План учебного проекта.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема проекта: «Путешествие по страницам любимой сказки»
Актуальность темы.
Сказки – неотъемлемая часть детства. Этот проект позволяет углубить знания учащихся о народных и авторских сказках, развивает интерес к чтению, творческие способности и навыки анализа литературных произведений. Работа над проектом стимулирует воображение и учит работать с текстом на более глубоком уровне.
Цель проекта:
Расширить представления учащихся о многообразии сказок (народных и авторских).
Развить навыки анализа сказочных произведений: выявление героев, сюжета, основных идей, авторского замысла.
Стимулировать творческое воображение и развитие речи через создание собственных интерпретаций сказок.
Формировать умение представлять результаты своего исследования и творческой работы.
Задачи проекта:
Познавательные:
-Сравнить народные и авторские сказки, выявить их отличительные черты.
-Определить, какие сказки являются любимыми у учащихся, и почему.
-Изучить структуру сказки (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка).
-Проанализировать образы главных героев сказок, их поступки и мотивы.
-Определить основную мораль или идею изученных сказок.
Творческие:
-Создать собственный продукт, основанный на выбранной сказке (или группе сказок).
-Проявить фантазию при создании иллюстраций, сценариев, новых концовок.
Коммуникативные:
-Обсуждать прочитанные сказки, высказывать свое мнение.
-Уметь аргументировать свой выбор любимой сказки или героя.
-Представлять результаты своего проекта классу, отвечать на вопросы.
Основополагающий вопрос:
Почему сказки учат нас быть добрыми, мудрыми и смелыми?
Проблемные вопросы:
Чем авторская сказка отличается от народной?
Какие сказки можно назвать «вечными», и почему они остаются популярными?
Если бы вы попали в сказку, каким героем хотели бы быть и почему?
Как бы вы изменили концовку любимой сказки, чтобы сделать ее счастливее (или поучительнее)?
Какие сказки, по вашему мнению, лучше всего отражают добро и зло?
Предполагаемый продукт деятельности.
Учащиеся могут выбрать один из следующих вариантов (или предложить свой):
«Книга любимых сказок».
Ученик выбирает 2-3 сказки (народные и/или авторские). Создает иллюстрации к каждой сказке. Пишет краткий пересказ или описывает, почему эта сказка ему нравится. Оформляет все в виде самодельной книжки.
«Сравнительная таблица: Народная / Авторская сказка».
Ученик выбирает одну народную и одну авторскую сказку с похожим сюжетом или героями. Создает таблицу, где сравнивает их по разным параметрам (автор/народ, герои, сюжетные повороты, мораль, язык). Добавляет свои выводы о сходствах и различиях.
«Новая концовка старой сказки».
Ученик выбирает известную сказку. Придумывает альтернативную концовку, объясняя, почему он решил ее изменить. Может оформить в виде небольшого рассказа или инсценировки.
«Карта волшебной страны».
На основе одной или нескольких сказок ученик рисует карту вымышленного мира, где происходят события. Отмечает на карте важные места (избушка Бабы-Яги, тридевятое царство, дремучий лес). Подписывает объекты и может написать короткие истории, связанные с ними.
Инсценировка/сценарий.
Ученик (или группа учеников) выбирает эпизод из сказки или придумывает собственную небольшую сказку. Пишет простой сценарий и может представить его в виде кукольного театра, мини-спектакля или ролевой игры.
Этапы работы над проектом (примерный план).
Подготовительный этап.
Введение в тему: что такое сказки, их роль в жизни.
Обсуждение основополагающего и проблемных вопросов.
Знакомство с различными видами сказок (народные, авторские, бытовые, волшебные, о животных).
Обзор возможных продуктов деятельности, выбор темы и формата проекта.
Формирование групп (если проект групповой).
Основной этап.
Чтение и анализ выбранных сказок.
Работа с источниками информации (учебник, библиотека, интернет).
Планирование структуры своего продукта (сценарий, наброски иллюстраций, план сравнительной таблицы).
Создание основного продукта проекта.
(При групповой работе) Распределение ролей и задач.
Заключительный этап.
Представление проектов классу.
Обсуждение, ответы на вопросы.
Подведение итогов, рефлексия.
Оценка работы (содержание, творческий подход, качество исполнения, выступление).