СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: «ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид: интегрированный

Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева,

Задачи:

Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме - «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;

Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Просмотр содержимого документа
«План урока: «ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»»

ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарск


План-конспект урока

3 класс

«ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Вид: интегрированный

Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева,

Задачи:

Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме - «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;

Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства вырази­тельности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище». Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие Уч. Добрый день!

Дети. Добрый день!

Уч. Встретились мы снова.

Дети. Встретились мы снова.

Уч. Слушать музыку и петь вы всегда готовы?

Дети. Слушать музыку и петь вы всегда готовы.

  1. Развитие темы.

Перед детьми экран, демонстрируются слайды.

На фоне звучания колокольного звона - декламация:

Среди дубравы Блестит крестами Храм златоглавый С колоколами...

К себе он тянет неудержимо,

Зовет и манит он в край родимый...

И сердце радостно Дрожит и тает,

Пока звон благостный Не замирает.

Уч. Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как сим-волы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благо-весты, и тяжелую минуту испытаний - набаты, которые предупреждали людей о на-висшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них - славный сын земли русской - великий полководец Александр Невский

(портрет Александра Невского художника П. Корина )

- Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)

Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.

А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».

  • Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.

(небольшой рассказ о битве)

(фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку»из серии «Школа развития личности»Кирилла и Мефодия

Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский», К этому фильму

С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».

Новое слово «кантата».

Кант - хвалебная песнь.

Кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром, (запись в тетради)

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди рус-ские!»

(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)

  • В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)

  • Как этот звон называется? (набат)

  • Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)

  • Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)

  • От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)

Проиграть первую часть.

  • Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)

Пропеть с детьми.

Проиграть вторую часть. Пропеть.

Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.

(Карточки у всех детей. На доске выполняет ученик с крупными знаками.)

Мелодия - Лад - Мажор

Регистр - Средний, низкий Звуковедение - Четкое Темп - Умеренный Динамика - Громко

  • Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»

  • Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизм)

  • Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской

доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.

Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

  1. Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

  1. Соддатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды? поют девочки Наши деды - славные победы,

Вот где наши деды! поют мальчики

  1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

Наши сестры - пики сабли востры,

Вот где наши сестры!

  1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава - русская держава,

Вот где наша слава!

(работа над песней)

  1. Итог урока.

С каким героем вы познакомились на уроке?

Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?

Какое произведение мы слушали?

Анализ работы учащихся на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!