Урок развития речи.
Изложение с элементами сочинения в 7 классе.
Цели: организовать деятельность учащихся при обучении написанию подробного изложения текста с элементами сочинения - рассуждения.
Структура урока.
I. Вступительное слово учителя. Цель этапа: подвести обучающихся к осмыслению, что знакомо, а что предстоит узнать.
- Прочитайте, какая тема урока сегодня у нас. Как вы думаете, каковы наши цели? (цель - передать содержание текста, т.е. написать изложение, узнать, каким должно быть сочинение и попробовать его написать).
- Что мы знаем и умеем, а чего нет? (знаем, как писать изложение и сочинение, но никогда не писали их вместе)
- Каков будет план наших действий?
внимательно прослушать текст,
побеседовать по содержанию,
написать изложение с элементами сочинения.
II. Операционно-мотивационный этап. Цель этапа: заинтересовать обучающихся проблемой текста
Беседа по терминам
Нравственность- это наличие в нашем сознании набора представлений о высоких жизненных идеалах: счастье, долге, чести, достоинстве, милосердии, сострадании, сочувствии, верности, ответственности, гуманности, гражданственности.
Духовность- это стремление жить в соответствии с идеалами.
Мораль- поведенческая характеристика человека. Моральные нормы существуют, они прописаны обществом. Мораль соотносится с долгом. Моральные качества человека проявляются в его поступках.
Этика- поведенческая категория, связанная с понятием воспитанности, подразумевает деликатность и тактичность.
Морально-этические нормы - Это оценка человека по одному поступку. Все любят рассуждать на морально-этические темы. Об этом легко рассуждать, т.к. это бытовой уровень. Общество активно навязывает морально-этические нормы.
III. Операционно-исполнительный этап. Цель этапа: создание условий для запоминания, последующего воспроизведения текста и написания по нему сочинения.
1). Ознакомительное чтение текста изложения.
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах- горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит- дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем! Горе у товарища- мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться,- мы снова проходим мимо.
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
2) Вопросы к тексту:
О чем текст?
Что хотела донести до читателя автор текста Е. Лайкова?
Для чего она написала данный текст?
3). Повторное чтение текста. Составление плана в группах. Цель: создание условий для запоминания текста и его логического изложения по абзацам.
Дефицит милосердия
Недостаток доброты в обществе
Замалчивание проблемы
Благодарность животным и милосердное к ним отношение.
4) Устный пересказ текста сказки по плану.
Учитель предлагает детям ответить на вопрос, для чего нужен устный пересказ текста по плану. Дети отвечают, что это помогает запоминать текст и последовательность происходящих событий.
5) Напишите продолжение по тексту
6) Написание изложения с элементами сочинения в черновиках.
7) Написание изложения с элементами сочинения в чистовиках.