ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Шилкинский многопрофильный лицей»
УРОК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
По профессии: 23.01.09 «Машинист локомотива»
Тема: «Комплексная работа изготовления снички навесной»
Разработала: мастер производственного обучения
Бурдинская Д.Р.
Шилка, 2020г
План – конспект урока
Тема: Выполнение слесарно – сборочных работ.
Тема урока: Комплексная работа изготовления снички навесной
Вид урока: урок-практикум
Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работ
Цели урока: формирование умений на различных этапах технологического процесса изготовления снички навесной (ПК 1.1; ПК1.4; ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 06).
-обучающая – формирование умений оценивать свою работу, работу других обучающих. Формирование умений проверять качество готового изделия на репродуктивном уровне.
-развивающая – организовывать собственную деятельность исходя из цели и способа её достижения, определённых руководителем (ОК 02). Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, клиентами (ОК 6).
-воспитательная – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК 1), анализировать работу ситуационно (ОК 3), работать в команде (ОК 6).
Методическая цель: Проблемное обучение на уроках учебной практики.
Формы организации учебной работы студентов: фронтальная, индивидуальная.
Уровень учебно – производственной деятельности студентов: 1- репродуктивная
Методы проведения: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.
Формируемые ОК и ПК:
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления и обработке металла,
ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали,
ОК 01Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определенных руководителем,
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы,
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентом.
Учебно – производственная работа: изготовление снички навесной
Материально – техническое оснащение – основные средства обучения:
- заготовка листового материала – 10 штук,
- слесарный верстак – 10 штук,
- металлическая линейка – 10 штук,
- кернер – 10 штук,
- молоток слесарный – 10 штук,
- чертилка обыкновенная - 10 штук,
- зубило – 10 штук,
- напильники драчёвые – 10 штук,
- напильники личные - 10 штук,
- набор свёрл различного диаметра,
- настольно-сверлильный станок
Дополнительные средства обучения:
- компьютерные технические средства.
Дидактические средства обучения:
- чертёж «Сничка навесная» - 10 штук,
- плакаты № 7 «Разметка плоскостная», № 38 «Рубка металла», № 11 «Гибка металла», № 33 «Ручное сверление», № 64 «Опиливание металла».
Межпредметные связи:
- материаловедение ( тема: « Свойства металлов и сплавов»)
- основы технического черчение ( тема: «Чтение сборочного чертежа»)
- слесарные работы (тема: «Разметка, рубка, гибка, опиливание, сверление металла»)
Литература используемая при подготовке к уроку:
- Б.С.Покровский, В.А.Скакун «Слесарное дело», Москва «Академия» 2010г
- Б.С.Покровский «Производственное обучение слесарей», Москва «Академия» 201
Ход урока
1.Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте! Садитесь. Проверка присутствующих на уроке. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда), назначение дежурных.
2. Вводный инструктаж (35 – 43 мин).
(слайд 1 ) Мастер сообщает тему урока со слов «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь …» Максим Горький.
(слайд 2) Мастер выдаёт кроссворд «Инструменты» по ранее пройденным темам по дисциплине «Слесарное дело».
(приложение 1)
(слайд 3) Мастер ставит перед обучающимися вопрос:
Вопрос: «Исходя из ответов на данный кроссворд, какие слесарные операции будут применяться на занятии».
(слайд 4-12) Мастер предлагает обучающимся «Посмотреть презентацию, изложить информацию и практическую значимость изучаемой темы»:
- Приёмы плоскостной разметки;
- Накернивание отверстий,
- Рубка металла на наковальне;
- Техника и приёмы опиливания;
- Сверление сквозных отверстий.
Мастер п/о производит опрос и осмысление просмотренной презентации, анализирует, комментирует ответы обучающихся.
(слайд 13,14) Мастер ставит перед обучающимися вопрос:
Вопрос: «Что нам нужно знать, чтобы не допустить брак в работе»
Мастер предлагает обучающимся подумать и назвать способы предупреждения типичных дефектов:
- раздвоенная риска;
- керновое углубление не на риске;
- непрямолинейная кромка отрубленной детали.
- кромка отрубленной детали имеет глубокие зарубы и сколы.
- при изгибании полосы она получилась перекошенной.
- «Завалы» опиленной широкой плоскости детали.
- смещение отверстия.
(слайд 15) Мастер предлагает вместе с обучающимися сформулировать цель нашего занятия:
Цель: формирование умений на различных этапах технологического процесса изготовления снички навесной.
(слайд 16, приложение 2) Объяснение производственного задания.
Демонстрирует и объясняет чертёж детали по отработке приёмов разметки, рубки, опиливания и сверления металла. Чертёжи имеются на рабочих местах у каждого. Призывает быть внимательными.
(слайд 17-20) Совместно с обучающимися мастер выстраивает алгоритм последовательности его выполнения. Напоминает, что обязательно строго соблюдать его, чтобы в конечном итоге получилось то, задание которое выдано мастером, согласно чертежу и инструкционной карте, были выполнены все слесарные операции и качество выполнения.
(слайд 21, 22, приложение 3) Мастер сообщает критерии оценивания производственного задания, количество баллов за работу и предполагаемая оценка по баллам.
Вместе с обучающимися вывешивает оценочную ведомость.
(слайд 23-26) «На работе ПОМНИ каждый, безопасность это ВАЖНО». Мастер создаёт проблемные ситуации в правилах техники безопасности и призывает быть внимательными при выполнении разметки, рубки, опиливания и сверлении металла с соблюдением техники безопасности.
Предлагает обучающимся повторить правила техники безопасности при разметке, резке и опиливании металла, опираясь на знания обучающихся по предмету «Слесарное дело».
(слайд 26) Мастер предлагает совместно с обучающимися продемонстрировать приёмы разметки, рубки и опиливания металла в определенной последовательности, с учётом соблюдения правил по техники безопасности.
и качество выполнения.
(слайд 27) «Организация рабочего места» Мастер предлагает обучающимся вспомнить «Организацию рабочего места слесаря перед началом работы»
Подводит итог по данному этапу уроку.
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.
3. Текущий инструктаж (самостоятельная практическая часть – 190 мин).
(слайд 28) Мастер организует самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение производственного задания обучающимися.
Мастер в процессе работы обучающихся осуществляет целевые обходы рабочих мест:
1. Наблюдает за работой обучающихся.
2. Следит за правильной организацией рабочего места.
3. Направляет деятельность обучающихся на правильность построения технологического процесса, выполнения задания.
4. Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимися и направляет на их исправления.
5. Следит за соблюдением техники безопасности при выполнении слесарных операций.
6. Отдельным обучающимся демонстрирует приемы работы с инструментами и оборудованием, а также выполнением отдельных приемов слесарных операций.
4. Заключительный инструктаж (25 – 35 мин).
Подведение итогов урока производственного обучения.
Мастер совместно с обучающимися анализирует и оценивает работы, согласно разработанных оценочных листов, и вносит в общую оценочную ведомость.
Анализирует и комментирует работы обучающихся, отмечает более успешные и неудавшиеся, анализирует совместно с обучающимися причины неудавшихся работ.
(слайд 29) Анализирует успешность достижения целей урока.
4.1. Домашнее задания. Повторить тему «Зенкование, зенкерование и развёртка».
(слайд 30) «Спасибо за внимание»
4.2. Уборка рабочих мест. Сдача рабочих мест дежурным и мастеру.
Технологическая карта урока
№п/п | Этапы урока | Время (мин) | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | ОК, ПК | Примечание |
1 | Организационный момент. | 2 | Организует внимание обучающихся. Проверка отсутствующих и готовность обучающихся к уроку (спец.одежда). Назначение дежурных. | Самоорганизация обучающихся. Проверка спец.одежды. | | |
2 | Вводный инструктаж | 35 – 43 | | | | |
| Формирование темы занятия. | | Сообщает тему занятия. Знакомит с планом урока. Мотивирует обучающихся к воспроизведению и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы. | Обучающиеся воспринимают, осмысливают тему урока. | ОК 01, ОК 06 | Слайд 1 |
| Опрос по пройденным темам «Разметка, рубка, опиливания, сверление металла» по дисциплинам «Слесарное дело», МДК 01.03 Технология выполнения слесарно – сборочных работ» | | Мастер выдаёт кроссворд «Инструменты». Организует условия для самостоятельного поиска решения задач. Актуализация знаний обучающихся (связь с теоретическим циклом). | Самостоятельно ищут ответы на кроссворд. Закрепляют знания, понятия полученные ранее по дисциплинам. | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, | Слайд 2, 3 Приложение 1 |
| Изложение нового материала по теме «Разметка, рубка, опиливание и сверление металла». | | Мастер предлагает обучающимся «Посмотреть презентацию, изложить информацию и практическую значимость изучаемой темы: - Приёмы плоскостной разметки; - Накернивание отверстий; - Рубка металла на наковальне; - Техника и приёмы опиливания; - Сверление сквозных отверстий. Мастер производить опрос и осмысление просмотренной презентации, анализирует, комментирует ответы обучающихся. Мастер ставит перед обучающимися вопрос: «Что нам нужно знать, чтобы не допустить брак в работе???». Мастер предлагает обучающимся подумать и назвать способы предупреждения типичных дефектов. Подталкивает обучающихся к решению самостоятельно формировать цель занятия. | Смотрят презентацию приёмы плоскостной разметки, накернивание отверстий, правила рубки металла на наковальне, техника и приёмы опиливания , сверления сквозных отверстий. Отвечают на вопросы , рассуждают, беседуют по просмотренной презентации, осмысливают и с помощью мастера выводят цель занятия. | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.4. | Слайд 4, 5,6,7,8,9, 10,11,12,13, 14, 15. |
| Объяснение производственного задания | | Демонстрирует и объясняет чертёж «Снички навесной». Предлагает выстроить алгоритм последовательности производственного задания и его выполнения. Сообщает критерии оценивания производственного задания, количество баллов и предполагаемая оценка по баллам. «На работе помни каждый, безопасность это важно» призывает быть внимательными при выполнении приёмов и операций с соблюдением техники безопасности. | Рассматривают, знакомятся с чертежом «Снички навесной».Совместно с мастером выстраивают алгоритм последовательности выполнения задания. Воспринимают, осмысливают критерии оценивания производственного задания. Повторяют технику безопасности при выполнении разметки, рубки, опиливания и сверления металла. | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.4 | Слайд 16,17, 18 19,20, 23,24, 25,26. Приложение 2,3 |
| Закрепление знаний | | Предлагает обучающимся продемонстрировать отдельные элементы разметки, рубки и опиливания металла в определенной последовательности, с учётом соблюдения правил по техники безопасности и прокомментировать свои действия. «Организация рабочего места» Мастер предлагает обучающимся вспомнить «Организацию рабочего места слесаря перед началом работы». | Обучающиеся с помощью мастера повторяют упражнения разметки, рубки и опиливания металла, усваивают и применяют новый материал, опираясь на презентации, плакаты, видео. Осмысливают, отвечают на вопросы: - «Организация рабочего места». | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.4 | Слайд 27 |
| Подведение итогов вводного инструктажа | | Активизирует деятельность обучающихся на данном этапе урока | Слушают, воспринимают, сравнивают. | | |
3 | Текущий инструктаж | 190 | | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение производственного задания. | | Начинается текущий инструктаж со слов мастера «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь …» Осуществляет целевые обходы: 1. Наблюдает за работой обучающихся. 2. Следит за правильной организацией рабочего места. 3. Направляет деятельность обучающихся на правильность построения технологического процесса, выполнения задания. 4. Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимися и направляет на их исправления. 5. Следит за соблюдением техники безопасности при выполнении слесарных операций. 6. Отдельным обучающимся демонстрирует приемы работы с инструментами и оборудованием, а также выполнением отдельных приемов слесарных операций. | Самостоятельно выполняют производственное задание, отрабатывают практические операции по новой теме. Самостоятельно или совместно с мастером контролируют свою работу. Анализируют и исправляют свои ошибки во время выполнения работы. | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.4 | Слайд 28 |
4 | Заключительный инструктаж | 25-35 | | | | |
| Анализ и оценка успешности достижения цели. Выдача домашнего задания. Подведение итогов урока. | | Сообщает о достижении цели занятия. Определяет качество, оценивает результат работы совместно с обучающимися, анализирует, комментирует ошибки допущенные в процессе работы. Анализирует соблюдение ТБ, организацию рабочего места. | Воспринимают, оценивают работу свою и своих сокурсников. Анализируют ошибки в своей работе. Подводят итог своей работе и достижения целей урока. | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.4 | Слайд 29 |
| Домашнее задание. | | Называет тему следующего урока «Зенкование, зенкерование и развёрка» | Записывают задание. | | Слайд 30 |
| Уборка рабочих мест. | | Обходит совместно с дежурными рабочие места и принимает их. | | | |