План урока
Предмет: русская литература
Класс: 7
Тема урока:
Чингиз Айтматов
«Белый пароход»
Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.
Задачи:
Образовательные: осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.
Развивающие: развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.
Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, презентация Power Point
«Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация Power Point по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», флипчарт 27
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни».
Ход урока.
Орг. момент. (1 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой к уроку.
Опрос учащихся – домашнее задание (2 мин)
Ученики дома должны были прочитать повесть «Белый пароход» и подготовить сведения о Ч. Айтматове
Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова
Актуализация (2 мин)
- Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)
Новая тема (флипчарт 27) 20 мин
Слово учителя:
Чингиз Айтматов – советский писатель киргизского происхождения, Герой Киргизской Республики и Социалистического Труда, лауреат ряда государственный премий. Родился 12 декабря 1928 года в Киргизском селе Шекер в семье крестьянина-активиста, который впоследствии стал государственным деятелем, но в 1938 году был расстрелян. Мать писателя была армейским политработником и общественным деятелем. После восьми классов общеобразовательной школы, Чингиз поступил сначала в зооветеринарный техникум, а затем в сельскохозяйственный институт. Публиковаться начал в 1952 году на родном киргизском языке.
После института Чингиз Айтматов работал несколько лет по основной профессии ветеринаром, одновременно печатая рассказы. С 1956 года он учился в Москве на курсах Высшей литературы, а через год появилась первая серьезная работа – повесть «Лицом к лицу». В 1957 году также появилась повесть «Джамиля», которая была сразу переведена на русский и французский языки. Именно она принесла Чингизу Айтматову мировую известность. Затем последовали работы «Верблюжий глаз», «Повести гор и степей» и многие другие рассказы и повести. Однако «Джамиля» и поныне остается самым известным произведением писателя. Эта книга издавалась практически на всех языках мира. А за сборник «Повести гор и степей» писателю была присуждена Ленинская премия.
Вскоре все его произведения стали выпускаться одновременно на русском и киргизском языке. Такие повести как «Верблюжий глаз» и «»Первый учитель» в 1960-е годы были экранизированы. В 1968 году появилась повесть «Прощай, Гульсары!», которая принесла писателю первую Государственную премию. Одним из наиболее популярных произведений автора стал роман «Белый пароход» (1970). Экранизация этого романа участвовала в международных кинофестивалях. Вторая Государственная премия была присуждена Айтматову за роман «И дольше века длится день» (1980).
В постсоветское время писатель издавал многие произведения за рубежом на немецком языке. Среди них «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Снежный барс» и другие. Когда Айтматову исполнилось 70 лет, ему присвоили звание Героя и Народного писателя Кыргызстана. В 1990-е годы он неоднократно назначался послом от Российской Федерации и Кыргызстана в странах Европы. До конца жизни писатель возглавлял Благотворительный фонд, основанный им в 2006 году. Чингиз Айтматов умер в июне 2008 года в клинике Нюрнберга и был похоронен в пригороде Бишкека.
Содержание повести
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
...В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
***
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди... И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него...
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду...
Закрепление (10 мин)
Сравнительная характеристика Момуна и Орозкула.
- Ч. Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун. Орозкул)
великодушный самодовольный
надежный эгоистичный
трудолюбивый невежественный
бескорыстный грубый
добрый жестокий
приветливый хвастливый
скромный мстительный
бесхитростный
Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула
Цитатная характеристика героев
Момун | Орозкул |
«Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». | «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли». |
На основании ключевых высказываний героев ученик делает вывод о противостоянии Момуна и Орозкула, у которых такие разные жизненные позиции, нравственные ценности и ориентиры.
- Кто, по-вашему, является победителем в этой нравственной борьбе? Почему Момун все-таки стреляет в марала? (Орозкул торжествует победу. Его враждебность ко всему доброму отчетливо проступает в символической сцене зверской расправы с головой убитой Матери-оленихи. Он расправляется с лучшими чувствами, которые предал старый жалкий дед Момун и которые живут в душе мальчика).
Образ мальчика
Аналитическая беседа
- Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)
- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Орозкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).
- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).
- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).
- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).
Вывод учителя:
- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).
6. Заключение (5 мин)
Вывод учителя.
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
7.Рефлексия. (2 мин)
Что мы сегодня узнали? Опишите героя произведения?
- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).
- А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).
8.Домашнее задание (1 мин)
Прочитать и пересказать текст
Составить характеристику героев
Стр 36-39