СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока к презентации.9кл.Тема:Оптика

Просмотр содержимого документа
«План урока по физике»

Тема урока « Повторительно-обобщающий урок по теме «Оптика»


Цели: Повторить и обобщить материал, изученный в данной теме, проверить умение применять полученные знания при ответе на поставленные вопросы, решении предложенных качественных задач, умение анализировать , опираясь на основные законы раздела, а также применять имеющиеся знания при ответе на нестандартные вопросы .


Оборудование: презентация к уроку


Ход урока:


  1. Оргмомент. Сообщение темы урока.

Ребята, мы с вами закончили изучение большого и сложного раздела физики, изучающего законы распространения световых волн, их поведения в различных средах, на границе раздела сред, и много другое. Мы научились решать сложные задачи на построение и расчетные задачи. Вам предстоит на следующем уроке выполнять контрольную работу, поэтому. сегодняшний наш урок мы посвятим повторению изученного материала . Я не ставлю цели рассмотреть расчетные задачи, мы их решали совсем недавно. Наша цель сегодня – опираясь на имеющиеся знания, находить ответы на вопросы, которые , на первый взгляд, кажутся простыми, но требуют глубоких познаний , умений разбираться в физических основах изученных явлений, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Стараемся работать быстро и слаженно, чтобы все успеть.


  1. Фронтальная работа с классом с опорой на презентацию.


Ну что ж, начнем повторение с основных законов геометрической оптики.


  1. Каков основной принцип, описывающий поведение волн? ( слайд 2)


- Это принцип Гюйгенса: каждая точка волновой поверхности в любой момент времени является источником вторичных волн.

На основании этого принципа мы выводили законы, которым подчиняется поведение световых лучей при падении на различные поверхности, т.е. законы отражения света.


  1. Сформулируйте эти законы (слайд 2)


А теперь я хочу предложить вам вопрос следующего характера вопрос с листом бумаги и проведенными на нем лучами)

Верны ли мои рассуждения? Обоснуйте. ( Слайд 3)


3. Какое явление наблюдается, если свет проходит границу раздела двух сред? (слайд 4)

- Явление преломления света.


4.Сформулируйте законы преломления. (слайд 5)


5.В чем физический смысл показателя преломления? (слайд 6)

- Относительный показатель преломления показывает, во сколько раз отличаются скорости распространения света в средах.

- Абсолютный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света в данной среде меньше его скорости в вакууме .


Вопрос по рисунку ( слайд 7 и 8 )


6. Коснемся немного вопроса об оптической плотности сред. Как вы понимаете слова « оптически более плотная среда» или «оптически менее плотная среда»? (слайд 9)


Среда с меньшим показателем преломления – оптически менее плотная , в ней скорость света больше, чем в оптически более плотной среде, где показатель преломления больше. Например, воздух оптически менее плотная среда, чем вода.


7 .Вспомним, какое явление может наблюдаться, если свет переходит из оптически более плотной среды в оптически менее плотную? ( слайд 10)


- При этом угол падения будет меньше угла преломления. При увеличении угла падения будет расти и угол преломления При некотором значении угла падения угол преломления достигнет 90 градусов и преломленный луч пойдет по границе раздела двух сред. Такой угол называется предельным углом полного внутреннего отражения. Для любого угла большего предельного, наступает явление полного внутреннего отражения. Закон преломления для данного случая примет вид:


8. Где используется явление полного внутреннего отражения?

В волоконной оптике (световоды).

Где еще можно встретиться в этим явлением – изображено на слайде 11 .


Ну что ж, пойдем дальше. Мы с вами изучали различные виды линз, учились строить в них изображения и решать расчетные задачи. Поговорим о линзах.


9. Что же мы называем линзой? (слайд 12)

-Оптически прозрачное для света тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

- Перечислите виды линз по действию на свет и назовите их ( слайд 13)


10. Назовите основные элементы линз.( слайд 14)

оптический центр, фокус, фокусное расстояние, фокальная плоскость, главная оптическая ось, побочная оптическая ось.



Молодцы! Теперь давайте вспомним основные виды задач на построение изображений в линзах. Этот материал мы изучали давно, а на контрольной работе такие задания обязательно будут. Работаем по вариантам.

( слайды 15 – 17)


Наиболее сложное задание проверим у доски (слайд 18)

Мы изучили также формулу тонкой линзы, (записывается на доске) ввели понятие увеличения, оптической силы( записываются на доске) Мы решали большое количество расчетных задач с применением данной формулы, поэтому сегодня мне хотелось, чтобы вы просто вспомнили, какой именно вид будет иметь формула в зависимости от предложенной задачи.


11 Я вам предлагаю различные варианты условий задачи, а вы на доске записываете формулу для каждого конкретного случая, комментируя свои записи. ( слайды 19- 22)



Ну что ж, с линзами закончили, переходим к другим , не менее интересным явлениям.


12. Явление дисперсии света. Что мы называем дисперсией? (слайд 23)


- Это разложение белого света в спектр при помощи призмы. Это зависимость показателя преломления материала призмы от цвета лучей. Это зависимость скорости света от длины его волны.


Т.е., показатель преломления оказывается различным для волн различной длины: максимальный – для фиолетового, минимальный – для красного. Значит, скорость распространения красного света в среде максимальна, а у фиолетового – минимальна, тоже можно сказать и о длинах их волн. ( слайд 24)


ВОПРОС: (стр.98, №6 д.у.) Длина волны красного света в воде равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой,, если вода освещена красными светом? ( слайд 25)


13. Любому волновому движению присуща интерференция. Дайте определение интерференции световых волн.

При каких условиях возможна интерференция?

Выполняется ли ЗСЭ при интерференции? ( слайд 26)


14. Сформулируйте условие максимума. Условие минимума? ( слайд 27)



??? Скажите, почему мы не видим усиления и ослабления света при включении двух лампочек у себя в кабинете?


15 Тогда где же мы встречаемся с интерференцией ? Приведите примеры.

( слайд 28 )


- интерференция в тонких пленках : Почему при падении белого света они имеют радужную окраску?

- кольца Ньютона : Почему радиусы колец Ньютона уменьшаются при смене света от красного до фиолетового? С чем это связано?


ВОПРОС ( слайд 29)


Теперь настала очередь дифракции.

16 . Дайте определение дифракции

Какой ученый создал количественную теорию дифракции? . ( слайд 30)


Юнгом был поставлен классический опыт по дифракции, но ее количественную теорию построил Френель. Он объединил принцип Гюйгенса с идеей интерференции вторичных волн.


На одном из предыдущих уроков мы познакомились с простым и интересным прибором, называемым дифракционной решеткой.


17..Что это за прибор? Что называется периодом решетки?

Для каких целей ее используют? ( слайды 31-32)


Используют для определении длины световой волны.


Вопрос ( слайд 33)


18. Наконец, поговорим о том, продольными или поперечными являются световые волны. Как это было доказано.


- Какой свет называют естественным?

- какой свет называют поляризованным? (слайд 34)


Ну вот мы и закончили повторение. Но это еще не все. На прощание я подготовила вам несколько интересных вопросов, требующих умения применять те знания, которые успели накопить.


Поразмыслите (слайд 35)

(Примечание: если не осталось времени, то вопросы можно использовать в качестве задания на дом)


ВОПРОВ №1 Для красного или фиолетового лучей будет большим фокусное расстояние собирающей линзы? Почему?


ВОПРОС №2 Чем отличается дифракционный спектр от спектра, полученного при помощи призмы, т.е. в результате дисперсии?


ВОПРОС №3. В чашке находится монета, которая скрыта от наблюдателя стенкой чашки. Как, н6е меняя местоположение наблюдателя и не сдвигая чашки, сделать монету видимой?


3..Заключение.

Подведение итогов. Выставление оценок.


4.Дома:

Повторить материал, подготовиться к контрольной работе.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!