СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме "Анализ стихотворения на примере А.К. Толстого "Средь шумного бала случайно.."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по измененным ФГОС 2022

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме "Анализ стихотворения на примере А.К. Толстого "Средь шумного бала случайно.."»

План урока

  • Предмет: литература

  • Класс: 10

  • Автор УМК:   Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2016)

  • Тема урока: Анализ стихотворения на примере стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно»

  • Основное содержание урока: выступление с докладом, разбор стихотворения на примере, самостоятельная работа, обобщение и повторение. Тип урока: введение и закрепление нового материала.

I . Цели и задачи занятия:

Цели занятия

Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения литературы.

Задачи занятия:

1.  Научиться выявлять и характеризовать: стиль, виды стихотворений и их структуру.

 2. Научиться сравнивать: стихотворения разных жанров

3.  Научиться анализироватькомпозицию стихотворения

4. Научиться синтезировать и обобщать средства художественной выразительности в стихотворениях

5. Научиться классифицировать стихотворения по стихотворному размеру.

II. Планируемые результаты урока

  Личностные:

- проявление интереса к познанию литературы 18 века,

- восприимчивость к разным видам литературы, понимание эмоционального воздействия литературы;

- стремление к самовыражению в литературе;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- формирование навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  Метапредметные:

1.      Овладение универсальными учебными познавательными действиями

 Базовые  логические действия

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 - устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

 Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

 Общение

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

  1. 3.      Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

            - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

 Эмоциональный интеллект:

 - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

-  регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

-  проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные:

Работа с текстом

- Анализировать стихотворение;

- Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

- Характеризовать стихотворение по основным пунктам разбора.

I. Мотивационно-целевой этап

1.Учим(-ся) слушать собеседника и анализировать полученную информацию (дифференциация и интеграция знания):

1) Раздать наглядное пособие и объяснить пункты разбора стихотворения.


  1. История создания

  2. Тема стихотворения

  3. Композиция

  4. Жанр

  5. Стихотворный размер

  6. Средства художественной выразительности


2. Доклад ученика о Софье Миллер, которая вдохновила Толстого на написание Средь шумного бала, случайно. На основе прослушанного мы проведем анализ этого стихотворения. Просмотр презентации.

II.  Актуализация знаний:

Чтение стихотворения вслух.

Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры ситуаций, когда вы слушали авторское прочтение стихов. (Монологические высказывания учеников)

III. Применение опорных знаний

  1. Работа в парах. Разбор стихотворения по плану.


Алексей Толстой

Средь шумного бала, случайно


Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!


Композиция

Количество частей стихотворения

Жанр

  • Сатира

  • Эпиграмма

  • Отрывок

  • Эпитафия

  • Лирическое стихотворение

  • Ода

  • Романс, песня

Стихотворный размер

Это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

Ямб - двуСЛОжный размер стиха, в котором
первый слог безударный, второй ударный.

Дактиль - ТРЁХсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

Амфибрахий - трехСЛОжный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.

Анапест - трехсложНЫЙ размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

Средства художественной выразительности

  • Метафора, эпитет, сравнение, инверсия, олицетворение и т.д.

Метафора

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)


Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.Некрасов)


Сравнение

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.    (А.Твардовский)


Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)


Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)




  1. Фронтальная проверка ответов с комментарием и ответом на вопрос – почему?

  2. Работа в парах. Разборы выбранных учениками стихотворений

  3. Выборочный опрос. Какое выбрали стихотворение, обоснование выбора и пояснения по его анализу.

 IV. Закрепление материала.

Учимся анализировать стихотворения, пользуясь разными источниками  информации ; Учимся классифицироватьУчимся сравнивать; учимся синтезировать и обобщать (формирование нового знания на основе анализа и синтеза актуализированной информации)

  1. Блиц-тест

В каком году было написано произведение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?

  • 1845 г.

  • 1847 г.

  • 1850 г.

  • 1851 г.

Начать тест

К какому литературному жанру принадлежит стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?

  • Элегия

  • Лирическое стихотворение

  • Поэма

  • Ода

Как звали женщину, которой А. К. Толстой посвятил своё стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»?

  • Наталья

  • Софья

  • Мария

  • Елена

Какой стихотворный размер соответствует произведению А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?

  • Амфибрахий

  • Ямб

  • Гекзаметр

  • Хорей

Что послужило толчком для написания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»?

  • Безответная любовь

  • Счастливая семейная жизнь

  • Фантазии поэта

  • Знакомство с молодой женщиной

Из скольких частей состоит композиция стихотворения?

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

«Дивно звучал, как звон отдалённой свирели» — это:

  • метафора

  • олицетворение

  • гипербола

  • сравнение



2)      Эвристическая беседа:

- Как вы относитесь к поэзии.

- Как понимание стихотворений влияет на развитие личности.

- Насколько вам интересно анализировать стихотворение.

- Испытываете ли вы гордость за талант русских поэтов.

- Хотели бы создать произведение, достойное для изучения ваших потомков.



 V. Самоконтроль и самооценка 

Проверка блиц-тестов на основе актуализированных знаний. Работа в парах.



VI. Подведение итогов и домашнее задание. 

Эвристическая беседа:

Обсуждение плодотворности совместной работы, замечания и предложения по дальнейшей совместной работе

Домашнее задание. Разбор стихотворения любого современного поэта на выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!