Урок русского языка в 9 классе «Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием)» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.
Урок русского языка в 9 классе
Тема. Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием) (урок № 32, 33 по КТП на 2023-2024 г.)
Цель: прививать учащимся умения и навыки по передаче содержания текста, закреплять умение составлять сложный план и самостоятельно делать выводы.
Оборудование: текст изложения, толковый словарь, запись на доске.
Ход урока.
Слово учителя, объявление темы, цели урока.
Подготовка к написанию изложения.
Чтение учителем текста «Два деревца» А.И. Куприна.
Два деревца.
В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым, корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей. Днём у её корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жёлтой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»
В том же лесу, на опушке, вблизи оживлённой дороги у прохладного журчащего ручья, красовалась стройная зелёная ёлочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние дни. С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела. То и дело по ней тянулись длинные обозы, двигались пешеходы, изредка пролетали нарядные экипажи. Ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце», - а ёлочка вместе с ними, трепеща от избытка жизни и ласки, шептала: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!»
(230 слов)
Творческое задание.
К каким выводам пришли вы, узнав о судьбе двух деревьев? Какой смысл вкладывает писатель А.И. Куприн в эту миниатюру?
Беседа по тексту: какой стиль речи использует писатель?
* художественный
* научный
* публицистический
- Какой тип речи?
* описание
* повествование
* рассуждение
2.3. Работа над планом.
Примерный план.
Одинокая сосна – уродливое дерево.
Условия, в которых она росла:
а) в глухой чаще леса;
б) солнце не заглядывало в это сырое место;
в) всегда окутана ядовитыми болотными испарениями.
2. Жалоба сосны: «Как скучно, как страшно жить!»
II. На опушке леса растёт стройная зелёная ёлочка.
Прекрасные условия жизни дерева:
а) живёт у ручья;
б) у ёлочки много солнечного света и тепла.
2. В ветвях дерева обитает пернатое царство.
3. Люди любуются красавицей.
4. Ёлочка шептала: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!»
III. Какой смысл вкладывает писатель А.И. Куприн в эту миниатюру?
2.4. Синтаксический разбор предложений.
Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом. (Предложение с двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами).
Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. (Предложение с обособленными определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
2.5. Словарно-орфографическая работа. Разбор слов:
Искривлённый ствол, иссыхающая хвоя, бесшумно, занесённые пеленой снега, никогда, длинные обозы, изредка, ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка.
2.6. Работа с толковым словарём (задание дано заранее).
Обозы – группа повозок, перевозящих грузы.
Экипаж – лёгкая, не грузовая рессорная повозка, коляска.
2.7. Пересказ текста учащимися (по пунктам плана).
2.8. Вторичное чтение текста учителем (по абзацам, в соответствии с планом).
3. Написание изложения.
- Творческое задание записать на доске.
- Выводы учащихся.
Прочитав миниатюру А.И. Куприна «Два деревца», я пришла к выводу, что…..
(…судьба кого-то обделяет условиями жизни, а кому-то даёт всё: свет, тепло, простор. Смысл заключается в том, что мы должны любить жизнь, хотя судьба у всех разная, но обижаться на судьбу не стоит, нужно преодолевать трудности, и тогда всё в жизни устроится, главное, верить в светлое будущее).
(Я пришёл к выводу о том, что жить одному страшно. Необходима ласка, тепло людей, прежде всего. А рядом с друзьями легче переносить жизненные невзгоды. Они поддержат хотя бы улыбкой и приветливым взглядом. А настоящие друзья всегда будут рядом, с ними легче пережить одиночество).
(Мы приходим к выводу, что жизнь бывает тёмной и светлой. Конечно, каждый хочет судьбы хорошей, никто, я думаю, не желает трудной жизни. Есть обеспеченные семьи, там детям живётся легче в материальном отношении, но мы все должны быть добрее друг к другу).
4. Домашнее задание. Дописать творческое задание в черновике и проверить правильное написание текста изложения.