СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока. 10 класс. Тема: Влияние международных отношений на ПКМ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока. 10 класс. Тема: Влияние международных отношений на ПКМ»

Поурочный план по географии.


ТЕМА УРОКА: Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Цель урока: научить учащихся ориентироваться в политическом пространстве, делать анализ и подводить итоги. Искать самостоятельно примеры и приводить аргументы.

 Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала.

Политическая карта мира динамична. Каждый год на ней происходят какие-либо изменения, связанные с объединением или распадом государств. Поэтому процесс ее формирования насчитывает не одну тысячу лет. История политической карты мира включает в себя несколько этапов. Это древний, средневековый, новый и новейший этап.

История формирования политической карты мира

Древний этап формирования политической карты мира длился до 5 века нашей эры и  связан с появлением  и распадом первых государств, например, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Карфагена.  

Средневековый этап формирования политической карты мира охватывал период с 5 века нашей эры до 15 века. Этот этап характеризуется развитием феодализма, стремлением государств к увеличению своих площадей, захватом новых территорий и формированием внутренних и внешних рынков. Крупнейшими колониальными державами мира в это время были Великобритания, Португалия, Испания.

Новый этап длился с 15 века до Первой мировой войны. В это время происходит промышленный переворот, активно развиваются экономические отношения между странами мира. К началу 20 века передел мира практически был завершён.

Новейший этап формирования политической карты мира ведёт отсчёт с 1914  года и длится по настоящее время. Этот период характеризуется распадом колониальной системы, приобретением независимости многими странами мира, а также распадом таких государств, как СССР, Югославии, Чехословакии и объединением Германии. Однако основное содержание этого этапа заключается в противостоянии Запада и Востока, возникновении военно-политических блоков, региональных и международных конфликтов.  

В связи с этим становится очевидна взаимосвязь международных отношений и происходящих изменений на политической карте мира. Международные отношения – это совокупность разнообразных связей, устанавливаемых между различными народами и странами мира. В настоящее время в международных отношениях остается ряд неразрешенных вопросов.

Неразрешенные вопросы международных отношений

В первую очередь – это вопрос борьбы с набирающим свои силы международным терроризмом. Все чаще с экранов телевизоров можно слышать о таких действующих радикальных террористических группировках, как Аль-Каида, которая с 1998 года является террористической организацией номер 1 в мире. Ей также принадлежит осуществление теракта 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки. Хезболла - так называемая «партия Аллаха» - военизированная организация, выступающая за создание в Ливане исламского государства. Талибан – исламистское движение, которое вводит на подконтрольных ей территориях нормы шариата, запрещающие телевидение, интернет, женское образование. Хамас – исламское движение сопротивления, палестинское исламистское движение, выступающее за освобождение Палестины и уничтожение Израиля как государства. 

Радикальные террористические группировки

Все большее опасение вызывает и рост числа как региональных, так и локальных конфликтов, которые основаны на возникших противостояниях в вопросах пограничных территорий, религиозно – этнических взглядах, проявлении сепаратизма – политики, направленной на отделение части территории государства с целью создания собственного национального образования. Большинство таких конфликтов наблюдается в Азии и Африки. Например, очагом напряженности уже долгое время является спорная между Индией и Пакистаном область Кашмир, которая является предметом их ожесточенных  боев и вооруженных конфликтов. Своё право на самоопределение отстаивают и сомалийцы в Джибути, немусульманское население Северного Судана, туареги Мали и Нигера. Сепаратистское движение можно встреть и во многих странах Европы. Например, в Испании регион Каталония добивается своего отделения от остальной части страны. Сепаратистским районом является  и провинция Ольстер (Северная Ирландия), выступающая за независимость от Великобритании. А также Приднестровская Молдавская Республика на юго-востоке Молдовы, Трансильвания на северо-западе Румынии, Косово, Юго-Восток Украины и так далее.  

В настоящее время в международных отношениях стали наблюдаться новые попытки передела мира, выливающиеся во вмешательство некоторых развитых стран мира во внутренние дела других стран под прикрытием проведения операции по принуждению к миру Организацией Объединенных Наций. Ярким примером этого могут служить войны и так называемые цветные революции в Ираке, Ливии, Грузии, Украине, Киргизии, Ливане.  

Попытки передела мира

Открытым остаётся и вопрос борьбы за нераспространение ядерного оружия. Согласно договору 1968 года ядерными державами мира могли являться только СССР, США, Великобритания, Франция, Китай. Однако сейчас  некоторые страны мира заявляют о  том, что они занимаются разработкой ядерного оружия. Это Северная Корея, Индия, Пакистан. Существует мнение, что ядерное оружие может стать единственным гарантом противостоянию агрессии для небольших государств.

Нераспространение ядерного оружия

Как видно, современный мир многополярен и в нем складываются довольно сложные международные отношения. В таком положении для сохранения мира на Земле мировое сообщество должно сплотиться и создать все необходимые условия для преодоления всех существующих разногласий с целью достижения международной безопасности.




5. Закрепление. Беседа по осмыслению содержания урока.

    1. Как вы считаете, изменились ли международные отношения после 1990-х годов? Если да, то докажите.

    2. Какие обстоятельства нашего времени отягчают международные политические (геополитические) отношения?

    3. Что такое политическая география?

    4. Что она изучает

    5. Почему ООН - одна из наиболее влиятельных международных организаций?

    6. Почему представление о геополитике особенно резко поменялось в ядерную эпоху?

    7. Где ощутимее всего для России соседство «исламской дуги нестабильности»?

Задания-фрагменты

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

1. Что такое политическая география, «геополитика»?

2. Что изучает политическая география?

1. Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед мировым сообществом в конце ХХ века?

1. Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите яркие примеры, иллюстрирующие:

а) положительные явления в международных отношениях

б) конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению.


Экспресс – контроль выполнения заданий-фрагментов в группах.

6. Подведение итогов урока

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по теме «Введение. Политическая карта мира».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!