Дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения; учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.

Рассматривание набухших семян. Совместный труд детей и воспитателя: составление земельной смеси. Обсуждение процесса посадки семян. Рассказывание детям Н. Носов « Про репку». Труд детей: посев семян.


Апрель

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Осмотр и подкормка комнатных растений в уголке природы.

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление) Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Познакомить с новым видом ухода за цветами—подкормкой. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

Встреча детей с бабушкой Федорой, которая просит детей научить ее ухаживать за комнатными растениями. Дидактическая игра «Назовите растение». Беседа о строении растений. Беседа о правилах ухода за растениями с использованием моделей. Удобрение растений. Пальчиковая игра «Цветок». Чтение Ф. Троицкий « От чего зацвел цветок?»

Наблюдение « Первые проростки»

Провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.

Рассматривание проростков. Обучение детей приемам ухода за ними. Чтение Л. Аким « Апрель», Разучивание пословиц о труде.

Занятие «Цветущие деревья»

Способствовать обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.);формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Загадывание загадок о деревьях. Составление описательного рассказа по схеме-модели. Игра-имитация «Распускание цветов на деревьях». Дидактическая игра

« Что необходимо растению для роста и развития?».

Совместный труд детей и воспитателя: пикирование рассады овощных культур.

Дать детям понятие «рассада», представление о ее пикировании (пересадке в отдельные горшочки). Закрепить знания о строении астения, об условиях, необходимых для его нормального роста и развития.

Рассматривание подросшей рассады. Показ приема пикирования рассады. Труд: пикирование рассады. Пальчиковая игра

« Веселый кулачок»

Май

Мероприятие

Цели и задачи

Методика

Беседа « Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам.

На занятие приходит сказочный персонаж-Карлсон и приносит с собой пакет: там веточки, бумажки, перья, вата и т. д. Беседа: « Из чего птицы строят гнезда». Дидактическая игра « Ни сорока, ни ворона». Игровое упражнение « Чье гнездо». Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».

Наблюдение « Первые цветы на участке»

Создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности—умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых местах, где быстро сошел снег; установления причинно-следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света). Прививать бережное отношение к первоцветам.

Игровой сюрпризный момент: в группу прилетает Божья Коровка и приглашает детей на весенний лужок. Рассматривание и анализ растений. Игра-имитация «Соберем нектар с цветов». Игра « Отгадайте-почему?». Чтение стихотворений детьми.

Высадка рассады овощных культур на грядку.

Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приемами высадки рассады, вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.

Беседа «Из чего можно вырастить растение». Знакомство с приемами посадки рассады. Коллективный труд: высадка рассады (рассматривание, освоение приемов посадки рассады).

Пальчиковая игра « Растение». Загадывание загадок об овощах.

Беседа « как человек охраняет природу»

Способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники–территории, на которых природа (растения, животные) охраняются; ознакомлению с Красной книгой (рассказать, что есть растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной). Побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе.

Рассказ воспитателя об интенсивном использовании человеком природы и ее загрязнении (примеры). Беседа о заповедниках. Рассматривание и беседа о Красной книге. Составление детьми своей Красной книги. Дидактическая игра «Чем мы можем помочь природе?»