План урока
-
Тема урока: Анализ стихотворения на примере стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно»
-
Основное содержание урока: выступление с докладом, разбор стихотворения на примере, самостоятельная работа, обобщение и повторение. Тип урока: введение и закрепление нового материала.
I . Цели и задачи занятия:
Цели занятия
Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения литературы.
Задачи занятия:
1. Научиться выявлять и характеризовать: стиль, виды стихотворений и их структуру.
2. Научиться сравнивать: стихотворения разных жанров
3. Научиться анализировать: композицию стихотворения
4. Научиться синтезировать и обобщать средства художественной выразительности в стихотворениях
5. Научиться классифицировать стихотворения по стихотворному размеру.
II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- проявление интереса к познанию литературы 18 века,
- восприимчивость к разным видам литературы, понимание эмоционального воздействия литературы;
- стремление к самовыражению в литературе;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- формирование навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
-
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные:
Работа с текстом
- Анализировать стихотворение;
- Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
- Характеризовать стихотворение по основным пунктам разбора.
I. Мотивационно-целевой этап
1.Учим(-ся) слушать собеседника и анализировать полученную информацию (дифференциация и интеграция знания):
1) Раздать наглядное пособие и объяснить пункты разбора стихотворения.
-
История создания
-
Тема стихотворения
-
Композиция
-
Жанр
-
Стихотворный размер
-
Средства художественной выразительности
2. Доклад ученика о Софье Миллер, которая вдохновила Толстого на написание Средь шумного бала, случайно. На основе прослушанного мы проведем анализ этого стихотворения. Просмотр презентации.
II. Актуализация знаний:
Чтение стихотворения вслух.
Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры ситуаций, когда вы слушали авторское прочтение стихов. (Монологические высказывания учеников)
III. Применение опорных знаний
-
Работа в парах. Разбор стихотворения по плану.
Алексей Толстой Средь шумного бала, случайно Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю! | Композиция | Количество частей стихотворения | Жанр | -
Сатира -
Эпиграмма -
Отрывок -
Эпитафия -
Лирическое стихотворение -
Ода -
Романс, песня | Стихотворный размер Это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов. Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. | Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Ямб - двуСЛОжный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Дактиль - ТРЁХсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные. Амфибрахий - трехСЛОжный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные. Анапест - трехсложНЫЙ размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные. | Средства художественной выразительности | -
Метафора, эпитет, сравнение, инверсия, олицетворение и т.д. | Метафора | Переносное значение слова, основанное на сходстве | Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) | | Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление | Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов) | | Сравнение | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак | Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) | | Инверсия | Нарушение прямого порядка слов | Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин) | | Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы | Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин) | | |
-
Фронтальная проверка ответов с комментарием и ответом на вопрос – почему?
-
Работа в парах. Разборы выбранных учениками стихотворений
-
Выборочный опрос. Какое выбрали стихотворение, обоснование выбора и пояснения по его анализу.
IV. Закрепление материала.
Учимся анализировать стихотворения, пользуясь разными источниками информации ; Учимся классифицировать; Учимся сравнивать; учимся синтезировать и обобщать (формирование нового знания на основе анализа и синтеза актуализированной информации)
-
Блиц-тест
В каком году было написано произведение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?
-
1845 г.
-
1847 г.
-
1850 г.
-
1851 г.
Начать тест
К какому литературному жанру принадлежит стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?
-
Элегия
-
Лирическое стихотворение
-
Поэма
-
Ода
Как звали женщину, которой А. К. Толстой посвятил своё стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?
-
Наталья
-
Софья
-
Мария
-
Елена
Какой стихотворный размер соответствует произведению А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?
-
Амфибрахий
-
Ямб
-
Гекзаметр
-
Хорей
Что послужило толчком для написания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»?
Из скольких частей состоит композиция стихотворения?
«Дивно звучал, как звон отдалённой свирели» — это:
-
метафора
-
олицетворение
-
гипербола
-
сравнение
2) Эвристическая беседа:
- Как вы относитесь к поэзии.
- Как понимание стихотворений влияет на развитие личности.
- Насколько вам интересно анализировать стихотворение.
- Испытываете ли вы гордость за талант русских поэтов.
- Хотели бы создать произведение, достойное для изучения ваших потомков.
V. Самоконтроль и самооценка
Проверка блиц-тестов на основе актуализированных знаний. Работа в парах.
VI. Подведение итогов и домашнее задание.
Эвристическая беседа:
Обсуждение плодотворности совместной работы, замечания и предложения по дальнейшей совместной работе
Домашнее задание. Разбор стихотворения любого современного поэта на выбор.