Конспект урока биологии в 8 классе №1. Учитель : Бараташвили Н.М. Дата : 10.11.2020год.
Тема: Строение сенсорных систем (анализаторов) и их значение.
Цель : Раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах.
1.Здравствуй те восьмиклассники! Обратите внимание на название нашей темы. В тетради записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.
Вопрос? Какими органами чувств обладают млекопитающие и в том числе, мы? Записываем в тетрадь – …….., ……….., …………., ………., …………….
Это - зрение, обоняние, вкуса, слуха, осязания. Оказывается и шестое чувство у нас тоже имеется – чувство равновесия .
2. Я предлагаю вам прочитать в учебнике на странице 57 абзац « Анализатор или сенсорная система» и найти в тексте определение , что такое анализатор. Найденное определение запишите в тетрадь. Согласитесь, определение сложное. Попробуем определение представить в виде схемы. Занесите ее в тетрадь:
АНАЛИЗАТОР = ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ----- ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ----АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ.
3. Мы еще вернемся к нашей схеме. А сейчас вам необходимо прочитать абзац « Понятие об органах чувств и рецепторах» на странице 57-58. Итак , после прочтения, записываем:
Орган чувств – ГЛАЗ содержит зрительные рецепторы,
Орган чувств –УХО содержит слуховые рецепторы
Орган чувств – НОС ----------- ----------- --------------
Орган чувств – КОЖНО/МЫШЕЧНЫЙ содержит болевые, тактильные, прикосновения, температурные рецепторы
Орган вкуса- РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ ------ --------- -----------
Пробелы надо конечно заполнить. Для вас вопрос: Что называют рецептором? Вспомнили?
Вот еще определение! Можете его записать. Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
4. Посмотрим на более расширенную схему анализатора.
Рецепторы – воспринимают информацию |
| чувствительные нервы – передают информацию |
| соответствующая зона коры больших полушарий - анализирует информацию. |
Определение !, которое надо записать и запомнить.
Анализатор – это единая система из определенных
рецептов, идущих от них
проводящих путей (чувс. нервы) и соответствующих
зон коры больших полушарий.
5. А сейчас упражнения для глаз, которые снимут напряжение, усталость глазных мышц.
А) Зажмурим крепко- крепко глаза , а потом откроем. (и так 3 раза)
Б) Найдем взглядом нижний угол комнаты, затем верхний, затем правый верхний, потом правый нижний. ( повторяем 3 раза)
В )Найдем в комнате ближнюю точку, сосредоточимся на ней, затем, смотрим в даль. (повторяем 3 раза.)
6.Самое главное, вам надо понять, что орган чувств сам по себе не функционирует, он только – звено в системе анализатора. Итогом работы анализатора является – ощущение.
Запишите определение: Ощущение – это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств
В заключении нашей темы, вам надо сделать самим вывод, ответить на вопросы.
1.Где рождается ощущение?
2. В чем разница между анализатором, органом чувств и рецептором?
Восьмиклассники, если вы читали все мои комментарии и выполняли указания, то у вас получился опорный конспект (О.К.) и два ответа на поставленные вопросы. Делаем четкую фотографию и присылаем на проверку. Время проверки – до 5.00 вечера. Записи должны быть читаемы!
Конспект урока биологии в 8 классе №2. Учитель : Бараташвили Н.М. Дата : 10.11.2020год.
Тема : Зрительный анализатор. Строение глаза. Восприятие зрительной информации.
Цель : Изучить строение и значение зрительного анализатора.
I . часть. Изучение строения органа зрения –глаза.
Сегодняшняя тема поможет нам разобраться в сложном строении глаза, понять его функциональное предназначение.
Запишите в тетрадях число и название темы сегодняшнего урока.
Прочитайте в учебнике текст на странице 59-61 «СТРОЕНИЕ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»
Рассмотрите внимательно рисунок 51.
Теперь вы знаете, что глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: брови, веки, ресницы, мышцы глазного яблока, слезные железы и слезные каналы.
Какую роль играет каждый вспомогательный орган вы поняли, читая текст, да и жизненный опыт у вас есть.
Сложнее разобраться с устройством самого глазного яблока. Здесь надо рассматривать внимательно рисунок и находить в тексте еще раз описание каждой части глаза.
4. А сейчас упражнения для глаз, которые снимут напряжение, усталость глазных мышц.
А) Зажмурим крепко- крепко глаза , а потом откроем. (и так 3 раза)
Б) Найдем взглядом нижний угол комнаты, затем верхний, затем правый верхний, потом правый нижний. ( повторяем 3 раза)
В )Найдем в комнате ближнюю точку, сосредоточимся на ней, затем, смотрим в даль. (повторяем 3 раза.)
Продолжим изучение дальше, наша разминка связана с нашей темой.
Занесите себе в тетрадь таблицу «Строение глаза». Заполните
Название частей глаза | Значение |
Вспомогательная часть: | |
1Брови | |
2 веки | |
3 ресницы | |
4 слезная железа | |
5 слезный канал | |
6 мышцы гл. яблока | |
Глазное яблоко : | |
Фиброзная оболочка | |
Сосудистая оболочка | |
Сетчатка | |
склера | |
Роговица | |
Радужка | |
Радужная оболочка | |
Зрачок | |
Хрусталик | |
Стекловидное тело | |
Фоторецепторы | |
Желтое пятно | |
Слепое пятно | |
Зрительный нерв | |
Определение , которое надо знать! АККОМОДАЦИЯ- это способность глаза одинаково хорошо видеть предметы вблизи и вдали. Она возможна благодаря изменению формы хрусталика.
5.Проведите лабораторную работу, которая описана на станице - 62.
Оформите л. р. т.е записываем : Цель, Материалы и оборудование , Ход работы. После выполнения работы, запишите выводы.
Оценки ставятся за лабораторную работу и за правильно заполненную таблицу.
Работы отправляем до 5.00 вечера.
II
III