План урока.
Тема урока: Чрезвычайные ситуации и их характеристики
Выделенное время: 45минут.
Цель урока: Изучить единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Задачи урока: Образовательная:
Закрепить знание по единым государственным системам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Развивающая: Развивать, память, техническое мышление.
Воспитывающая: Формирование внимательности, чувства ответственности. Тип урока: закрепления материала. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Метод: по источнику получения знаний – наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – репродуктивный, частично-поисковый. МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд. Презентации. Раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационная часть. Отметить отсутствующих учащихся группы. Сделать запись в журнал (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний. 15 минут. Комбинированный опрос обучающихся группы по контрольным вопросам:
Дайте определение ЧС.
Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости увеличения или распространения опасности.
Назовите основные признаки ЧС.
Какие виды пожаров относятся к пожарам на открытом пространстве?
Назовите виды ЧС природного характера.
Назовите виды оружия массового поражения населения.
3.Объяснение нового материала. (35 мин.)
Общие принципы, на которых основана вся деятельность по защите населения, состоят в следующем:
1. заблаговременность подготовки защитных мероприятий на всей территории Российской Федерации;
2. дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения всех видов мероприятий;
3. комплексное проведение защитных мероприятий.
Мероприятия по защите населения от факторов ЧС могут быть разделены на отдельные группы по видам в зависимости от критерия классификации:
превентивные меры направлены на предотвращение ЧС, повышение готовности объектов техносферы и населения противостоять поражающему действию факторов потенциальной ЧС;
оперативные меры предпринимаются непосредственно перед наступлением прогнозируемой ЧС либо сразу после проявления ее негативных факторов;
послеликвидационные меры осуществляются в целях возмещения ущерба здоровью и имуществу граждан, пострадавших в ЧС.
Из комплекса защитных мероприятий от поражающих факторов ЧС можно выделить следующие наиболее значимые виды защиты населения:
противопожарную,
противорадиационную,
противохимическую
медицинскую.
Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи независимо от их форм собственности. Завывание сирен или прерывистые гудки означают сигнал «Внимание всем». Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник и слушать сообщение местных органов власти или управления по делам ГО и ЧС. На весь период ЧС все эти средства необходимо держать постоянно включенными.
4.Закрепление нового материала. 8 минут.
1. Назовите общие принципы, на которых основана вся деятельность по защите населения, состоят в следующем.
2. Перечислите мероприятия по защите населения от факторов ЧС могут быть разделены на отдельные группы по видам в зависимости от критерия классификации.
5. Домашнее задание.
Учебники Ю. Г. Сапронов Безопасность жизнедеятельности. Стр. 42- 45.