1. Орг момент 2. Постановка целей урока 3. Слово о писателе 4. Изучение нового материала Работа в группах. Инсценировка Анализ 5. Закрепление 6. Итог урока. Рефлексия | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок: Внимательно слушайте - и все услышите! Внимательно смотрите - и все увидете! Думайте- и все поймете! Показ рисунка айсберга. Айсберг- крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море. 90% объема айсберга находиться под водой. Э. Хемингуей (американский писатель и журналист) сравнивал художественное произведение с айсбергом. Как вы думаете, почему? Прочитайте тему урока, попробуйте определить цели урока. Но сначала поговорим об авторе. А.Платонов-русский советский писатель,прозаик и драматург. Его считают одним из наиболее самобытных литераторов 20 века. Платонов отличается оригинальным языком и манерой повествования. В своих произведениях Платонов рассказывает читателю о жизни обыкновенного маленького человека. Считается одним из лучших писателей 20 века. На экране будет высвечиваться информация о писателе. Вы должны ее дополнять. В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ « Семья Иванова», позже названный «Возвращение». А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.Сегодня поработаем над этим произведением, а эпиграфом к уроку послужат строки: Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем. А.Платонов «Возвращение». Вы прочитали рассказ. Поняли что этот рассказ о войне. Какие ассоциации вызывает слово "война"? - Все ли из того, что вы перечислили, есть в рассказе? Да это рассказ о войне, хотя в нем нет военных действий. Многие годы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Мы многое знаем о важнейших сражениях, героях фронта и тыла… Реже мы задумываемся о том, какие незаживающие раны нанесла война душам людей, воевавших и находившихся в тылу, взрослым и детям, мужчинам и женщинам… А помнить об этом надо! Чтобы не допустить разрухи, голода, потерь, одиночества. Произведения Платонова в этом смысле незаменимы. Для него важен человек, его мысли, переживания, поступки. Он заглядывает в такие потаенные уголки души, о которых не каждый человек догадывается. Об обгорелых на поле боя и в тылу человеческих душах рассказ А.П. Платонова «Возвращение». Но многие из вас правы: в этом рассказе есть страдание. Какое оно: душевное или физическое? Опять нам в этом надо разобраться и постараться научится на примере литературных героев поступать правильно. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы Возвращение Кого? Куда? Зачем? Когда произошло? Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем постараться понять автора, разобраться в странном поведении главного героя. Для того чтобы разобраться, мы должны поговорить о каждом из героев. Вам даны задания по группам. Сейчас даётся время для подведения итогов работы (5 минут) 1 группа Рассказ о Маше 2 группа Рассказ о Любе 3 группа Рассказ о Петруше и Насте 4 группа Рассказ об Иванове Сейчас ученики покажут сцену ссоры Иванова и Любы -Как ведет себя Иванов в ночной беседе с женой? -Герой видит только один выход из этой ситуации....решает уйти. Почему? (Обижен, не может простить) Умение простить искренне это сила или слабость? (Понять другого человека-огромный труд. Уход-самый легкий путь) -Можем ли мы найти виновного во всем происходящем? (Война) -Иванов просто взял и ушел? Что произошло с героем? (неспокойно на душе) Просмотр отрывка из к/ф «Отец», финал Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». (Эпиграф) -Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? (да...) (Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием) Что значит «обнажившимся сердцем»? (открытым для любви, для семьи, для дальнейшей мирной жизни) Кто помог возвратиться Иванову? (Дети помогают ему в этом) Заполните схему, ответив на поставленные в самом начале урока вопросы: Кто возвратился? Куда? Когда? Зачем? Прямое значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким) (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному) А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни, и детям, которым надо научиться быть детьми? А при каком условии это возможно? Рассказ был напечатан под названием "Семья Иванова" -Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения) Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны) -Понравился ли вам урок? Есть ли вопросы? Продолжите фразы: Для меня урок был...... Было трудно ..... Я понял, что ..... Я смог..... Мне захотелось...... Оценивание. Д\з Написать эссе. Письмо одному из героев | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Рассматривают рисунок, определяют цели урока. Слушают учителя. Рассказывают об А. Плато нове Отвечают на вопрос. (нет) Составляют класстер Каждая группа предоставляет свою работу. Рассказывают историю жизни героев, дают им характеристику Айпери, Артур и Адил инсценируют сцену ссоры, остальные учащиеся наблюдают (Иванов бездушно судит Любу. Он воспринимает всё сердцем очерствелым. Искренняя правда жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Душа его покрылась коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью). Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение (Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным) (Только в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению) Продолжают фразы Записывают домашнее задание | |