Тема урока: «Не герой?» по М. Борисовой
Цели: Познакомить с новым произведением, добиться понимания содержания текста, совершенствовать навыки чтения. Учить анализу произведения. Познакомить детей с понятием и значением слов «люди с ограниченными возможностями», формировать умение понимать людей с ограниченными возможностями здоровья, через «проживание» подобного опыта.
Развивать творческую индивидуальность, эмоциональное восприятие, фантазию, пополнение активного словаря.
Воспитывать чувство нравственности по отношению к людям с ограниченными возможностями; информировать о моделях поведения с инвалидами при встрече с ними на улице; повышать сознательность в сохранении собственного здоровья.
Тип урока: Изучение нового материала
Метод обучения: Наглядно-словесный
Оборудование: Рисунки, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Эмоциональный настрой на урок
2. Проверка Д/З
Игра «Горячий стул»
Учащиеся задают вопросы по пройденному произведению «Полотенце»
3. Постановка темы, целей
-Вам уже известна тема нашего урока. (оформление доски)
-Кто такой герой? (ответы учеников)
Я задавала дополнительное задание-узнать о героях. С какой информацией пришли?
Примерные ответы детей: Салижан Шарипов, Турдакун Усубалиев, Исхак Раззаков, Чынгыз Айтматов, Чолпонбай Тулобердиев, Дуйшенкул Шопоков, Даир Асанов
Кто такой герой, что такое героический поступок вы поняли. Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Не герой?» и попробуем разобраться является ли герой произведения настоящим героем
Учитель объявляет цели урока
4. Чтение с прогнозированием.
-Как вы думаете, о чем будет рассказ?
Учитель читает текст с остановками, задавая вопросы.
Словарная работа
-Есть в тексте незнакомые, непонятные слова?
Инвалид-
Инвалидная коляска-
Покалечило-
Оборудовать квартиру-
Объясняется смысл слов
Ученики читают текст по цепочке
5. Анализ произведения
-Ребята, мы должны с вами ответить на вопрос, которым заканчивается рассказ. Прочитайте последнее предложение текста
-Можно ли считать Владимира Петровича героем?
Мы уже рассуждали о том, кто такой герой. Чтобы быть героем, нужно совершить какой-либо подвиг. Назвали известных нам героев.
-Каких героев из прочитанных нами рассказов мы знаем?
Героями, патриотами становятся не только в годы войн, но и в мирное время.
Что значит быть героем в мирное время?
Кого можно считать героем в наше время?
-Каков герой должен быть внешне? (рост, телосложение, цвет глаз, цвет кожи)
- Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?
- Герои – это люди особой профессии? (пожарные или военные?)
- Может, как-то особенно надо воспитывать героя? В строгости или наоборот лаской, заботой и вниманием.
- Герои живут в каком – то особом месте?
-Героем может быть любой человек. Конкретных характеристик, признаков и критериев нет, им может быть любой человек. Какие качества характера необходимы, чтобы стать героем? (Храбрость -Отвага -Мужество -Выносливость -Смелость -Решительность -Целеустремлённость -Человеколюбие -Сила воли –Доброта)
Почему именно доброта? (злые люди не могут совершать хороших поступков)
Работа с терминами «инвалид», «инвалидность», «ОВЗ»
Беседа
- Кто же это такие – инвалиды? (Ответы)
Учитель: Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы)
Просмотр видеоролика
6.Практическая работа
1.Упражнение «Узнай на ощупь». Его смысл в том, что ребенок сам оказывается в роли человека с инвалидностью. Ученику завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. К примеру, «Угадай на ощупь». Это позволяет детям почувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается человек, лишенный такой важной функции, как зрение, и понять, что он при этом ощущает. Этот наглядный пример становится поводом для обсуждения всем классом положения людей с инвалидностью, их трудностей, и того, как их можно преодолеть.
Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что незрячие и слабовидящие люди себе такого позволить не могут.
2.Упражнение «Передай информацию». Ученик жестами должен передать информацию, которая написана на листе бумаги, всем участникам.
Рефлексия.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Как вы думаете, как общаются люди, которые не могут слышать и разговаривать? Для этого существует жестовый язык.
3.Упражнение «Застегни пуговицу». Ученики держатся за руки, свободной рукой пытаются расстегнуть и снова застегнуть пуговицу.
Рефлексия. Что испытывали при выполнении этого задания? Легко ли было застегивать пуговицу одной рукой? Хотелось ли вам освободить вторую руку?
7.Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик- семицветик»
- Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
(дети отвечают на вопросы)
- Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».
- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).
- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).
- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).
- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
- Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
- Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.
- Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны. Как мы можем помочь? Я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности (по ходу формулирования правил создаётся цветик-семицветик).
- Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)
Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.
Можно дружить с людьми, с ограниченными возможностями?
Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.- А как можно понять проблему другого?Мы попробовали на себе испытать то, что испытывают люди с ограниченными возможностями. Смогли ли мы их понять?Нужно представить себя в ситуации, в которой оказываются люди с инвалидностью.
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.Отнестись к нему, как к равному человеку. Если мы понимаем, то мы должны принять их такими, какие они есть
Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.(Поддержать инициативу и творческое проявление человека). Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.
НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии. Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса". - Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.
ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. Вы наверное знаете о паралимпийских играх –международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года).Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.
Крепится 6 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.
Крепится 7 лепесток – научиться жить у этих людей. Разве они не герои? (высказывания учащихся)
8. Работа по тексту.
Найдите в тексте высказывания Миши
Найдите высказывания Севиного папы
Найдите высказывания Севы
-С кем из них вы согласитесь?
9. Итог занятия: Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. Чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности;Окружающие люди его уважали.
У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.Прочитайте стихотворение
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
- Я не хочу, чтобы когда-либо вам пришлось рисковать своей жизнью. Но ещё больше не хочу, чтобы когда-нибудь вы прошли мимо чьей-то боли, горя, беды. «Невозможно быть всегда героем, но всегда можно оставаться Человеком»
Оценивание
Домашнее задание. Написать эссе на тему «Герой. Кто он?»