СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по литературе 10 класс (по учебнику Ю.В. Лебедева)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1. Введение

Цели: определить цели и задачи курса литературы в 10 классе; обобщить и систематизировать знания учащихся; познакомить учащихся со структурой учебника.

Просмотр содержимого документа
«План урока по литературе 10 класс (по учебнику Ю.В. Лебедева)»

Урок 1. Введение

Цели: определить цели и задачи курса литературы в 10 классе; обобщить и систематизировать знания учащихся; познакомить учащихся со структурой учебника.

Планируемые результаты: понимать роль чтения в жизни человека, роль изучения литературы; иметь мотивацию к изучению предмета; уметь формулировать свое мнение, систематизировать полученные знания.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель поздравляет учеников с началом учебного года и сооб-

щает об объеме курса литературы в 10 классе: три урока в неделю.)

II. Вступительное слово учителя

Вы стали старшеклассниками, осталось учиться всего два

года – очень ответственных и сложных: вам предстоит решить, чем вы будете заниматься после окончания школы. Кем бы вы ни стали, привычка к чтению, навыки внимательного и вдумчиво- го читателя помогут вам в любой профессии, сделают вашу жизнь полнее и интереснее. Окончив школу, вы не перестанете учиться, не перестанете развиваться. Воспитание себя самого – вот цель, к которой надо стремиться, и поможет в этом художественная ли- тература – одна из высших ценностей человечества.

Кроме того, не будем забывать об обязательных экзаменах по русскому языку и литературе в 11 классе. Подготовиться к их успешной сдаче – важная задача. Решая эту задачу, мы будем ис- пользовать разнообразные формы работы. Прежде всего чтение текстов художественных произведений, их обсуждение, дискус- сии, семинары, изучение критических статей, составление кон- спектов, написание сочинений, рецензий, рефератов; выступле- ния с сообщениями и презентациями.

Вам пригодятся навыки работы со специальной литературой, со словарями, с ресурсами библиотек и интернета. И конечно, пригодится все, что вы изучали в курсе русской словесности. А для этого надо постараться обобщить и систематизировать знания.

III. Актуализация знаний

Беседа о произведениях, прочитанных в предыдущих классах

– Вспомним произведения, изученные в 9 классе и ранее, составим примерный список в хронологическом порядке. (Ученики называют авторов, произведения и приблизитель- ное время создания. Попутно учащиеся дают краткую характери-

стику произведений.)

«Слово о полку Игореве» Стихотворения М.В. Ломоносова Стихотворения Г.Р. Державина Д.И. Фонвизин «Недоросль» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Басни И.А. Крылова

Баллады В.А. Жуковского А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Творчество А.С. Пушкина: лирика; «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Дубровский», «Ка- питанская дочка»

Творчество М.Ю. Лермонтова: лирика; поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», роман «Герой нашего времени»

Творчество Н.В. Гоголя: «Тарас Бульба», «Ревизор», «Шинель»,

«Мертвые души»

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

Творчество И.С. Тургенева: «Записки охотника», стихотворения в прозе

Лирика А.А. Фета Лирика Ф.И. Тютчева

Творчество Н.А. Некрасова: лирика; «Железная дорога»

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: сказки; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Л.Н. Толстой «После бала»

Творчество А.П. Чехова: рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника»,

«Человек в футляре»

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Лирика А.А. Блока

Лирика С.А. Есенина Лирика В.В. Маяковского Лирика Б.Л. Пастернака

М.А. Булгаков «Собачье сердце» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» М.А. Шолохов «Судьба человека» А.И. Солженицын «Матренин двор»

Этот список будет постепенно пополняться и станет хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам. Над списком надо бу- дет работать – необходимо делать краткие пометки: тема, идея, основные герои, цитаты и т. п.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с учебником

– Перелистаем учебник литературы, ознакомимся с содержа- нием.

– В чем его принципиальное отличие от учебников литерату- ры прошлых лет? (Учебники с 5 по 9 класс были учебниками- хрестоматиями.)

(Чтение статьи учебника «От автора», запись ключевых по- нятий в тетрадь.)

2. Обсуждение вопросов

– В чем, по мнению Стефана Цвейга, заключается отличие русской классической литературы от западноевропейской?

– В чем, по мнению автора статьи, заключается «напряжён- ный духовный труд читателя»?

– Почему к русской классической литературе неприложима схема традиционного развития европейских литератур?

V. Подведение итогов урока

– Каковы цели изучения литературы в 10 классе?

– Что означает понятие «литературный процесс»?

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Становление и развитие реа-

лизма в русской литературе XIX века» (с. 7–14*), составить план-конспект.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрик «Вопро- сы для самопроверки» (с. 14), «Повторение изученного» (с. 14–15).

3. Выполнить индивидуальные задания (с. 15).

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!