СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План учебно-воспитальней работы изостудии "Юный художник"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План учебно-воспитальней работы изостудии "Юный художник" на 2020-2021 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«План учебно-воспитальней работы изостудии "Юный художник"»







Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п










Название разделов и тем


Теория


Практика


Общее кол-во часов





Формы проведения занятий




Раздел 1.(46 ч.) Чем работает художник

1.

Вводное занятие

2

-

2

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Индивидуальная беседа

2.


Значение картины для воспитания детей




2



2



4

Ознакомление с учебно-тематическим планом 1-го года обучения. Демонстрация картин репродукций известных художник России. Практическая работа-рисунок

3.


Чем работает художник




1



1



2

Беседа :понятие о хроматической и ахроматической гамме красок. Материал художника-краски ,карандаш ,тушь, пластилин ,цветная бумага глина ,дерево ,пластик.

4.


Что такое рисунок?




1



1



2

Вступительное .слово. Показ иллюстраций художников графиков, знакомство с графическими материалами. Практическая работа-рисунок (карандаш ,бумага).

5.


Что такое цветовой круг




2



2



4

Расположение цветовых пятен по порядку. Основные и составные цвета. Практическая работа-живопись(гуашь ,кисть ,бумага).

6.


Что такое живопись?




1



1



2

Беседа. Демонстрация картин-репродукций русских и осетинских художников .Практическая работа-живопись (гуашь, кисть, бумага).

7.


Волшебная белая и волшебная серая




-



2



2

Вступ.слово. Демонстрация картин-репродукций Н.Крымова и Пластова. Практическая работа-живопись( гуашь ,бумага ,кисть).

8.


Волшебные серые




-



2



2

Вступ.слово. Демонстрация картин-репродукций В.Попкова. Практическая работа-живопись (акварель ,кисть, бумага).

9.


А серые могут быть цветными!




-



2



2

Беседа. Показ иллюстраций картин И.Остроухова .Практическая работа-живопись (гуашь ,кисть ,бумага)


1

10.

Праздник: «День учителя!»




2



2



4

Вступ.слово. Оформление сцены актового зала. Участие обучающихся в праздничном мероприятии в зале ДДТ. г.Ардона

11.


Экскурсия: «Осенний парк».



2



2



4

Экскурсия-наблюдение осенней природы. Собирание листьев и природного материала для создания аппликаций

12.


Что может пластилин?




2



2



4

Беседа. Показ иллюстраций художников-скульпторов. Практическая работа-лепка (пластилин, стеки).


13.


«Хетагуров живопись»




-



4



4

Вступ.слово о К.Л. Хетагурове. Демонстрация картин-репродукций К.Л Хетагурова. Практическая работа: живопись (акварель ,кисть ,бумага).


14


Что такое аппликация




-



4



4

Вступ.слово. Аппликация: цветная бумага ,ткань, замша ,кожа, пластик .Практическая работа-вырезание и склеивание из цветной бумаги осенних листьев.

15.

Итоговое занятие

2

-

2

Игра «Знатоки искусства». Выставка работ обучающихся. Анкетирование и наблюдение.

Раздел 2 (40 ч.). Художник изображает, украшает и строит

16.


Мы всматриваемся в природу

1


1


2


Беседа. Показ картин-репродукций И.Левитана, И.Шишкина..К.Моне .Практическая работа -живописный этюд (акварель кисть ,бумага).

17.

Мы фантазируем

-


2


2


Вступ.слово .Занятие-импровизация .Практическая работа-рисунок ,живопись(простой и цветные карандаши ,краски ,мелки).


18.


Украшения в природе


-


2


2


Демонстрация цветных фотографий с изображением снежинок ,сосулек ,морских раковин, рыб, кораллов. Практическая работа-рисунок(цветной карандаш ,восковые мелки ,бумага).


19.


Мы создаём украшения


2


2


4


Рассказ: «Зимние кружева».Сказочные снежинки, узоры на окнах, гирлянды ,фигурки лесных животных .Практическая работа-рисунок ,живописный эскиз, аппликация(гуашь, карандаш ,цвет .бумага)


20.


Новогодняя открытка


-


4


4


Рассматривание новогодних открыток. Практическая работа :создание новогодней открытки, используя различные художественные техники(гуашь, акварель).

21.


Ёлочная игрушка


-


4


4


Вступит .слово .Демонстрация образцов ёлочных игрушек. Практическая работа :изготовление ёлочной игрушки из бумаги ,картона ,природных материалов (клей ,ножницы).

22.

Украшаем актовый зал

-

4

4

Оформление актового зала воспитанниками изостудии к Новогоднему празднику. Создание гирлянд ,украшений ,снежинок. Конкурс «Лучший новогодний плакат»

23.


Новогодний праздник.


-


4


4


Карнавальные костюмы ,маски. Участие воспитанников изостудии в новогоднем празднике. Награждение победителей конкурса новогоднего плаката призами и подарками


24.


Мир наших развлечений


-


2


2


Вступ.слово. Коллективная игра во дворе ДДТ .Лепка снеговиков, создание снежных скульптур.


25.




Экскурсия: «Зимний парк»



-

4


4


Вступ.слово. Экскурсия-наблюдение зимней природы в парке. Фотографирование ,наброски и зарисовки в альбоме(карандаш, перо ,бумага).


26.


Птицы зимой




-

4


4


Беседа. Показ иллюстраций- картин художников-анималистов . Практическая работа -рисунок ,живопись( тушь ,перо, кисть, акварель кисть),

27.


Конструируем природные формы


1


1


2


Объяснение заданной темы. Практическая работа-вырезание из бумаги морских рыбок,медуз,черепах,осминогов,раковин,водорослей(ножницы,цвет.бумага).


28.


Итоговое занятие


-


2


2


Коллективная работа: «Наши развлечения»(цвет .бумага ,клей ,ножницы). Промежуточная диагностика обучающихся.Тестирование.


Раздел 3. (46ч.) О чём говорит искусство?


29.


Мы изображаем природу таинственной и грустной.



2



2



4

Вступит. слово .Слушание музыки Поля Мориа; стихи Некрасова .Демонстрация иллюстраций картин И.Левитана, В .Борисова-Мусатова. Практическая работа (набросок, карандаш, бумага).


30.


Изображаем красоту зимы.


-

4

4

Описание зимы. Наглядный материал( фотографии ,детские работы прошлых лет).Практическая работа-лепка(пластилин, глина ,стеки).


31.


Мы изображаем природу весёлой


1


1


2


Беседа. Слушание музыки ансамбля «Русская душа». Показ картин-репродукций Б.Кустодиева. Практическая работа-живопись(гуашь, кисть ,бумага).


32.


Мы изображаем настроение

1


1


2


Рассказ о художниках Осетии (М.Келехсаев , Ш .Бедоев, Ю.Абисалов, М.Джикаев).Практическая работа-живопись(гуашь, акварель, кисть, бумага).

33.

Мы изображаем характер и настроение животных






-

4

4

Показ иллюстраций картин Е.Чарушина и В .Ватагина. Практическая работа-лепка ( скульптурный пластилин, стеки).


34.


Образ человека и его характер


-


4


4


Вступ.слово .Подборка книг-пособий: «Великие художники» .Практическая работа-рисунок(простой и цвет. карандаши, пастель ,бумага).


35.


Культура художника


2


2


4


Беседа о культуре художника .Слушание народ. музыки; демонстрация репродукций известных художников России.


36.


Праздник: «День защитника Отечества !»


-


2


2


Вступ. слово .Оформление зала ДДТ .Участие обучающихся в праздничном мероприятии.


37.


Осетинский орнамент


2


2


4


Вступ.слово .Показ книги «Осетинский орнамент»,фотографии осетинского национального костюма .Практическая работа-рисунок(карандаш, тушь ,кисть).


38.


Экскурсия «Подснежник»


-


4


4


Вступ.слово(описание весны).Экскурсия-наблюдение весенней природы .Наброски и зарисовки(простой и цвет. карандаши, восковые мелки).

39.


Праздник: «День весны-8 марта!»


2


2


4


Вступ.слово .Оформление актового зала ДДТ. Участие детей изостудии в праздничном мероприятии.


40.


Что такое композиция?


1


1


2


Объяснение темы. Показ картин-репродукций И.Репина ,И.Шишкина ,И.Айвазовского. Упражнения на передачу настроения в композиции (карандаш, тушь ,кисть ,бумага).


41.


Человек и его украшения

2


2


4


Беседа. Показ видеофильма « Исторический музей». Практическая работа- аппликация( клей бумага , ножницы).

42.


Как могут говорить украшения


-


2


2


Вступ.слово .Иллюстрации в книгах с изображением Золушки, Снегурочки, Снежной королевы).Практическая работа-живопись(гуашь ,акварель ,кисть ,бумага).


43.


Итоговое занятие


1


1


2


Игра-викторина «Художники и зрители».Выставка работ обучающихся(автор сам представляет работу).


Раздел 4 (44.ч). Как говорит искусство.


44.


Флот царя Салтана


-


4


4


Вступ.слово. Показ иллюстраций картин И.Билибина, А.Васнецова. Коллективная работа-создание панно в технике цветной аппликации(цветная бумага .клей. ножницы).




45.

Образ здания


2


4


6


Вступ.слово(описание форм зданий).Демонстрационный материал. Практическая работа -художественное конструирование(бумага, пластилин, клей, ножницы).


46.


Композиция «Весна идёт!»


2


2


4


Беседа о весенних цветах .Музыка П.И.Чайковского «Времена года».Практическая работа-живопись(акварель ,гуашь ,кисть, бумага).


47.


Птицы и звери весной


-


2


2


Вступ.слово. Демонстрационный материал(иллюстрации с птицами и животным ,фотографии, альбомы).Коллективная работа-лепка(пластилин, природ .материалы).


48.


Праздник «День птиц!»


-


4


4


Вступ.слово. Изготовление скворечников и рисование плакатов. Участие изостудии в праздничном мероприятии ,развешивание скворечников.


49.


Тёплые цвета


-


4


4


Вступ.слово .Значение тёплых цветов в искусстве. Практическая работа-живопись(гуашь ,кисть ,бумага).


50.


Холодные цвета


-


4


4


Вступ . слово. Значение холодных цветов в искусстве. Практическая работа-живопись (гуашь, кисть ,бумага).


51.


Что выражают тёплые и холодные цвета.


1


3


4


Беседа .Объяснение характера и особенностей тёплых и холодных цветов .Практическая работа-живопись(гуашь, кисть ,бумага).


52.


Тихие цвета


-


2


2


Вступ.слово. Демонстрационный материал(альбомы ,иллюстрации).Практическая работа-живопись(гуашь ,акварель ,кисть, бумага).


53.


Что такое ритм пятен?


-


2


2


Вступ.слово .Демонстрационный материал. Практическая работа-живопись(тушь ,гуашь, ,кисть ,бумага).


54.


Что такое ритм линий?


-


2


2


Вступ.слово. Демонстрационный материал. Практическая работа-рисунок(тушь ,гуашь ,перо ,фломастер ,бумага).


55.


Ритм пятен ,линий и форм -средства выразительности композиции


-


4


4


Вступ.слово .Средства выразительности композиции при рисовании весенней природы. Практическая работа-рисунок, живопись(карандаш ,гуашь ,кисть).


56.


Итоговое занятие


1


1


2


Контрольное занятие по Разделу 4.Итоговая выставка работ обучающихся .Поощрения, награждения грамотами .Задания на лето.



Итого

42

134

176 ч.












Содержание программы для групп

1 год обучения (176 часа)

Раздел 1: « Чем и как работает художник» (46 ч.)

Теория .Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности .Индивидуальные беседы с обучающимися.

Понятие о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе, рисунке, живописи .Что такое рисунок? Как работать кистью? Что такое цветовой круг? Что такое живопись? Что может линия? Что может пластилин? . Что такое аппликация? К.Хетагуров и живопись.

Экскурсия – наблюдение явлений природы. Демонстрация картин – репродукций великих художников.

Практическая работа: эскиз, этюд, набросок , зарисовка, рисунок (материалами графики); живопись ( гуашь, акварель; аппликация( цветная и белая бумага); лепка( пластилин).

Содержание учебной работы:

- работа различными материалами( гуашь, карандаш), основные и дополнительные цвета (беседа);

- изображения состояния природы (эскиз, графика-карандаш; живопись-гуашь), кисти плоские и круглые;

- тушь черная (рисунок-графика)

- животные – лепка ( пластилин, стеки);

- бумага ножницы, клей( аппликация – бумага , картон)

- Итоговое занятие по Разделу 1:игра-викторина «Знатоки искусства».Выставка детских работ(словесные поощрения юных художников за красивые работы).Анкетирование.





Раздел 2: « Художник изображает, украшает и строит» (46 ч. )

Теория. Беседа. Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация репродукций- картин художников – анималистов. Эскиз, рисунок, живопись реальных животных и фантастических животных. Показ иллюстраций И.Билибина, слушание музыки П.Чайковского «Времена года».Картины- репродукции: И.Левитана, И.Шишкина, Клода Моне. Экскурсия-наблюдение «Зимний лес». Конкурс детского рисунка «Новогодний плакат». Занятие по памяти(какие азы рисунка и живописи усвоили дети).Птицы зимой .Конструируем природные формы.

Практическая работа: коллективное творчество, создание ёлочных игрушек, гирлянд, плакатов ;макеты из бумаги сказочного города( белая и цветная бумага ,клей, ножницы); лепка (пластилин ,природные материалы, стеки).



Содержание учебной работы:

- изображение и реальность( композиция-карандаш, гуашь ,ватман);

- изображения и фантазия ( лепка-пластилин, стеке , роспись-гуашь);

- украшения и реальность (паутинка, снежинки), аппликация, бумага, картон);

- постройка и реальность – лепка ( пластилин);

- постройка и фантазия (сказочный город);

- Итоговое занятие по Разделу 2: промежуточная проверка знаний по Разделам 1 и 2 (собеседование, тестирование). Выставка работ обучающихся.

Раздел 3. « О чем говорит искусство?» (40 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа. Творческая игра«Что хотел сказать художник». Прослушивание музыки Поля Мориа, ансамбля « Русская душа» , слушание стихов Н.Некрасова, природные явления в репродукциях картин великих художников России и Осетии, их анализ. Изображение природы грустной, весёлой, задумчивой. Изображение характера и настроения животных. Образ человека и его характер. Беседа «Культура художника» . Изображаем красоту зимы и весны .Просмотр видеофильма « Русский музей».

Практическая работа: живопись, лепка, аппликация, рисунок.

Содержание учебной работы:

- изображение природы в разных состояниях ( рисунок-графика; карандаш, тушь, живопись-гуашь);

- изображение животных (рисунок-графика, карандаш-тушь);

- образ человека и его характер (гуашь, кисть);

- художественный образ - здание (лепка-пластилин, стеки, пенопласт, роспись гуашью, водоэмульсионная краска);

- Итоговое занятие по Разделу 3: творческая игра« Художник и зрители». Выставка работ обучающихся ( наблюдение их личностного роста, контрольное задание).

Раздел 4. « Как говорит искусство» (44 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Флот царя Салтана .Композиция «Весна идёт!». Беседа о средствах выражения изобразительного искусства. Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года». Птицы и звери весной. Тёплые и холодные цвет. Ритм пятен и ритм линий. Экскурсия в краеведческий музей г.Ардона. Участие детей в конкурсах детского рисунка.

Практическая работа: аппликация (цветная бумага ,картон, клей, ножницы) , наброски с натуры(восковые и пастельные мелки ,цветной карандаш, бумага); композиция(гуашь, кисть); рисунок(тушь, кисть); коллективная работа-лепка(пластилин, природные материалы).



Содержание учебной работы:

- теплые и холодные цвета (живопись-гуашь);

- ритм пятен (композиция: аппликация-цветная бумага, живопись-гуашь);

-характер линий (наброски с натуры овощей, фруктов, цветов, передача объема, изображение этих же предметов средствами живописи);

- цвет , ритм, композиция. Средства выразительности (композиция, гуашь на тему « День птиц «);

- беседы об искусстве и знакомство с произведениями искусства;

- Итоговое занятие по Разделу 4: контрольное задание. Итоговая выставка работ обучающихся (словесные поощрения и награждения грамотами юных художников). Летние рисунки.





















Учебно-тематический план 2-го года обучения.

п/п




Название разделов и тем






Теория

Практика


Общее количество часов








Формы проведения занятия


Раздел 1 (46ч.) «Каждый народ-художник»

1.

Вводное занятие

1

1

2

Ознакомление с учебно-тематическим планом 2-года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа-рисование природы Осетии (карандаш, гуашь, кисть, бумага).

2.

Искусство нашей республики

2

2

4

Вступительное слово. Показ картин репродукций художников Северной Осетии. Практическая работа – живопись (гуашь, кисть, бумага).

3.

Значение занятий рисованием.

1

1

2

Беседа об искусстве. Показ репродукций художников-графиков. Практическая работа- набросок, зарисовка ( карандаш, бумага).

4.

Пейзаж родной земли

-

4

4

Вступительное слово. Практическая работа- живопись ( акварель, кисть, акварельная бумага)

5.

Знакомство с древ. городами (Псков ,Новгород, ,Владимир)

2

2

4

Вступительное слово. Коллективная работа: «Древний русский город». Практическая работа: лепка, аппликация (бумага, картон, клей, ножницы и пластилин).

6.

Образы людей твоего города

1

3

4

Рассказ о городе. Посещение краеведческого музея г.Ардона. Практическая работа – зарисовки этюды (карандаш ,акварель, бумага).

7.

Древние города России

-

4

4

Вступительное слово. Показ иллюстраций картин В.М Васнецова, В.Сурикова. Практическая работа – аппликации и лепка (клей, бумага, картон, пластилин).

8.

Сельский труд

-

4

4

Вступительное слово. Показ фотографий людей занятых в сельском хозяйстве. Практическая работа – живопись (акварель, кисть, акварельная бумага).

9.

Праздник «День учителя»

-

4

4

Беседа. Оформление зала актового зала к праздничному мероприятию. Участие детей изостудии в празднике.

10.

Экскурсия «Осенний парк».

1

3

4

Беседа. Экскурсия-наблюдение осенней природы в парке. Собирание материала для натюрморта. Практическая работа: наброски ,зарисовки (карандаш ,бумага).

11.

Осенние каникулы

-

4

4

Вступ. слово. Показ иллюстраций детских художников. Практическая работа – рисунок, аппликация ( простой цветные карандаши, цветная бумага, клей и ножницы).

12.

Праздник «День К.Хетагурова».

-

2

2

Вступительное слово. Показ картин репродукций К.Л Хетагурова. Участие обучающихся изостудии ,выставки детских работ.

13.

Итоговое занятие

1

1

2

Вступительное слово. Коллективная работа: «Каменные башни Осетии». Практическая работа-аппликация (цветная бумага ,клей, ножницы ,гуашь). Выставка детских работ.

Раздел 2 (42ч.) Искусство народов мира.

14.

Народы, населяющие нашу землю.

2

2

4

Беседа о великом многообразии народов мира и их искусстве. Показ видеофильмы. Практическая работа – зарисовки (карандаш, бумага).

15.

Представление народов о красоте природы.

2

-

2

Беседа: Показ иллюстраций из книг, скульптур и барельефов Древней Греции. Практическая работа – зарисовки и наброски ( простой цветной карандаш).

16.

Культура Древней Греции

2

2

4

Беседа: Показ иллюстраций из книг, скульптур и барельефов Древней Греции. Практическая работа – зарисовки и наброски ( простой цветной карандаш).

17.

Культура и искусство Японии

2

2

4

Описание культуры Японии. Показ иллюстраций художников Японии. Практическая работа – рисунок (ветки, птички, цветки).

18.

Культура городов Кавказа

-

4

4

Вступ.слово. Демонстрация репродукций картин кавказских художников. Практическая работа – рисунок ( карандаш, цветные мелки, бумага).

19.






Новогодний плакат






-

4

4

Участие обучающихся изостудии в новогоднем конкурсе плакатов. Практическая работа – живопись (гуашь, акварель).

20.






Изготовление ёлочной игрушки

-

4

4

Беседа. Практическая работа – прикладное искусство(папье-маше, клей, бумага, краски, ножницы).

21.










«Новогодняя ёлка».

-

4

4

Вступительное слово. Изготовление масок, оформление зала ДДТ, участие обучающихся изостудии в праздничном мероприятии.

22.

Декоративно-прикладное искусство Северной Осетии.






2

2

4

Вступительное слово. Показ иллюстраций из книг по декоративно-прикладному искусству. Практическая работа – рисунок ( карандаш, акварель, бумага).

23.

Цветоведение








1

1

2

Беседа о цветоведении. Показ книг – пособий , журналов. Практическая работа – живопись (акварель ,кисть ,бумага).


24.

Экскурсия «Зимний парк»








-

4

4

Беседа. Экскурсия в городской парк. Наблюдение за зимними деревьями, птицами, природой. Зарисовки, наброски краткосрочные эскизы (тушь, плотная акварельная бумага, карандаш).

25.

Итоговое занятие за 1-е полугодие.


2

-

2

Игра-викторина "Знатоки искусства». Промежуточная диагностика детей, занимающихся в изостудии. Тестирование.

Раздел 3 .(56ч) Мой любимый человек

26.

Скульптура и живопись второй половины 17 века


-

4

4

Вступительное слов .Демонстрация видеофильма «Эрмитаж» Практическая работа-рисунок(цветной карандаш ,восковые мелки, тушь ,перо, кисть ,бумага).

27

Мои родители


-

4

4

Вступительное слово .Фотографии родителей воспитанников. Практическая работа-живопись (акварель,кисть ,акварельная бумага, поролон, салфетки).



28

Мои братья и сёстры

-

4

4

Вступительное слово. Фотографии. Практическая работа: живопись. (Акварель, кисть, бумага).

29

Любимые бабушка и дедушка

-

4

4

Вступительное слово .Фотографии бабушки и дедушки. Практическая работа-живопись (акварель ,кисть, бумага).

30

Школьные

друзья

-

2

2

Вступительное слово. Фотографии друзей и рисование с натуры или по памяти. Практическая работа :живопись. (Цветной карандаш, акварель, бумага.)

31.

Портрет в скульптуре



-



4



4

Беседа «Монументальная и камерная скульптура». Показ иллюстраций с изображением скульптуры. Практическая работа: лепка. (Скульптурный пластилин, стеки).

32.

Графический портрет

(рисунок)



-



4



4

Вступительное слово. Показ иллюстраций картин художников- портретистов. Практическая работа6 рисунок (Карандаш, пастель, восковые мелки, бумага).

33.

Возможности освещения в портрете.



-



2



2

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Практическая работа: аппликация или монотипия. (Цветная бумага, клей, ножницы ,бумага).

34.

Роль цвета в портрете.



-

4



4

Вступительное слово. Демонстрация видеофильма «Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина». Практическая работа: живопись. (Гуашь, кисть, бумага).

35.

Великие портретисты прошлого.



-



4



4

Вступительное слово. Демонстрация репродукций картин: Рубенса, В.Перова, И.Репина. Практическая работа: живопись. (Гуашь ,кисть, бумага).

36.

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.



-



4



4

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Иллюстрации, альбомы по искусству. Практическая работа: живопись. (Гуашь, кисть, бумага).


37.

Представление народов о духовной красоте человека.



-



4



4

Беседа. Слушание музыки Вивальди «Времена года». Демонстрационный материал, Практическая работа: рисунок. (Акварель, кисть, бумага).

38

Итоговое занят.

1

1

2

Игра-викторина «Художники и зрители».


Раздел 4 (44ч.) Искусство вокруг нас.



39.




Искусство в твоём доме.






1




1




2




Беседа «Земля мастеров». Демонстрация изделий декоративно –прикладного искусства.( Дымковская игрушка, Городецкая, Хохломская росписи. Гжель, матрёшки, изделия местных мастеров-прикладников) Практическая работа: рисунок. (Карандаш, цветные мелки ,бумага).


40.

Подарки ко Дню защитника Отечества

-

4

4

Беседа .Демонстрация поздравительных открыток, образцов детских работ прошлых лет .Практическая работа-открытка ,рисунок(акварель, кисть ,фломастер ,цвет .бумага ,клей ,ножницы).


41

Народная музыка и народные промыслы

2

2

4

Беседа. Прослушивание музыки ансамбля «Русская душа». Показ изделий народных промыслов. Практическая работа - акварельные эскизы, этюды (краски, кисть, бумага).

42

Народная игрушка :деревянные матрёшки России

2

2

4

Беседа. Слушание народных поговорок, пословиц. Демонстрационный материал. Практическая работа: эскизы ,роспись деревянных заготовок(гуашь ,акрил ,кисть ,бумага).


43

Народные промыслы: «Палех»

-

2

2

Вступ. слово. Показ иллюстраций изделий народного промысла «Палех». Практическая работа-роспись под «Палех»(гуашь, акрил, кисть, бумага)

44

Народные промыслы: «Гжель»

-

2

2

Вступительное слово .Показ иллюстраций народного промысла «Гжель»,образцов .Практическая работа-роспись под «Гжель»(гуашь, акрил, кисть ,бумага).

45

Народные промыслы: «Хохлома

-

2

2

Вступительное слово .Показ иллюстраций народного промысла «Хохлома» и образцов .Практическая работа-роспись под «Хохлому»(гуашь, акрил, кисть, бумага).

46

Народные промыслы: «Городецкая роспись»

-

2

2

Вступ.слово .Показ иллюстраций народного промысла «Городецкая роспись» и образцов. Практическая работа-роспись под «Городец»(гуашь ,акрил, кисть ,бумага).

47

Народные промыслы: «Дымковская игрушка»

-

4

4

Вступительное слово. Показ иллюстраций народного промысла «Дымковская игрушка» и игрушек .Практическая работа-изготовление игрушки(глина ,стеки, гуашь ,акрил, кисть).

48

Праздник в городском парке «День птиц»

2

2

4

Вступительное слово. Изготовление скворечников и рисование плакатов для мероприятия .Развешивание скворечников в парке ,фотографирование.


49

Экскурсия в музей

2

-

2

Беседа. Поездка в г. Владикавказ, посещение художественного музея им.М.Туганова. Рассматривание, ,изучение, фотографирование художественных произведений художников Осетии.



50



«День Великой Победы!»




-




2



2



Вступительное слово. Оформление зала ДДТ к мероприятию. Участие обучающихся изостудии в празднике Поздравительные открытки ,рисунки для ветеранов В.О.В.

51

Жанры изобразительного искусства


2

-

2

Рассказ о жанрах: портрет ,пейзаж, натюрморт, анималистический жанр ,исторический жанр ,бытовой жанр.


52

Изображение пространства


1

1

2

Беседа «Что такое «точка зрения» и «линия горизонта»? Практическая работа-рисунок (карандаш, тушь, перо, кисть, бумага).


53

Правила построения перспективы


-

4

4

Вступит, слово. Перспектива-учение о способах передачи пространства на плоскости изображения .Практическая работа-рисунок (карандаш ,восковые мелки, акварель ,бумага ,кисть).


54

Итоговое занятие

1

1

2

Контрольное задание .Итоговая выставка работ обучающихся. Поощрения и награждения подарками и грамотами юных художников. Задание на лето.


Итого

36

140

176












Содержание программы для групп

2 год обучения (176 ч.)

Раздел 1: «Каждый народ художник» (46 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа об искусстве народа Осетии. Знакомство с культурой и бытом народов Осетии. Слушание музыки Осетинских композиторов, стихов местных поэтов. Пейзаж родной земли. Древние города России. Образы людей твоего города. Осенние каникулы. Экскурсия в краеведческий музей г.Ардона

Практическая работа: живопись(гуашь, акварель, кисть, бумага); рисунок(карандаш ,бумага); композиция (цветная бумага ,природные материалы ,клей, ножницы); декоративно-прикладное искусство(картон, фольга ,дерево, клей).

Содержание учебной работы:

- пейзаж родной земли (живопись-гуашь). Эскизы осеннего парка. Копирование работ художников;

- древние города России, города Осетии. Прикладное искусство (бумага, картон, клей, ножницы). Знакомство с древними городами ( Псков, Новгород, Суздаль, Владимир) и городами Осетии ( Владикавказ, Моздок , Ардон, Алагир).

- образы людей нашего города (живопись-гуашь). Посещение районного краеведческого музея г.Ардона. Знакомство с лучшими людьми района.

- изображение сельского труда ( рисунок, живопись, композиция, карандаш, краски). Зарисовки по представлению;

- Итоговое занятие: Выставка детских работ.

Раздел 2: « Искусство народов мира» (42 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности . Беседа о великом многообразии народов мира и их искусстве. Видеофильмы архитектурных ансамблей памятников культуры (Древняя Греция, Япония, Западная Европа). Культура городов Кавказа. Слушание классической музыки. Декоративно-прикладное искусство Северной Осетии. Экскурсия «Зимний парк». Занятие по памяти после посещения парка, для тренировки зрительной памяти.

Практическая работа: этюды, зарисовки, наброски. Техника папье-маше, индивидуальные композиции.

Содержание учебной работы:

- представление народов Западной Европы о красоте человека. Постройки природы ( композиция, бумага, тушь, краски, ножницы, кисти). Зарисовки, эскизы, наброски с целью изучения архитектуры, природы, одежды человека. Зарисовка природы Японии через детали, характерные для японских художников ( ветки, птички, цветки);

- папье-маше, прикладное искусство ( бумага .клей и ножницы). Беседа о своеобразии культуры Древней Греции. Зарисовки , наброски элементов архитектуры, людей в движении;

- беседы по искусству и знакомство с произведениями искусства;

- Итоговое занятие по Разделу 2.Игра : « Знатоки искусства».



Раздел 3. « Мой любимый человек» (56 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Рассматривание и изучение фотографий с изображением мамы, папы, брата и сестры, дедушки, бабушки и друзей .Возможности освещения в портрете .Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого .Посещение художественного музея им.М.Туганова. Представление народов о духовной красоте человека. Проверочное занятие.

Практическая работа: портрет, рисунок, живописный портрет.

Содержание учебной работы:

- портрет в графике ( рисунок, карандаш). Беседа о красоте человека;

-портрет в живописи( акварель). Наброски , зарисовки фигуры знакомого человека с натуры и по памяти;

- портрет в живописи (гуашь). Портрет человека труда. Моя будущая профессия: художник, скульптор, оформитель, декоратор;

- Итоговое занятие по Разделу 3: игра «Художники и зрители» . Выставка детских работ. Контрольное задание».

Раздел 4. « Искусство вокруг нас» (44 ч.)

Теория . Инструктаж по технике безопасности .Беседа. Демонстрация работ прикладного искусства с красиво- оформленными предметы быта. Демонстрация иллюстраций с изображением Городецкой и Дымковской игрушек, предметов народных промыслов (Палех, Гжель ,Хохлома). Матрёшки: Семёновская, Загорская, Мериновская, Полхово -Майданская. Слушание народных пословиц, поговорок, народной музыки .Занятие-экскурсия в краеведческий музей .Участие в конкурсах детского рисунка. Участие в мероприятии ДДТ «9 Мая -День Великой Победы!» Жанры изобразительного искусства.

Практическая работа: работа над эскизами, лепка из пластилина, роспись гуашевыми и акриловыми красками, техника папье-маше, иллюстрации к любимым сказкам.

Содержание учебной работы:

- народные промыслы (беседы о народных промыслах);

- платок твоей мамы. эскиз ( живопись: акварель, гуашь);

- матрёшка, сувениры, знакомство с матрёшками ( Семёновская, Загорская, Мериновская, Полхово -Майданская). Эскизы матрешек;

- предметы быта, беседа о посуде, ее форме, декоре, материалах;

- твои книжки, иллюстрации, рисунок, живопись ( карандаш, краски, кисти);

- поздравительные открытки , прикладное искусство ( аппликация, коллаж);

- Итоговое занятие по Разделу 4: контрольное задание. Итоговая выставка работ обучающихся. Поощрения и замечания по работе. Задания на лето.





На базовом уровне

Воспитанники должны знать к концу 2 года обучения:

Личностные результаты

- крупные и значимые произведения выдающихся русских художников и мастеров Осетии;

-как художественными средствами передавать построения изображаемых предметов, строений, людей, животных, линейной и воздушной перспективы;

-специальные приёмы работы гуашью, акварелью, металлическими перьями, пастельными и восковыми мелками;
-понимать роль и значение изобразительного искусства в духовной жизни человека;
-проявлять трудолюбие, инициативность, любознательность, уважение к творческому труду –это так называемые социально-ценностные личностные качества.

Метапредметные результаты.

-грамотный поиск информации в сети интернета для создания самостоятельных творческих работ;

-адекватно, самостоятельно оценивать свои творческие работы;

-владея основами самоконтроля и самооценки, самостоятельно выполнять коллективные творческие работы;
-наблюдать и видеть большое в малом, ставить перед собой цель и искать способы её решения;

-работая над творческой задачей, проектом, использовать информационно-коммуникационные технологии, для развития собственных компетенций.

Предметные результаты.

-правила техники безопасности при работе с графическими материалами;

-изобразительное и декоративно-прикладное искусство России, Осетии, в формате своего уровня; архитектурные ансамбли Московского Кремля, древних городов России и Европы;

-пластические свойства бумаги и картона;

-холодные и тёплые цвета и оттенки;

-правила композиции, воздушной и линейной перспективы;

-некоторые техники создания декоративных изделий: роспись досок, металлопластика, создание ёлочных игрушек;
-правила смешивания красок, использование различных выразительных средств изображения;

-значение орнамента и его применения в художественном образе.

-





Воспитанники должны уметь к концу 2 года обучения

- применять творческий подход при самостоятельном выполнении практических заданий;

- осмысленно использовать специально художественную терминологию;

-самостоятельно комбинировать различные художественные техники для достижения выразительности образа;

- применять грамотно на практических занятиях законы живописи, композиции; уметь передавать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- грамотно изображать на бумаге пропорции, размер, формы предметов;

- соединять простые объемные формы из бумаги в более сложные конструкции;

- передавать движение машин, людей, животных в сюжетных работах;

- обогащать изображения предметов характерными деталями;

-обогащать изображения предметов характерными деталями;

- поддерживать хорошее отношение и сотрудничать с друзьями в коллективе; помогать в решении творческих проектов.











Учебно-тематический план 3-го года обучения.

п/п

Название разделов и тем

Теория

Практика

Общее количество часов

Форма проведения занятий

Раздел 1 (32ч.) Виды изобразительного искусства.

1.

Вводное занятие

1

1

2

Ознакомление с учебно-тематическим планом 3-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Пространственные виды искусства: архитектура, дизайн ,декоративность. Практическая работа-рисунок.

2.

Какие бывают виды изобразительного искусства?

2

-

2

Беседа о видах изобразительного искусства: живописи. графике, скульптуре .Видеофильм об искусстве. Демонстрация картин-репродукций известных художников России и Осетии.

3.

Художественные материалы

1

1

2

Рассказ о художественных материалах: живописных, графических и скульптурных .Практическая работа-живопись, графика (акварель, цветной карандаш, кисть, бумага).

4.

Рисунок –основа изобразительного творчества

-

2

2

Вступ. слово. Учебный рисунок, творческий рисунок, технический рисунок, набросок ,зарисовка. Практическая работа-рисунок (карандаш, бумага)

5.

Художественный образ

2

2

4

Беседа. Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года». Практическая работа- графические зарисовки цветов ,листьев ,деревьев (карандаш, восковые мелки, пастель, бумага).

6.

Линия и её выразительные возможности

-

2

2

Вступительное слово. Характер линии . Практическая работа –рисунок (цветной карандаш, тушь, кисть, бумага).

7.

Пятно –как средство выражения

-

2

2

Вступительное слово. Демонстрация иллюстраций картин известных русских и осетинских художников. Практическая работа-рисунок (акварель ,тушь, кисть).

8.

Культура художника.

1

1

2

Беседа. Слушание музыки Ф.Шопена. Показ картин- репродукций осетинских и русских художников. Практическая работа живопись (акварель, кисть, бумага)

9.



Экскурсия «Осенний парк»

1

1

2

Вступит. слово. Экскурсия в городской парк, с целью наблюдения за природой и зарисовками. Практическая работа -наброски и зарисовки (простой и цветной карандаш, бумага).


10.

Цветоведение в живописи и рисунке


2

-

2

Беседа. Цвет-дитя света. Цветовой круг .Основные и дополнительные цвета .Демонстрационный материал (таблицы, схемы, карточки с цветами).


11.

Праздник: «День учителя»


-

2

2

Вступит. слово. Коллективная работа: оформление актового зала ДДТ к праздничному мероприятию. Участие детей изостудии в празднике.


12.

Объёмные изображения в скульптуре


-

2

2

Объяснение характера художественного материала. Крупная скульптура и мелкая (барельеф и рельеф). Практическая работа-лепка (скульптурный пластилин формопласт, стеки).


13.

Основы языка изображения

1

1

2

Беседа .Демонстрация видеофильма «Эрмитаж». Практическая работа-живопись (гуашь, акварель ,бумага).

14.

Праздник «День Коста»

-

2

2

Вступит. слово. Выставка детских работ ,посвящённых дню рождения К.Л.Хетагурову. Оформление зала ДДТ к праздничному мероприятию. Участие обучающихся изостудии в празднике.

15.

Итоговое занятие

1

1

2

Беседа-опрос по пройденному материалу .Выставка работ детей. Наблюдение, поощрение и замечания по работе.

Раздел 2 (34ч.) Мир наших вещей. Натюрморт.

16.

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

1

2

Вступ.слово. Демонстрация произведений Леонардо да Винчи ,М.Шагала. Практическая работа: живопись (акварель ,кисть ,бумага).

17.

Изображение предметного мира: натюрморт

-

2

2

Вступ.слово. Демонстрация иллюстраций художников Караваджо, И.Грабаря, М.С. Сарьяна. Практическая работа: живопись(кисть ,гуашь).

18.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

-

2

2

Вступительное слово. Практическое занятие: рисунок (карандаш, тушь ,перо, кисть).

19.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

-

2

2

Вступительное слово. Что такое линейная перспектива. Практическая работа : рисунок, изготовление из бумаги геометрических фигур ( бумага, гуашь ,клей ,ножницы).

20.

Освещение. Свет и тень

-

2

2

Вступительное слово. Демонстрация репродукций картин известных художников. Практическая работа: рисунок (бумага, карандаш, тушь).

21.

Натюрморт в графике

1

1

2

Беседа. Офорт, гравюра, линогравюра. Практическая работа: рисунок (тушь, перо, кисть).

22.

Цвет в натюрморте

2

2

4

Беседа. Демонстрация репродукций картин Поля Сезана, И.Грабаря, К.А. Коровина, А.Герасимова. Практическая работа: живопись ( акварель ,кисть ,бумага).

23.

Выразительные возможности натюрморта

1

1

2

Вступительное слово. Практическая работа: живопись.

24.

Новогодняя игрушка

-

2

2

Вступ. слово. Демонстрация образцов новогодних игрушек. Практическая работа : создание игрушки из бумаги картона, техника папье-маше. (клей, бумага, ножницы ,краски).

25.

Новогодний праздник

-

2

2

Изготовление новогодних масок. Оформление актового зала гирляндами ,украшениями и игрушками. Участие детей изостудии в праздничном мероприятии.

26.

Рождественская открытка

-

4

4

Дидактический материал: старинные рождественские открытки. Практическая работа: создание открытки (акварель, гуашь, фломастер, кисть, бумага)

27.

Композиция в натюрморте

-

2

2

Объяснение композиций в натюрморте. Восточный натюрморт. Практическая работа -живопись (гуашь, акварель, пастель, бумага, кисть).

28.

Знатоки искусства

2

-

2

Игра викторина «Знатоки искусства». (Виды натюрморта, пейзаж, портрет, особенности композиции в натюрморте).

29.

Экскурсия «Зимний сад»

1

1

2

Экскурсия-наблюдение явлений зимней природы. Практическая работа: наброски и зарисовки в городском парке (карандаш, восковые мелки, пастель, бумага).

30.

Итоговое занятие

1

1

2

Беседа – обсуждение работ обучающихся. Выставка детских работа. Промежуточная диагностика. Тестирование.

Раздел 3 (38ч.) Вглядываясь в человека.

31.

Образ человека- главная тема в искусстве.

2

-

2

Беседа. Портрет- образ определенного реального человека. Камерный и парадный портреты. Демонстрационный материал.

32.

Конструкция головы человека

-

4

4

Описание задания. Пропорции -это соотношение величин частей составляющих одно целое. Практическая работа – аппликация (бумага, клей, ножницы).

33.

Изображение головы в пространстве

-

2

2

Вступ.слово. Демонстрационный материал. Практическая работа : построение головы человека в пространстве (карандаш, тушь ,кисть, перо, бумага).

34.

Наброски фигуры человека

1

1

2

Беседа. Демонстрация иллюстраций набросков и зарисовок известных художников. Практическая работа набросок(карандаш ,кисть, бумага, тушь).

35.

Портрет одноклассника

-

4

4

Вступительное слово. Фотографии и образцы. Практическая работа: рисунок (простой и цветной карандаши, бумага).

36.

Композиция «Любимый урок»

1

1

2

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Практическая работа – создание композиционного рисунка ( цветной карандаш, пастель, бумага).

37.

Скульптурная композиция «Спортивная школа».

1

1

2

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Практическая работа: создание композиционного этюда (акварель, кисть, бумага).

38.

2-х фигурная композиция « Человек и труд».

-

2

2

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Практическая работа – лепка из пластилина: шахтера ,столяра, строителя (стеки ,пластилин).

39.

2-х фигурная композиция «Человек и животное».

-

2

2

Вступительное слово. Демонстрационный материал. Практическая работа : лепка пограничника с собакой ,всадника на коне, пастуха с отарой (стеки, пластилин).

40.

Экскурсия

2

-

2

Экскурсия в художественный музей им. М.Туганова.

41.

Осетинские национальные танцы

-

2

2

Вступ.слово. Демонстрация фотографий картин-репродукций художников Северной Осетии. Практическая работа : живопись (акварель ,гуашь ,кисть ,бумага).

42.

Композиция « Танцы Нартов».

-

4

4

Вступительное слово. Демонстрация иллюстраций из Нартского Эпоса. Практическая работа : создание коллажа из цветной бумаги. Костюмы девушек и парней ( цветная бумага ,ножницы ,клей, акварель кисть).



43.



Осетинский национальный костюм.




-



2



2



Беседа об осетинском мужском и женском национальном костюме. Картины осетинских художников .

Демонстрация иллюстраций Осетинский художников, фотографии ,образцы ,образцы костюмов. Практическая работа: создание коллективной работы ( цветной и простой карандаши, акварель ,гуашь, кисть).

44.

Люди труда в поле

-

2

2

Вступ.слово. Разъяснение детям темы. Демонстрационный материал. Практическая работа: живопись (гуашь ,кисть, бумага).

45.

Люди в военной форме. Защитники Отечества.

-

2

2

Вступ.слово. Показ видеофильма «Российская армия». Практическая работа: живопись (бумага, акварель ,гуашь ,кисть)

46.

Итоговое занятие

1

1

2

Вступ.слово. Оформление детских работ, выставка, приглашение на выставку родителей. Контрольное задание.

Раздел 4 (40ч.) Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

47.

Корни народного искусства

2

2

4

Беседа. Анализ литературного и иллюстрационного материала по ДПИ. Народная музыка России и Осетии. Пословицы поговорки . Практическая работа : рисунок (карандаш ,бумага).

48.

Древние образы в народном искусстве

-

2

2

Вступ.слово. Скульптурная лепка символических украшений: солнечных дисков, колец ,фантастических птиц, древа жизни. (пластилин, формопласт ,стеки).

49.

Прикладное искусство

-

4

4

Вступ.слово. Изготовление предметов быта из бумаги и дерева: ложки ,бочонки ,солонки и их роспись. ( бумага карт он ,гуашь ,клей, ножницы).

50.

Зарисовка предмета быта

1

1

2

Беседа. Зарисовка простыми цветными карандашами старых кувшинов ,чашек ,мисок, подсвечников. ( карандаш, тушь, кисть ,бумага).

51.

Композиция : «Русский хоровод».

-

4

4

Вступ.слово. Создание коллажа из цветной бумаги. Костюмы девушек и парней (цветная бумага, ножницы ,клей).

52.

Поздравительная открытка к 9 Маю.

2

2

4

Рассказ о войне. Создание поздравительной открытки к дню Великой Победы. ( акварель ,гуашь, кисть ,клей ,ножницы, бумага).



53.



Экскурсия в краеведческий музей г.Ардона



2



2



4



Беседа. Посещение краеведческого музея г.Ардона, зарисовка предметов быта (простой и цветной карандаш ,бумага).

54.

Городецкая роспись по дереву

-

4

4

Вступ. слово. Демонстрационный материал ( иллюстрации и образцы). Практическая работа: роспись досок акриловыми красками (акрил ,кисть ,доска).

55.

Деревянные матрёшки России

-

4

4

Вступ.слово. Демонстрационный материал. Практическая работа: роспись матрёшек (гуашь ,акрил, кисть).

56.

Роспись разделочных досок ( по народным мотивам ). -

1

1

2

Беседа. Демонстрационный материал. Практическая работа: роспись доски акриловыми красками (доска ,акрил ,кисть).

57.

Роспись разделочной доски ( по мотивам Хохломы)

1

1

2

Беседа. Демонстрационный материал. Практическая работа: роспись доски акриловыми красками (доска, акрил ,кисть).

58.

Экскурсия «Школьное лето!»

1

1

2

Беседа . Экскурсия в городской парк в конце мая. Наблюдение за природой. Практическая работа . Наброски и акварельные этюды ( акварель ,цветной карандаш ,восковые мелки и бумага).

59.

Итоговое занятие за 9 месяцев.

1

1

2

Оформление работ обучающихся изостудии. Выставка. Контрольное задание. Задание на лето.



ЛЛ




Раздел 5 (32ч.) Летние каникулы. Природа Кавказа..

60.

1 Июня- День защиты детей

0,5

1,5

2

Значение Международного праздника-Дня защиты детей для подрастающего поколения.

Детский рисунок на асфальте.

61.

Здравствуй, лето!



-



2



2

Вступительное слово. Практическая работа: графический рисунок цветными карандашами на летнюю тематику.

(Бумага, цветные карандаши.)

62.

Всемирный день окружающей среды.



0,5



1,5



2

Беседа о значении охраны окружающей среды для людей всего мира. Практическая работа: создание живописных рисунков на экологическую тему. (Бумага, гуашь, кисть.)


63.

Мы едем в горы!



0.5



1,5



2

Беседа, посвящённая горам Кавказа; животный и растительный мир горных территорий. Практическая работа: акварельные живописные этюды. (Акварельная бумага, кисть, карандаш.)

64.

Дикие животные наших гор!



0.5



1,5



2

Вступительное слово о животном мире Практическая работа: создание живописных работ, с изображением хищных и травоядных животных. (Бумага, гуашь, кисть.)


65.

Горные птицы Северного Кавказа.



0,5



1,5



2

Вступительное слово. Иллюстрации и фотографии с изображением горных птиц. Практическая работа: создание живописных работ. (Бумага, кисть, карандаш.)

66.

Горные реки, озера, водопады Осетии.



1



1



2

Беседа о горных реках, озёрах, водопадах Северной Осетии. Иллюстрации и фотографии по теме. Практическая работа: создание графических рисунков. (Бумага, цветной карандаш.)

67.

27 июля -День молодёжи.



1



1



2

Беседа с подростками и молодёжью о молодом поколении в России. Иллюстрации и фотографии. Практическая работа: создание композиционных живописных работ с изображением жизни молодых людей. (Бумага, гуашь.)

68.

Ратные и трудовые традиции нашего народа.



0,5



1,5




2

Беседа воинов-интернационалистов, ветеранов Вооружённых Сил СССР и России с подростками о прошедших войнах, трудовых подвигах нашего народа. Практическая работа: создание 3-х фигурной скульптурной композиции. (Скульптурный пластилин, стеки, доска.)


69.

Здоровый образ жизни молодёжи.



0,5



1,5



2

Вступительное слово. Иллюстрации и фотографии. Практическая работа: создание работ в технике аппликации на тему спорта и здорового образа жизни. (Цветная бумага, кисть, ножницы, клей.)


70.

Роботы и робототехника в нашей жизни.



0,5



1,5



2

Беседа с подростками о значении науки, робототехники в жизни человека. Практическая работа: создание живописных и графических работ в технике аппликации. (Цветная бумага, кисть, ножницы, клей.)


71.

Летний отдых на море.



0,5



1,5



2

Вступительное слово о море и морских обитателях. Безопасное купание и отдых на море. Практическая работа: живописные рисунки и работы на морскую тематику. (Акварельная бумага, кисть, цветной карандаш.)




72.

Морская фауна.



0,5



1,5



2

Вступительное слово: кораллы, морские звезды и рыбы, дельфины и киты. Практическая работа: живописные акварельные и гуашевые работы. (Бумага, акварель, гуашь, кисть.)


73.

26 июля -День ВМФ России!



0,5



1,5



2

Беседа о Военно-морских силах России .Практическая работа: создание работ в технике аппликации. (Цветная бумага, клей, ножницы, кисть.)


74.

Урожай летних фруктов и овощей.






1



1

Вступительное слово. Фрукты и овощи на столе. Практическая работа: создание живописного этюда с фруктами и овощами. (Бумага, акварель, кисть.)


75.

Итоговое занятие.




1



1

Подведение итогов работы изостудии за учебный год. Оформление детских работ в «паспарту». Выставка детских работ. Награждение грамотами лучших обучающихся .



Итого:

50

126.

176 ч.



















Содержание программы для групп

3 год обучения (176 часов)

Раздел 1. « Виды изобразительного искусства» (32 ч.)

Теория. Вводное занятие. Ознакомление детей с учебно-тематическим планом 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о пространственных видах искусства: архитектуре ,дизайне, о декоративно-прикладных видах искусства. Главные изобразительные виды искусства: живопись ,графика ,скульптура. Художественные материалы. Художественный образ. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Участие в республиканских конкурсах детского рисунка. Пятно, как средство выражения. Экскурсия-наблюдение «Осенний парк». Участие в мероприятиях ДДТ «День учителя», «День К.Хетагурова». Отработка навыков работы с графическими материалами. Беседа о правилах и законах цветоведения.

Практическая работа: работа в художественных техниках «Точечный рисунок», «Сухая кисть»(гуашь, акварель, акриловые краски ,кисть. бумага); выполнение учебной работы по рисунку, живописи и композиции.

Содержание учебной работы:

- линия, пятно; рисунок (карандаш, перо, тушь).Управление по динамике. Отработка штрихов. Зарисовки ,эскизы к композициям « Подводный мир», « Травушка-муравушка», «Волшебный замок».

- колорит, свет, объем, средства художественной выразительности, беседа о цвете. Беседа о правилах и законах цветоведения: ахроматические и хроматические цвета. Разница цветов по светлоте: теплые и холодные. Использование музыки Н. Римского-Корсакова: « Океан-море синее»;

- пространство, композиция, основы художественной выразительности. Беседа о роли тона и цвета в изображении пространства. Упражнения по перспективе;

- значение рисунка в работе художника (графика ,рисунок по представлению и с натуры пейзажа;

- черное и белое, средства графики, рисунок (карандаш, тушь, перья, кисть). Выполнение графических листов на тему « Мир моей фантазии»;

- цвет: основа искусства в живописи. Живопись(краски, кисти, ватман). Создание этюдов «Осенний парк»;

- Итоговое занятие по Разделу 1: индивидуальные беседы с обучающимися по пройденному материалу. Наблюдение личностного роста обучающихся. Тестирование.



Раздел 2: « Мир наших вещей. Натюрморт». (34 ч.)

Теория. Объяснение раздела детям. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о реальности и фантазии в творчестве художника. Натюрморт- изображение предметного мира. Понятие формы и многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива .Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте .Выразительные возможности натюрморта .Конкурс детского рисунка «Новогодний плакат». Ёлочная игрушка и Рождественская открытка. Занятие-импровизация «новогодняя композиция». Композиция в натюрморте .Игра-викторина «Знатоки искусства». Экскурсия «Зимний сад».

Практическая работа :изображение натюрморта в графике и в цвете ,выполнение учебной работы в различных художественных техниках; создание «новогодней композиции».

Содержание учебной работы:

- роль фантазии в жизни человека. Беседа: «Что такое творческое воображение художника и творческое воображение зрителя»;

- композиционный центр натюрморта. Создание натюрморта в технике аппликации (бумага, клей, ножницы);

- простые геометрические фигуры и анализ строения формы предметов, создание из бумаги простых геометрических фигур;

-сложные пространственные соотношения геометрических тел, свободный рисунок, взаимодействие геометрических тел;

- особенности света, характер освещения одно из самых сильных средств выразительности. Практическая работа: карандашная зарисовка при боковом освещении;

- создание графического натюрморта пером и черной тушью, перо можно заменить гелевой ручкой;

- понятие о выразительности цвета: натюрморт в красках, выражающий праздничное или грустное настроение , имеющий утренний или вечерний вид;

- создание исторического натюрморта, в котором присутствуют предметы старины или войны;

- Итоговое занятие по Разделу2 : выставка детских работ .Промежуточное тестирование обучающихся, контрольное задание.

Раздел 3. «Вглядываясь в человека» (38 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о красоте человека /внутренняя и физическая красота /. Анализ картин Леонардо да Винчи, А.Дюрера, И.Репина, М.Врубеля, Ф.Хальса, Д.Веласкеса, Ф.Гойи, А.Дейнеки, П.Корина, М.Джикаева,Ю.Абисалова. Изображение головы в пространстве. Наброски фигуры человека .Портрет одноклассника .Композиция «Любимый урок».Скульптурная композиция «Спортивная школа».Двухфигурная композиция «Человек и труд». Двухфигурная композиция «Человек и животное».Люди труда в поле. Экскурсия в худ .музей им. М.Туганова. Осетинские национальные танцы .Композиция «танцы нартов».Осетинский национальный костюм .Люди в военной форме -защитники Отечества.

Практическая работа: Выполнение задания (рисунок, живопись, аппликация). Конструкция головы и фигуры человека, изображение ее в пространстве в графике и цвете; создание скульптурных композиций в пластилине; осетинские нац. танцы и костюмы (акварель. гуашь, кисть. цвет. мелки ,цве т.бумага).

Содержание работы:

- портрет в графике, рисунок(карандаш). Беседа о красоте человека. Анатомия человека. Практическая работа: пропорции и индивидуальность. Наброски, зарисовки фигуры человека с натуры и по памяти;

-описание задания

- портрет в живописи (акварель ,гуашь). Портрет человека труда. Наброски, зарисовки (карандаш);

-скульптурная композиция(пластилин ,глина).Спортивная школа. Человек и животное(пластилин);

-осетинское национальное искусство ; создание живописных и графических работ по ,теме; особенности национального костюма и танцевальных движений, (акварель, гуашь ,цвет. бумага);

- музеи мира, беседа о музеях мира;

-показ видеофильма о Российской армии ,живописные и графические работы на военную тему(карандаш ,гуашь ,акварель);

- Итоговое занятие по Разделу 3 :выставка детских работ, опрос ,тестирование.



Раздел 4. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (40 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о корнях народного искусства. Анализ литературного и иллюстрационного материала на тему: «декоративно-прикладное искусство». Слушание народной музыки, поговорок , пословиц, притч. Беседы о древних народных образах, символике цвета и формы, народном орнаменте, традициях , обрядах, украшении жилища, одежды. Прикладное искусство. Зарисовка предметов быта .Поздравительная открытка. Экскурсия в краеведческий музей г.Ардона .Народные промыслы России(Городецкая роспись ,Гжель Палех ,Хохлома).Экскурсия «Здравствуй ,лето!»

Практическая работа: лепка, коллаж, композиция.









Содержание работы:

- древние образы в народном искусстве: лепка солнечных дисков, коней, фантастических птиц, древа жизни. Прикладное искусство – изготовление предметов быта: ложек, ковшей, чашек в форме птиц, зверей ( бумага ,картон, гуашь);

-народные промыслы России ,роспись разделочных досок, создание матрёшек из в технике папье-маше;

- связь формы и украшения в предметах народного быта. Разработка индивидуально-коллективных проектов форм и орнаментов для народной утвари и посуды;

-изготовление поздравительной открытки к дню Великой Победы;

- русский хоровод , осетинский танец-композиция (коллаж-аппликация из цветной бумаги);

- Итоговое занятие по Разделу 4: выставка работ обучающихся 3-го года обучения, подведение итогов обучения; тестирование. Оформление работ в «паспарту» ,поощрения и награждения юных художников дипломами и подарками.



Радел 5 . «Летние каникулы. Природа Кавказа»(32 ч.)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о значении праздника- Дня защиты детей. Демонстрационный и иллюстрированный материал по природе Кавказа. Фотоматериалы и иллюстрации художников Росси и Осетии по животному и растительному миру Кавказа. Беседа с подростками о молодом поколении России. Ратные и трудовые подвиги нашего народа. Беседа о значении робототехники в нашей жизни. Море и морские обитатели. День ВМФ России.

Практическая работа: живопись, рисунок, аппликация, лепка.



Содержание работы:

-работа с различными материалами (краски, гуашь, акварель карандаш, цветная бумага);

-изображение и реальность (бумага, клей, ножницы);

-изображение и фантазия (гуашь, бумага, кисть);

-тёплые и холодные цвета (акварель, бумага, кисть);

-изображение купающихся детей (гуашь, кисть, бумага);

-изображение кораблей и авиации Военно-морского флота (бумага, клей, ножницы).

Итоговое занятие. Итоговая выставка работ обучающихся. Контрольное задание. Поощрение и награждение грамотами.



-

Воспитанники должны знать к концу 3 года обучения



Личностные результаты



- виды и жанры изобразительного искусства;

- художественные произведения 10-15 известных художников России и Северной Осетии;

- известные художественные произведения отечественных и зарубежных скульпторов;

- обладать личностными и социально-ценностными качествами, такими как: трудолюбие, организованность , инициативность , любознательность;

-обладать широким спектром технических и художественных средств, для выражения своей творческой индивидуальности;

- конструктивные построение изображаемых предметов и объектов, и умение создавать сюжетные композиции;

- экспериментальные художественные техники поддерживают и стимулируют творческие начинания.



Метапредметные результаты

- в процессе обучения обучающийся проявляет инновационный подход при решении практических и учебных задач;

- в процессе обучения обучающийся ставит вопросы, умеет видеть проблему, дает определения понятия, наблюдает, делает выводы и занимается, объясняет, защищает, свои идеи;

- проявление умения создавать , применять творческие идеи и модели для решения учебных задач;

- обучающийся , на своём уровне, проявляет умение грамотно оценивать и самостоятельно контролировать выполнение творческих этапов;

- у обучающегося возрастает уровень дизайнерского , логического, технического мышления.









Предметные результаты

- правила безопасности при работе с графическими материалами; живописными материалами , инструментами;

- изобразительное и декоративное – прикладное искусство народов Кавказа, традиционные национальные костюмы Осетии в формате своего уровня;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их языка;

- важная составляющая – роль изобразительного искусства , в развития духовного потенциала человека художественными средствами, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;

- художественные техники создания декоративных панно, самостоятельно и творчески использовать художественные средства и выражения.



Воспитанники должны уметь к концу 3 года обучения:

- делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;

- цветом передавать пространственные планы ( передний, дальний, средний);

- изображать фигуру человека, передавать характер движения;

- на основе изучения натуры работать грамотно над натюрмортом , пейзажем, интерьером;

- конструировать объемы , формы усложняя их декоративными деталями;

- передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции , рисунка , цвета;

- свободно включаться в беседу во время просмотра видеофильмов по истории изобразительного искусства , музеям России, после прослушивания классической музыки;

- выполнять собственную работу с учетом общего коллективного панно;

- передавать при изображении портрета ( на плоскости в объеме), пропорции , характер черт, выражение лица;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них.

- проводить экскурсии по выставкам работ обучающихся своей группы для учителей, гостей Дома детского творчества и родителей;

- оформлять выставки работ.







Комплекс организационно-педагогических условий



Требования к помещению:

- Общая площадь помещения не менее 30 м/кв.;

- Помещение должно быть освещено и оснащено вентиляцией в соответствии с существующими нормами и правилам

Комплектация помещения

Наименование

Количество


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


Аптечка медицинская

Огнетушитель

Стол преподавателя

Столы рабочие

Светильник настольный

Стул

Шкаф для хранения детских работ

Мольберты

Телевизор

Очки защитные

Ведро для мусора

Веник для уборки пола

Полотенце для рук

Халат рабочий

1

1

1

2

1

12

12

6

1

2

1

1

1

3











Ручной инструмент, графические материалы и средства



Наименование

Количество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Плоскогубцы малые

Молоток

Кусачки

Дрель ручная

Ножницы канцелярские

Линейки деревянные

Линейки металлические

Банки для воды

Уголок деревянный

Кисти беличьи и колонковые

Карандаши цветные

Наборы гуашевых и акварельных красок

1

1

1

1

5

3

2

10

1

20

10

15



















Оценочные материалы и способы



Образовательная программа «Юный художник» предусматривает использование ряд способов проверки качества обучения.

Эти способы проводятся в следующей форме:

- выставка детских работ;

- контрольные занятия по изученным темам;

- конкурсы детского рисунка « Декоративно-прикладного творчества»;

- Итоговые выставки в 1-м и во 2-м полугодии учебного года.

Диагностика освоения детьми программы проходит последующим уровням:

- уровень освоения дополнительной образовательной программы: теоретические и практические знания по основным разделам программы, владение художественной терминологией, практические умения и навыки, предусмотренные программой;

- уровень творческого развития: эмоциональность ,воображение, мышление;

-уровень личностного развития: культура поведения в коллективе, нравственность, ответственность , самостоятельность, организаторские способности, коммуникативные навыки.

Степень выражения каждого показателя выявляется по трем уровням:

- оптимальный ( высокий результат ,успешно осваивает содержание программы, имеет творческие достижения);

- хороший (полное освоение программы, но при этом допускает незначительные ошибки);

- допустимый (освоил программу, но допускает существенные ошибки в знаниях предмета, и при выполнении практических заданий).

Оценка результатов по программе следующая:

- с детьми 1 года обучения, проводится прогностическая (входная) диагностика (Г.П. Милованова, О.В. Овчинникова);

- в конце 1 полугодия проводится текущая (промежуточная) диагностика;

- в конце учебного года проводится итоговая диагностика.

1.Прогностическая (входная) диагностика проводится при наборе или начальном этапе формирования коллектива (изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка). Методы проведения: индивидуальная беседа, тестирование , наблюдение, анкетирование.

2. Текущая (промежуточная) диагностика проводится для проверки знаний в процессе освоения темы, раздела программы ,выполняющая функции обратной связи и позволяющая получать сведения о ходе процесса усвоения каждым обучающимся. Методы: собеседование ,наблюдение ,контрольные задания.

3.Итоговая диагностика проводится в конце учебного года для проверки освоения детьми программы или ее этапа с учетом изменений качеств каждого ребенка. При этой диагностике применяются зачетные итоговые работы. Методы: творческие задания, контрольные задания, выставки работ, конкурсы.

Отслеживание учебных результатов

Показатели

Критерии

Методы диагностики

Теоретические знания по основным разделам

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Наблюдение, тестирование

Владение художественной терминологией

Осмысленность и правильность использования художественной терминологии

Собеседование ,анкетирование

Практические, художественные умения и навыки

Соответствие практических умений и навыков программных требований

Контрольные задания, наблюдение

Владение художественными материалами и средствами

Работа за учебными столами и мольбертами не вызывают затруднений

Индивидуальная беседа, контрольное задание

Развитие творческих навыков

Самостоятельность, проявление инициативы, совершенствование детей

Индивидуальные задания



Отслеживание результатов личностного развития

Оцениваемые параметры

Критерии

Методы диагностики

Воля

Способность побуждать себя к практическим действиям

Наблюдение

Уравновешенность

Способность адекватно воспринимать критику

Наблюдение

Самоконтроль

Умение контролировать свои действия

Наблюдение

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно

Анкетирование

Интерес к занятиям в изостудии

Способность осознанно участвовать в освоении программы

Тестирование ,Наблюдение







Перечень нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

1. Конституция Российской Федерации

2. Декларация прав ребенка

3. Конвенция ООН « О правах ребенка»

4. Федеральный закон РФ 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации от 8 декабря 2011г. №2227-Р.

6. Государственная программа Российский Федерации « Развитие образования» на 2013-2020 годы утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. № 295.

7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. №1726-Р.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-Р.

9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

10. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015г.

11. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», (протокол от 30 ноября 2016г №11).

12.Письмо МО от 18.11.15г.№09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

13.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования ( внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.4.1251-03.

14.Инструкция по технике безопасности.

15.Закон РСО -Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» от 27.12.2013г.№61-РЗ.

16.Программа развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества»г.Ардон,2018г.







Локальные акты МБОУ ДОД ДДТ г. Ардон РСО- Алания

1.Устав МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А, утверждённый Постановлением главы АМС г.Ардона №340 от 16.12.2015г., принят общим собранием коллектива от 25.05.2015г. протокол № 2

2.Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А.

3.Положение «Режим занятий обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А.

4.Положение о Творческом объединении МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А.

5.Положение о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДОД ДДТ г .Ардон РСО-А.

6.Положение о промежуточном и итоговом мониторинге обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А.

7.Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А.

Список литературы, рекомендованный педагогам

Рисунок

1.Авсиян О.»Натура. Рисование по представлению», М.1985

2.Барщ А. « Учитесь рисовать», М.1961

3. Виноградов Г.Г. «Изобразительное искусство в школе», М.1991

4.Ли Н. «Основы академического искусство рисунка», М.2007

5.Ломоносова М. «Графика и живопись», М.2002

«Рисуем пейзажи и натюрморты»

«Рисуем портреты»,

«Рисуем разнообразные объекты»,

«Рисуем человека», Минск, 1988

6. Шабаев М.Б . «Цветные карандаши», М.: Юный художник, 2002

Живопись

1. Алексеев С . «О цвете и красках», М.1964

2. Аксенов Ю . «Цвет и линия», М.1978

3. Берил Ф. «Рисуем акварелью», М. 2007

4.Бетти Эдвардс «Цвет», Минск, 2013

5. Дрезнина М.Г «Каждый ребенок-художник», М.:Ювента, 2002

6. Неменский Б.М «Мудрость красоты», М.: Просвещение 1987

7. Неменская Л.А. « Изобразительное искусство», М.: Лист Нью, Вече,2002

8. Унковский А. «Живопись. Вопросы колорита», М.2007

9.Школа Неменского «Изобразительное искусство», М.2007

Композиция

1. Закин Р. «На пути к творчеству», М.1978

2. Тейлор Р. « Основы перспективы и композиции» М.2005

3. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. М.1986

4. Шорохов Е. «Основы композиции» , М.1979

5.Щербаков В. « Изобразительное искусство , обучение и творчество» , М.1969

Декоративно-прикладное искусство

1. Армандт Т. «Орнаментация тканей. Руководство по росписи ткани», М. 1961

2.Богуславская И. « Русское народное творчество» , Л.1968

3. Василенко В. « Русская народная резьба и роспись по дереву» М.1960

4. Вишневская В «Хохлама» , М.1980

5. Круглова О. « Народная резьба и роспись по дереву» , М.1974

6.Салтыков А . «Самое близкое искусство», М.1969

7. Соколова Т. « Орнамент – почерк эпохи», Л.1972

8. Ешельякова Т. «Золотые травы России», Л.1973

Скульптура

1. Голубкина А. «Несколько слов о мастерстве скульптора» М.1957

2. Одноралов Н. « Скульптура и скульптурные материалы», М.1982

3. Соколов В. « Лепка фигуры», М.1968

4. « Школа изобразительного искусства», Сборник в 9 выпусках, 1986







История изобразительного искусства

1. « Великие художники» ,М.2010

2. Волков Н. «Композиция в живописи», М.1977

3. Гольдштейн А. «Зодчество», М.1979

4. Дмитриевна Н. « Краткая история искусства» , 1985

5. «Мастерская искусства об искусстве», Т.1-9,М.1970-1977

6. «Мировое искусство» СПБ,2008

7. Орловский Г. «Учитесь смотреть и видеть» , М-1969

8. Полунин В. « Искусство и дети» М.1982

9. Фаворский В. «Рассказы художника гравера», М.1965

Музыкальные произведения:

1. «Дождь и радуга» С.С Прокофьева

2. «Времена года». П.И Чайковского

3. «Прелюдии до ми нор и ля ми нор», Ф.Шопена

.4. «Облака» Клод Дебюсси

5. «К Элизе» Л.Ван Бетховен

6.»Лунная соната» Л.Ван Бетховен

7. «Океан-море синее» Н.Римский- Корсаков



Список литературы, рекомендованный обучающимся

1. Неменский Б.М «Мудрость красоты», М.2011

2. Богатеева Е.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М.1997

3. Воронов В.А. «Энциклопедия прикладного творчества» , М.2000

4.Латынина Л.А « Народное декоративно-прикладное искусство»

5. Катханова Ю.Ф. « Изобразительное искусство: Рабочая тетрадь», М.2000

6.Курбанова Н.В. « Учимся рисовать»,М.2002

7.Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству» СПБ,Детство-Пресс.2004



















34