СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по музыке в 5 классе на тему «Айтыс – состязание акынов».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока по музыке в 5 классе на тему «Айтыс – состязание акынов».

Просмотр содержимого документа
«План урока по музыке в 5 классе на тему «Айтыс – состязание акынов».»

Дата 5 класс

Тема: «Айтыс – состязание акынов».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Продолжить изучать обычаи, традиции казахского народа, связанные с айтысом, сформировать положительное отношение к более углубленному изучению обычаев и традиций казахского народа.

Ход урока:

Организационный момент, объявление темы урока, распевание, исполнение песен.

- Айтысы – поэтические состязания-высшая ступень импровизации.

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в мир поэтических состязаний, узнаем много нового и интересного. Акыны с кобызом и домброй в руках передвигались по степи, пели свои песни перед народом и на больших празднествах вступали между собой в песенные состязания-айтысы. Ни одно из народных торжеств не проходило без участия акынов. Они пользовались всеобщей любовью и большим авторитетом среди народа. Темы песен акынов были самыми разнообразными: это события повседневной жизни, явления. Связанные с бытом, обычаями. А также поэтический рассказ о чувствах, настроениях, чаяниях людей. Акыны были сказителями, хранителями поэтического наследия народа, создателями лирического эпоса. Акыны мастера устного творчества всегда пользовались уважением в народе. Их творчество является формой пропаганды нравственных принципов нашего общества. В этом их большое воспитательное значение. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое удачное слово или промах акына-импровизатора.

– Что называется айтысом?
- Назовите виды айтысов.
- Где исполнялись айтысы?
- Кто является исполнителем айтысов?
- Назовите известных вам акынов.
Сегодня айтыс по-прежнему занимает важное место в жизни народа. Не вызывает сомнения, что в будущем айтысы будут представлять собой активно живущий жанр. Современные люди имеют достаточно высокое образование. Они всесторонне информированы о всех важнейших событиях, происходящих внутри страны и за пределами её, поэтому они имеют возможность создавать высокохудожественные и высокоидейные произведения, остается только пожелать, чтобы вы сами стали участниками айтысов в качестве акынов и зрителей.

- Айтыс акынов – древний поэтический жанр имеет следующие разновидности:
Түре-айтыс (однокуплетный айтыс)
Сөре-айтыс (многокуплетный айтыс)
Айтыс в письмах
Айтыс-загадка
Айтыс-басня
1. Түре-айтыс. Это малый айтыс акынов. Вступавший в состязание акын пытался опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. В түре-айтысе находят отражение бытовые, общественные, семейные проблемы, оценка мастерства акына-соперника и вопросы взаимоотношений между людьми.

2. В сөре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией. Акыны вначале приевтствуют друг друга, в стихах, обмениваются новостями, затем каждый из них с гордостью сообщает о достижениях своего региона, критикует недостатки и промахи соперника. Причем критика бывает, как того требует обычай, острой и меткой.

3.Айтысы в письмах. Народные акыны вступают не только в импровизированные устные состязания. Они иногда вызывают на поэтический диспут своих соперников письмом. Иногда к акыну с просьбой написать для них письмо-песню обращаеются и жигиты. В казахской народной поэзии жанр айтысов в письмах был известен давно.


4.Айтысы-загадки. Самая сложная форма айтысов. Акыны свои мысли высказывают иносказательно. В айтысах-загадках проявляются знания, широта жизненного опыта, остроумие и красноречие. Поэтому не все способны участвовать в таком айтысе. Только лучшие из акынов могут выиграть поединок.


- Беседа: закрепление полученных знаний.

- Кода настоящий акын-импровизатор «сыплет жемчужины слов»?
- Расскажите происхождение слова «айтыс».
- Почему айтысы напоминают спортивные игры?
- Какой из видов айтысов, как вам кажется, представляет наибольшую сложность и почему?
- Случалось ли, что загадку нельзя было отгадать?


- Дом. Задание: Чтение по ролям отрывков из айтысов (учащимся было дано задание данного характера заранее).
а. «Жар-жар».
б. «Состязание Биржана и Сары».
Вопрос: Чем вам понравились данные отрывки, их исполнение?


- Разучивание и исполнение песен.

- Итог: Выставление оценок.