ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Утверждаю
Зам. директора по УМР
Н.В. Шараева
«______»_____2019 г.
Разработка урока
Тема урока: «Интенсивная технология возделывания и уборка многолетних трав»
Разработала: Хаткевич А.А.
преподаватель спецдисциплин
Кожевниково 2019
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КТАБ»
Разработчик: Хаткевич А.А.. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рекомендована заседанием ПЦК
Заключение протокол №____________ от «____»__________2019__ г.
Председатель ПЦК _____________/ Хаткевич А.А.
Рецензия
На учебную разработку
преподавателя спецдисциплин по специальности «Механизации сельскохозяйственного производства» ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» Хаткевич Анны Андреевны
Учебная разработка по теме: «Интенсивная технология возделывания и уборка многолетних трав» для МДК.05.01. Выполнение механизированных работ в растениеводстве», которая составлена на основе рабочей программы профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности «Механизация сельского хозяйства», по стандартам чемпионата World Skills Russia, являющееся составляющим направлением в учебном процессе.
Актуальность данной разработки обуславливается потребностью современного рынка в квалифицированных рабочих к инновационным нововведениям в производстве, способных к самообучению и самоусовершенствованию. Выпускник техникума должен обладать множеством качеств, которые отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых условиях; высокий уровень общений и профессиональной культуры; желание приобретать новые знания; умения самостоятельно принимать решения.
Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках относятся к числу наиболее актуальных проблем современного образования.
В учебной разработке приведены обучающие шаги технологи, позволяющей обучающимся выходить на новый уровень обучения, уметь решать поставленные преподавателем задачи, отстаивать своё мнение, учиться быть коммуникабельным и социальноадаптированным в совремнных условиях жизни.
Актуальность данной учебной разработки не вызывает сомнения, поскольку является важной и необходимой для решения задач, стоящих перед преподавателями для получения высококвалифицированного выпускника.
Разработка может быть использована как учебный материал для обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин по специальности «Механизации сельскохозяйственного производства».
Подпись: «___» «_______»2019г. ______________/ В.П. Селиверстов
Преподаватель спецдисциплин ОГБПОУ «КТАБ».
Аннотация
В соответствии с требованиями стандартов, методическая разработка составлена на основе рабочей программы профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности «Механизация сельского хозяйства», по стандартам чемпионата World Skills Russia, являющееся составляющим направлением в учебном процессе. Представленная методическая разработка реализует системно-деятельностный подход к обучению.
Актуальность данной разработки обуславливается потребностью современного рынка в квалифицированных рабочих к инновационным нововведениям в производстве, способных к самообучению и самоусовершенствованию. Выпускник техникума должен обладать множеством качеств, которые отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых условиях; высокий уровень общений и профессиональной культуры; желание приобретать новые знания; умения самостоятельно принимать решения.
Форма проведения урока - Комбинированный урок с публичными выступлениями и эвристическими элементами. Это требует от Обучающегося решения умственных задач для усвоения нового материала, подразумевает активность каждого участника. Выступления обучающихся и игра (во время закрепления материала), в которой задействуеются одновременно и интеллект участников, и воображение. Обучающиеся учатся самостоятельно определять проблемы, строить планы по их разрешению и реализовывать их, работая в группах. В ходе мероприятия обязательно совмещаются элементы обучения. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач участники добывают новую для себя информацию, открывают для себя какие-то факты, получают возможность как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Индивидуальные выступления, и выполняя викторину, обучающиеся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Воспитательная нагрузка мероприятия, его нравственный аспект реализуется через возможность научиться договариваться и согласовывать свои действия с другими людьми, уважения друг – друга, работать группами – обучение толерантности.
В учебной разработке приведены обучающие шаги: беседа преподавателя, индивидуальные выступления, игра «Сельский час», позволяющие обучающимся выходить на новый уровень обучения, уметь решать поставленные преподавателем задачи, отстаивать своё мнение, учиться быть коммуникабельным и социальноадаптированным в совремнных условиях жизни.
Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, поскольку является важной и необходимой для решения задач, стоящих перед преподавателями для получения высококвалифицированного выпускника.
Разработка может быть использована как учебный материал для обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин по специальности: «Механизации сельскохозяйственного производства», «мастер сельскохозяйственного производства», «тракторист – машинист сельского хозяйства»
Данная разработка применяется при изучении темы «Интенсивная технология возделывания однолетних и многолетних трав». Студенты должны показать глубину изучения тем. Правила проведения урока: преподаватель объявляет тему урока, объясняет первые вопросы по возделыванию многолетних трав. При объяснении использует плакаты и компьютер. По вопросу «Уборка трав», выступают обучающиеся (задания были заданны заранее); при выступлении ребята пользовались плакатами и презентацией. Закрепление метериала проводится в виде игры «Сельский час». В нашей игре имеются свои особенности. Для проведения игры нужно изготовить стенд с кармашками. Тему делят на 4 подтемы, т.е.
1. Ботаническая характеристика и агротехника возделывания многолетних трав;
2. Подготовка семян и посев многолетних трав;
3. Уход за посевами многолетних трав;
4. Уборка трав.
На каждую подтему составляются по 5 вопросов с ответами.
Вопросы пишутся на карточках, оцениваются по баллам (в зависимости от сложности вопроса) и вставляются карточки в кармашки. До начала игры вопросы вывешиваются, обучающиеся знакомятся с ними, осмысливают. Пока обучающиеся знакомятся с вопросами, группа делится на 4 команды, выбирается командир. Командиры группы по жребию вытягивают очередность. Один обучающийся называет тему и номер вопроса. Если команда отвечает правильно, то называют 2 вопрос и т.д., а если же нет, то очередь отвечать переходит к следующей команде. На доске записываются результаты ответов. Та команда, которая набрала больше очков, выигрывают.
Введение
Сегодня практически любой преподаватель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления преподавателя, ориентирующегося на эффективное решения образовательно -воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов.
Данная разработка дает возможность реализовать эти задачи. Воспитывает умение учиться, способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Заинтересовать обучающихся, мотивировать их к деятельности поможет необычная форма проведения урока.
Роль преподавателя в данном мероприятии – организация деятельности обучающихся, направление и создание условий для самостоятельной выработки ими решений, контроль за соблюдением правил игры.
Планируемые результаты:
Развитие устойчивого интереса к предмету, профессии, творческой активности;
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира
Метапредметные результаты:
освоение навыков коллективного творческого дела.
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости.
План проведения урока
Профессия: «Механизация сельского хозяйства» 2019
План урока
Тема: «Интенсивная технология возделывания и уборка многолетних трав».
Образовательная: Сформировать знания по теме: «интенсивная технология возделывания и уборка многолетних трав». Ознакомить студентов с технологией выращивания многолетних трав, а также с их уборкой. Дать понятия о способах уборки многолетних трав и заготовки кормов.
Воспитательная: привитие любви к избранной специальности, воспитание культуры речи, культуры труда, ответственность, дисциплинированность. Воспитание жажду к знаниям, уверенности к себе, любовь к природе, к земле, рациональное использование МТА. Воспитание положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, сравнивать, анализировать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и обобщения.
Развивающая: развитие познавательной деятельности, умение творчески подходить к уроку, сравнивать, анализировать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и обобщения.
Тип урока: Комбинированный урок с публичными выступлениями и эвристическими элементами.
Методы проведения: индивидуальный и фронтальный опрос, лекция с публичными выступлениями, элементами эвристическим закреплением.
Оснащение урока: художественное оформление кабинета, информационное табло, сигнальные карты с баллами, стенд с кармашками.
Межпредметная связь: Технология механизированных работ в растениеводстве, сельскохозяйственные машины, биология.
Материально-техническое оснащение урока.
1. Компьютер, проектор.
2. раздаточный материал.
3. тесты
4. Учебники
Этапы урока.
I. Организационный момент:
- приветствие
- отметка отсутствующих
- сообщение темы и цели урока.
II. Воспоминание: тезисное изложение преподавателем материала изученной темы.
III. Восприятие: лекция с публичными выступлениями, с элементом эвристическим закреплением.
Вопросы:
1. Многолетние травы и их виды.
2. Подготовка почвы.
3. Подготовка семян и посев.
4. Уборка трав:
а). На сено (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
б). Прессованное сено (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
в). Искусственная сушка трав (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
г). Приготовление сена с досушкой активным вентилированием (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
д). Приготовление сенажа из провяленных трав (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
ж). Приготовление комбинированного силосы (опережающее индивидуальное задание обучающихся).
IV. Осмысление (обучающиеся знакомятся с вопросами, которые входят в игру «Сельский час», просматривают рабочие тетради).
V. Закрепление материала: (игра «Сельский час»).
VI. Задание на дом: повторить тему по учебнику «Сельскохозяйственные машины», регулировки сеноуборочных машин. Стр.206-236. Составить кроссворд на тему: «Регулировки сеноуборочных машин».
Вопрос 1. Многолетние травы и их виды.
Многолетние травы подразделяются на многолетние бобовые и злаковые травы.
Многолетние бобовые травы: клевер, люцерна, эспарцет, донник и др. (на уроке используется гербарий многолетних трав).
Многолетние злаковые травы: тимофеевка луговая, овсяница луговая, житняк, райграс многоукосный и др.
Для многолетних из них характерны долговечность (5лет и более), высокая зимостойкость и малая требовательность к теплу. По урожайности и кормовому достоинству злаковые травы уступают многолетним бобовым травам. Поэтому их совместное возделывание повышает общую урожайность травосмесей, делает ее более устойчивой по годам. Сено, полученное из травосмесей многолетних бобовых и злаковых трав, убирают с меньшими потерями, оно лучше сохраняется, чем сено из бобовых трав.
Составляют травосмеси с учетом биологических особенностей компонентов:
- они могут быть двучленными (клевер луговой, тимофеевка); - трехчленами (люцерна, эспарцет, кострец); - четырехчленными (люцерна, эспарцет, овсяница луговая и костер).
Правильно подобранные травосмеси отличаются высокой продуктивностью, поэтому их высевают на участках длительного пользования – на культурных пастбищах, при залужении склонов, при необходимости защиты почв от водной и ветровой эрозии. Многолетние бобовые и злаковые травы имеют большое агротехническое значение, которая заключается в обогащении почвы органическими веществами, азотом, улучшении ее структуры, повышении устойчивости почвы при ветровой эрозии.
Многолетние травы растения длинного дня. Они формируют корневую систему (масса растений достигает 20-50% от массы всего растения). После отмирание корней бобовых в почве остается значительное количество органического вещества и азота.
Вопрос 2. Подготовка почвы (агротехника)
Многолетние травы высевают преимущественно под покров озимых или яровых культур, что обусловлено медленным развитием и низкой продуктивностью трав в первый год жизни.
В год посева трав под покров убирают урожай покровной культуры, а урожай трав получают со второго года их жизни ( первый год пользования).
Лучшие покровные культуры – яровая пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза и т.д.
Приемы обработки почвы в основном определяются требованием покровной культуры, однако, при этом должны обеспечиваться соответствующие условия и для покровной культуры:
1. Вспашка (зяблевая) на глубину 25см. 2. Внесение удобрений (органические удобрения – навоз 20-40т/га; внесение минеральных удобрений под покровную культуру: фосфорные 45кг/га, калийные 45кг/га). Удобрения можно вносить при посеве. 3. Зимой необходимо проводить снегозадержание. 4. Закрытие влаги (боронование в два следа) для разрушения почвенной корки и сохранения влаги в почве. 5. Культивация 1. на глубину 12-14см (первую культивацию проводят для рыхления почвы и создания благоприятные условия росту сорняков). 6. Культивация 2. + боронования на глубину заделки семян (5-6см), для срезания и вычесывания сорняков.
Вопрос 3. Подготовка семян и посев
Подготовка семян многолетних трав включает тщательную очистку, сортировку, заблаговременное протравливание и обработку нитрагином в день посева.
Под покровный посев многолетних трав проводят одновременно с посевом яровой покровной культуры в оптимальные для нее сроки. Такой посев лучше проводить зернотравяными сеялками, которые высевают семена трав отдельно в междурядья покровной культуры. При перекрестном посеве сначала высевают зерновую культуру, а затем поперек направления – семена многолетних трав на глубину 1-3см. (костер безостый – 3-5см.).
Семена начинают прорастать при температуре 2-3 °С, но дружное появление всходов наблюдается при температуре 10-15°С. Всходы многолетних трав выдерживают минусовую температуру равную -8-10°С. Норма высева семян КГ на 1га: клевер 14-16 или 8-10млн шт. всхожих семян на 1га; в среднем 10-12кг/га клевера + 4-6кг/га тимофеевки; овсяница луговая 10-14кг/га; райграс многоукосный 12-14кг/га; костер безостый 20-22кг/га; люцерна 10-12кг/га.
Вопрос 4. Уход за посевами.
После посева необходимо провести прикатывание, для уплотнения верхнего слоя почвы, создать благоприятные условия многолетним травам в первый год жизни. Необходимо своевременно и быстро (в течении 5-ти дней) убрать покровную культуру и полностью освободить поле от соломы и половы. Для лучшего снегозадержания стерню покровной культуры оставляют высокой (15-20 см). В год посева (первый год жизни), даже при хорошем развитии многолетних трав целесообразно проводить осеннее подкашивание или стравливание, чтобы не ослаблять растение на зиму. Весной на посевах многолетних трав первого года пользования, стерню покровной культуры удаляют боронами или тракторными граблями. В дальнейшем после каждого укоса и перезимовки многолетние травы подкармливают минеральными удобрениями и боронуют.
Вопрос 5. Уборка трав и подготовка кормов.
Многолетние бобовые травы и их смеси с многолетними злаковыми травами дают высокопитательные корма при условии современной и быстрой уборки. Для сохранения высоко - питательных качеств выращенных многолетних трав необходимо широко внедрять прогрессивные методы заготовки и хранение кормов.
Уборку на сено с применением плющилок, прессования и досушивание активным вентилированием, приготовление сенажа, витаминной травяной муки, гранул и брикетов: послушаем выступления обучающихся, которые подготовили эти вопросы.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Первое выступление: Уборка трав на сено
Многолетние травы содержат наибольшее количество каратина и протеина в молодом возрасте – до бутонизации. Однако их урожайность в этой фазе еще не высокая. Лучший срок скашивания многолетних трав на сено – начало цветения бобовых и колошение злаковых. К этому времени травы формируют высокий урожай, содержат много питательных веществ, хорошо отрастают и дают второй укос.
В травах второго и третьего укосов больше питательных веществ, чем в травах первого укоса. Растения высотой 40 – 50см. для скашивания применяют косилки многобрусные КТП – 6, КТП - 4 и навесные однобрусные косилки шириной захвата 2,1м КС-2.1, КРН-2,1А, Косилки плющилки ротационные КПРН-3А, косилки измельчители КУФ – 1,8, КИР-1,5, или комбайны КСК-100А. (Докладчик пользуется плакатами и презентацией).
В увлажненных районах травы сушат прокоса – периодическим ворошением. скошенные травы просушивают до влажности 25 – 30% в валках, в которых оно окончательно досушивается в течение 2-3 дней, затем его перевозят к фермам и укладывают в сенохранилище или стога.
При подборе сено из валков подборщиком копнителем, влажность трав должно быть 30 – 35%. Это сокращает потери нежных частей растений и предохраняет их от обламывания; а затем нужно досушить сено в копнах в течение одного – трех дней. При снижении влажности до 18 – 19% сено укладывают в скирду и стога. Для того, чтобы в скирдах и стогах не происходило самосогревание и плесневение, на 1т сена вносят от 5 до 10кг поваренной соли.
Второе выступление: прессование сено.
Заготовка прессованного сено из валков позволяет уменьшить потери питательных веществ, сократить расходы на транспортировку. Лучше использовать сенохранилища.
Уборка сеянных и естественных сенокосов с прессованием сено из валков может быть применена во всех зонах страны. В настоящее время промышленность выпускает пресс – подборщики ПС – 1,6 и ППЛ – Ф – 1,6 для прессования сено в тюки прямоугольной формы (сечение 45 х 35см), массой 18 – 20кг. В последние годы стали выпускать рулонные пресс - подборщики: ПРП – 1,6; ПРФ – Ф – 750 и другие, для формирования рулонов (Докладчик использует плакаты и презентацию).
Установлено, что высококачественное сено может быть получено при влажности 22 – 24%. Чем выше влажность провяленной травы, тем меньше должна быть плотность прессования. Прессование готового сено, влажность которого 18% и ниже, связано с большими механическими потерями, особенно листовой части корма. Поэтому при пересыхании в волках сено следует прессовать ранним утром или вечером, когда оно менее ломкое.
Последние годы широкое распространение получает прессование сено из валков в рулоны массой до 800кг. Преимущество этой технологии перед заготовкой сено в обычных тюках заключается в полной механизации процесса, повышение 1,5 раза производительности труда, возможности применения для нагрузки имеющихся в хозяйстве тракторов с фронтальными нагрузками.
При прессовании сено участки должны быть чистыми от сорняков, особенно грубостебельных, которые плохо высыхают и при падении в тюки вызывают плесневение сено.
Тюки прессованного сена укладывают в хранилища в штабеля на предварительно устроенные подстилы, а рулоны рекомендуется хранить под навесом, что обеспечивает хорошую их аэрацию. При хранении в закрытых помещениях (сараях) плотность рулонов должна быть уменьшена. При хранении в не помещения, плотность центральной части рулонов следует снизить, а наружный – повысить. Рулоны укладывают в штабель в форме пирамиды на решетки и укрывают пластмассовой пленкой.
Сено, уложенное на хранение, должно находиться под постоянным контролем. первые 10 дней температуру определяют ежедневно и если разогревание не обнаруживают, дальнейшее наблюдение за температурой проводят раз в 5 дней.
Третье выступление: Искусственная сушка трав
Для искусственного обезвоживания кормов применяют сушильные агрегаты АВМ – 1,5А, АВМ – 3,0 и М – 804/0 – 1,5 (Докладчик пользуется плакатами и презентацией).
Режим сушки в пневмобарабанной сушилке характеризуется начальной и конечной температурами газов, а также скоростью вращения барабана.
Скорость барабана при сушке бобовых трав должна быть 3 – 5 мин., а злаковых – 5 – 8 мин.
Температуру газов на выходе из барабана регулируют, меняя подачу зеленой массы. Для обеспечения нормальной работы сушильного агрегата и получение кормов высокого качества, необходимо соблюдать следующие требования:
1. Длина руки зеленой массы (не менее 80% от общего объема) должна быть не более 30мм.;
2. Количество частиц длиннее 1000мм не должно превышать 2%;
3. Температура высушенной травы при входе из барабана сушилки не выше 20°С;
4. Влажность высушенной травы – 13 – 14%;
5. Влажность муки – 8 – 12%;
6. Потери каротина – не более 5%;
7. Потери сухого продукта в процессе производства не более 2%;
8. Сушильный агрегат должен работать круглосуточно;
Производство гранул из искусственно обезвоженных зеленых растений обеспечивает уменьшение потерь от распыления, при транспортировке и использовании кормов. при этом возможно механизированное складирование, транспортировка и раздача гранул; хранить такой корм можно россыпью, что в 3 – 3,5 раза сокращает потребность в складских помещениях. Перед грануляцией травяную муку увлажняют. оптимальная влажность травяной муки перед гранулированием 14 – 16%. При избытки влаги снижается прочность гранул, а сухая мука трудно уплотняется.
Плотность в насыпи хорошо приготовленных гранул должна быть не менее 500 кг/м³, а влажность не более 13%; разность температуры гранул и окружающего воздуха не должна превышать 5°С.
В зависимости от мощности сушильных агрегатов для производства искусственно обезвоженных зеленых кормов применяют гранулляторы ОГМ – 0,8А; ОГМ – 1,5А. Технология подготовки сырья и режимы сушки при производстве травяной резки такие же, как и прри производстве травяной муки.
Четвертое выступление: приготовление комбинированного силоса
Силос, приготовленный из нескольких компонентов, называется комбинированным. Его широко применяют в рационах свиней.
(Докладчик пользуется плакатами и презентацией).
Приготовление комбинированного силоса позволяет получить корм требуемого качества , а также снизить расход концентрированных кормов. Свиньи плохо поедают и осваивают корма с высоким содержанием клетчатки. поэтому компоненты подбирают с таким расчетом, чтобы полученная кормосмесь содержала не более 4 – 5% клетчатки. Основу комбинированного силоса для свиней должны составлять корнеклубнеплоды и бахчевые культуры 75 – 85%. Зеленая масса кормовых культур в свежем или сухом виде не должна превышать 20% от общего объема смеси.
Если в комбинированный силос включить сырое зерно кукурузы или других зерновых культур, то можно приготовить полнорационную смесь, которая может быть использована для свиней в качестве единственного корма. такой силос дает не менее приросту массы, чем набор тех же кормов при обычном кормлении, а хранение и подготовка кормов облегчаются.
Корнеклубнеплоды и бахчевые культуры измельчают для свиней на кусочки 1 – 2 см., для птицы 0,5см. Более мелкое измельчение не желательно, т.к. это связано с выделением большого количества сока. Накопившийся в нижней части хранилища сок способствует перекислению нижнего слоя силоса и снижение его качества.
Измельченные компоненты кормосмеси должны быть тщательно перемешаны между собой.
Одновременное измельчение и смешивание обеспечивает агрегат АПК – 10А производительностью 10 т/час.
В процессе работы агрегата необходимо строго соблюдать дозированную подачу кормов, входящих в состав смеси.
Приготовленную кормосмесь сразу же укладывают в хранилище и уплотняют. При правильном измельчении уплотнять кормосмесь почти не требуется. Продолжительность заполнения хранилища – не более 3 – х дней.
Основные требования к хранению комбинированного силоса – тщательная изоляция от атмосферного воздуха (полиэтиленовой пленкой) и предохранение от промерзания сверху (укладка на пленку соломы).
Пятое выступление: приготовление сено с досушкой активным вентилированием
Заготовка сена с активным вентилированием позволяет уменьшить зависимость процесса сушки от погодных условий и обеспечить наиболее полную сохранность урожая трав. Потери питательных веществ сокращаются за счет того, что травяную массу убирают с поля при влажности 35 – 45% и досушивают в местах постоянного хранения на специально заготовленных воздухораспределителях. особенно эффективна такая заготовка при уборки бобовых трав, которые в большей степени, чем злаковые, теряют листья в процессе сушки в поле. (Докладчик пользуется плакатами и презентацией).
Активным вентилированием досушивают, как рассыпное, так и прессованное сено. Для досушки провяленной массы промышленность выпускает установки УВС – 16 и УВС – 10. На этих установках можно досушивать травяную массу, как в скирдах, так и в помещениях.
Режим работы вентиляционной системы зависит от относительной влажности, температуры атмосферного воздуха и влажности уложенной массы. При укладки в скирду массы влажностью 40 – 45% вентилятор работает в течение 1,5 – 2 суток непрерывно. В последующем, после снижения влажности массы, досушку проводят с 5 до 20 часов.
Чтобы определить готовность сена для дальнейшего хранения, необходимо после включения вентилятора через 8 – 10 часов, вновь включить его, пройти вдоль скирды или слоя сена в хранилище и определить, не выходит ли из него теплый воздух. При обнаружении выхода теплого воздуха вентилирование продолжают до тех пор, пока влажность сена снизится до 17 – 18% на высоте 5 – 4 м. Прессованное сено можно досушивать на тех же условиях, что и рассыпное.
Тюки прессованного сена укладывают под прямым углом к оси воздухопровода. В каждом последующем ярусе стыки перекрывают тюками предыдущего.
Измельченное сено можно досушивать активным вентилированием в хранилищах сарайного и башенного типа, позволяющих механизировать загрузку и выгрузку корма. Перед загрузкой сена на воздухопроводную систему укладывают 5 – 10 сантиметровый слой неизмельченной провяленной травы для предотвращении просыпания сена. На досушку укладывают массу влажностью 35 – 45% слоем 1,5 – 2 м. После его досушке, укладывают второй слой. Общая высота укладки измельченного сена на вентиляционной установке с боковыми решетками, настилами может быть до 4м, необходимая часовая подача воздуха на 1 м³ вентилируемой площади 600 – 700 м³, при давлении около180 Па на метровый слой.
При заготовки измельченного сена на подборе провяленной травяной массы из валков применяют самоходные кормоуборочные комбайны КСК – 100А , Е – 281 и др. Измельченный аппарат указанных машин должен быть отрегулирован.
Шестое выступление: приготовление сенажа из провяленных трав
Сенаж – это консервированный корм, приготовленный на различных трав, провяленных после скашивания в поле до влажности 50 – 55%. По кормовым достоинствам сенаж занимает промежуточное место между сеном и силосом.
Технологический процесс производства сенажа включает следующие операции: скашивание трав с плющением, ворошение для ускорения провяливания на поле для требуемой влажности, сгребание в валки, подбор из валков с одновременным измельчением и погрузкой в транспортные средства, транспортировка с поля, загрузка в хранилище и их гермитизация.
(Докладчик пользуется плакатами и презентацией).
Сенаж закладывается в башни и бетонированные траншеи.
Чтобы получить сенаж высокого качества, необходимо многолетние злаковые травы косить по фазе выхода в трубку, но не позже начала колошения, а бобовые в начале или при полной бутонизации; готовить сенаж рекомендуемой влажности; провяленные растения измельчать на частицы длиной 10 – 15 мм; при загрузки измельченной массы в траншей, толщина ежедневно уложенного слоя в уплотненном виде должна составлять не менее 1 м, тщательно выравнивать и уплотнять массу в течении всего периода закладки; Температура массы не должна превышать 37°С; после заполнения траншеи на ее поверхность измельченную свежескошенную траву слоем 20 – 30см и тщательно утрамбовать. Затем траншей герментируются пленкой, края которой углубляются между стенками и консервируемой массой на глубину не менее 0,5 м, сверху пленку посыпают негашонной известью слоем 2 – 3 см. для защиты от грызунов, а на ее укладывают слой соломы (20 – 30 см). Вынимать сенаж из траншеи надо вертикальными пластами, толщина, которых соответствует потребности в корме.
Подбирают и измельчают провяленную траву из валков машинами КСК – 100А, Е – 218С и др., а транспортируют измельченную массу тракторами «Беларусь» или автомашинами с наращенными бортами.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
На закрепление материала предлагаю игру «Сельский час» на 15 минут. Для проведения игры нужно изготовить стенд (таб. 1) с кармашками. Тему делят на 4 подтемы, т.е.
1. Ботаническая характеристика и агротехника возделывания многолетних трав;
2. Подготовка семян и посев многолетних трав;
3. Уход за посевами многолетних трав;
4. Уборка трав.
Таблица 1
ИГРА «СЕЛЬСКИЙ ЧАС» |
Ботаническая характеристика и агротехника возделывания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовка семян к посеву | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уход за посевами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уборка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
На каждую подтему составляются по 5 вопросов с ответами (вопросы прилагаются).
Вопросы пишутся на карточке, оцениваются по баллам (в зависимости от сложности вопроса) и вставляются карточки в кармашки. До начала игры вопросы вывешиваются, обучающиеся знакомятся с ними, осмысливают. Пока обучающиеся знакомятся с вопросами, группа делится на 4 команды, выбирается командир. Командиры группы по жребию вытягивают очередность. Один обучающийся называет тему и номер вопроса. Если команда отвечает правильно, то называют 2 вопрос и т.д., а если же нет, то очередь отвечать переходит к следующей команде. На доске записываются результаты ответов. Та команда, которая набрала больше очков, выигрывают.
Вопросы для проведения игры «Сельский час»
I. Ботаническая характеристика и агротехника возделывания многолетних трав.
1. Назвать растение (по гербарию) и определит вид корневой системы.
Ответ: клевер луговой, корень стержневой.
2. Назвать основную обработку почвы, проводимую осенью.
Ответ: зяблевая вспашка (осенью).
3. Перечислить основные отличительные признаки бобовых растений от злаковых.
Ответ: стебель, соцветие, плод.
4. Для чего рекомендуют перед первого укоса пройти граблями поле?
Ответ: для очистки поля от стерни покровной культуры.
5. Время проведения и задача первой культивации.
Ответ: после весеннего боронования, для рыхления верхнего слоя почвы.
II. Подготовка семян.
1. Перечислить мероприятия по подготовки семян к посеву.
Ответ: очистка, сортировка, протравливание перед посевом.
2. Для чего проводят обработку семян многолетних трав перед посевом нитрагином или азотобактерином?
Ответ: для повышения урожайности зеленой массы.
3. Почему многолетние травы рекомендуют сеять под покровную культуру?
Ответ: они в первый год жизни развиваются очень медленно и имеют низкую продуктивность, поэтому их в первый год не скашивают.
4. Назовите глубину заделки семян и способ посева.
Ответ: от 1 до 5см., рядовой (узкорядный).
5. Норма высева семян костра безостого.
Ответ: 20 – 22 кг/га.
III. Уход за посевами.
1. Значение прикатывания почвы после посева.
Ответ: уплотняет верхний слой почвы, по капиллярам почвы вода из нижнего слоя поступает в верхний слой, т.е. к семенам (для появления дружных всходов).
2. Почему при уборки покровной культуры рекомендуют оставлять высокую стерню?
Ответ: для снегозадержания.
3. Значение боронования весной по посевам многолетних трав.
Ответ: для уничтожения почвенной корки и удаления стерни.
4. Когда рекомендуют проводить подкормку для многолетних трав?
Ответ: после каждого укоса.
5. Нужно ли вносить азотные удобрения весной и когда?
Ответ: да, нужно, перед боронованием.
IV. Уборка трав.
1. В какую фазу убирают многолетние травы бобовых и злаковых культур?
Ответ: начало цветение для бобовых и колошения для злаковых культур.
2. Почему многолетние травы рекомендуют убирать в период начало бутонизации и цветения; начало колошения и колошения?
Ответ: содержит в этот период много питательных веществ, хорошо отрастает и дает второй укос.
3. Преимущество косилки – плющилки при уборке многолетних трав.
Ответ: трава из – под косилки – плющилки позволяет высушивать травы быстро и равномерно.
4. Когда рекомендуют подсаливать сено?
Ответ: Когда сено превышает влажность (недосушенное сено) ; для того, чтобы задерживала самосогревание и плесневение.
5. Процент влажности сено. Можно ли прессовать пересохшую траву?
Ответ: 22 – 24%; пересохшее сено связано с большими механическими потерями, особенно листовой части; его нужно прессовать рано утром или поздно вечером, когда оно менее ломкое.
Используемая литература:
Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Москва, «Академия», 2015 г.
2. Козловская И.П. Основы агрономии. Ростов – на – Дону «Феникс» 2015г.
3. Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Москва. «Академия», 2015г.
4. Третьяков Н.Н. Основы агрономии. Москва, «Академия», 2015 г.
5. Гусаков В.А. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. (Практикум) Москва. «Академия», 2012г.
6.Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. Москва, «Академия», 2012 г.
Дополнительные источники:
8. Электронные ресурсы «Тракторы и сельскохозяйственные машины». Форма доступа: http://metalhandling.ru.