Урок по окружающему миру во 2 классе (программа А.А. Плешакова УМК «Школа России»)
Тема:Какие бывают животные.
Форма обучения: урок
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: расширить представления учащихся о животных.
Задачи:
обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;
закрепить знания детей о признаках животных разных групп;
познакомить с группами: земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;
воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, находить в текстах новую информацию, выступать с сообщениями.
Метод:
- Объяснительно- иллюстративный
- Работа по учебнику
- Практическая работа
- Проблемное обучение(частично –поисковый)
- Беседа.
Оборудование: 4 конверта с 5 рисунками животных; карточки с названиями групп животных: насекомые, птицы, звери, рыб; карточки с незаполненной таблицей (названия групп животных и отличительные признаки); смайлики: веселый, нейтральный, грустный.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация знаний. Проверка домашних заданий.
1.Викторина
Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы)
Эти растения имеют листья в виде пластинок (Лиственные)
Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей-стволиков (Кустарники)
У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Хвойные)
У этих ратсений от корня отходит один толстый стебель –ствол (Деревья)
2.Проверка домашнего задания
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (лес)
- Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)(2 слайд)
- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав?
-Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)
- Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).
- Я приготовила вам загадки. Отгадайте их и скажите, к какому ярусу относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам?
1.В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)(3 слайд)
- К какому ярусу относится орешник?
2.Только тронь -
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива)(4 слайд)
- Крапива, к какому ярусу относится?
3.Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (5 слайд)
- К какому ярусу относится дуб?
4.Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза) (6 слайд)
- Ребята, что вы можете рассказать интересного об этих растениях?
- Молодцы, ребята!
Самоопределение к деятельности.
Анаграмма (Слайд 7)
КАУЛШЯГ-лягушка
ИЖФАР-жираф
ЛООКС-сокол
ЗАКОСРТЕ-стрекоза
РАМУВЙЕ-муравей
ЛОНС-слон
БРАЗЕ-зебра
ЛАПЧЕ-пчела
НАБАК -кабан
- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
- Прочитайте тему урока (Слайд 8)
Что вы знаете о животных? Что хотите ещё узнать? Какие учебные задачи поставим перед собой?
Работа по теме урока.
Беседа. Работа в группах.
- В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё и животных.
-Каких животных вы знаете?
Давайте вспомним, какие группы животных мы с вами уже знаем. Для этого вы разделитесь на 4 группы.
– Возьмите конверты – в нём задание.
В конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа - глухарь, ворона, воробей, медведь, гусь;
2-я группа – щука, бабочка, сом, карась, акула;
3-я группа - слон, лиса, петух, заяц, мышь;
4-я группа - стрекоза, божья коровка, белка, жук, комар.
Каждая группа работает по плану:
1. Рассмотрите фотографии животных, найдите лишнее (потом поместите его в нужную группу).
2.Дайте название этой группе животных.
3. Определите отличительную особенность животных этой группы (нарисуй схематически).
4. Проверьте себя по учебнику на стр. 62-63. Прочитайте текст о данной группе животных
(На доске на карточках названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.)
Работаем в группе.
- К доске приглашаются с каждой группы по одному представителю с карточками и со схематическим рисунком. Вывесите свой результат работы к нужной группе. Что вы можете рассказать о данной группе животных? Чем оно отличается от других групп животных? (слайды 9,10,11,12)
- Молодцы! Вы хорошо справились.
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнём.
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох - выдох)
И немножечко устали (сели за парту)
- Молодцы, сели на свои места.
Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа, работа по учебнику
- С какими группами животных мы уже знакомы? Распределите по группам животных (Слайд13)
-Сейчас вы послушаете описание животного и попробуете отнести его к одной из групп:
Тело этого животного покрытого голой, влажной кожей. Имеет две пары конечностей. Животное может жить на суше и в воде. Детёныш появляется из икринки, затем превращается в головастика, становится взрослой особью. (Лягушка)
Проблемный вопрос
-Можем ли мы, пользуясь нашими знаниями о группах животных, отнести лягушку в ту или иную группу?
(По отличительным признакам лягушка не подходит ни к одной группе животных).
-Значит, есть ещё группа животных, куда можно отнести лягушку.
- Мы познакомимся еще с 2 группами.
- К особой группе животных относят (слайд 14) тритонов, жаб, лягушек?
- Где они обитают? (на суше и в воде)
- Поэтому они составляют группу земноводные.
В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)
- Чем покрыто тело? (голая кожа)
- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.
А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
Прочитайте текст в учебнике стр 61
- К следующей группе мы отнесём (Слайд 15) крокодилов, змей, черепах, ящериц.
Кто знает, как называется эта группа? (пресмыкающиеся) - Почему они так называются?
- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)
- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)
- Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.
Прочитайте текст в учебнике стр 61
2. Беседа
- Подумайте, какую пользу человеку приносят животные.
-Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли. Ведь сколько радости доставляет нам общение с животными, даже если это просто маленький хомячок или аквариумная рыбка.
Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.
- Заполните таблицу в карточках с помощью учебника. (Дети заполняют таблицу )
(слайд 16)
Название группы | Отличительные признаки |
Насекомые | |
Рыбы | |
Птицы | |
Звери | |
Земноводные | |
Пресмыкающиеся | |
Рефлексия
Оцените свои достижения на уроке.
Карточки с изображением трех смайликов: веселого (желтый цвет), нейтрального (зеленый) и грустного (красный). Учащимся предлагается выбрать смайлик.
Подведение итогов урока
- С какими группами животных мы познакомились на уроке?
- Что интересного узнали сегодня на уроке?
- Мы с вами увидели, насколько богат и разнообразен окружающий нас мир!
- Урок окончен!
Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст «Какие бывают животные?»
Приготовить сообщение о любом животном.