СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме"Южные и Юго-западные русские княжества". Класс:6

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.
  • развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме"Южные и Юго-западные русские княжества". Класс:6»

Тема урока: Южные и Юго-западные русские княжества.

Класс:6

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития

  • Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в парах, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.

  • Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.

  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.

  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.

  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, тетради, атласы, карта.

Межпредметные связи: география, литература

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карте. (Северо-запад и север Руси)  


- Какими были основные занятия населения? (Ремесла, торговля, промыслы, земледелия)

- Назовите основные города Новгородской земли. (Крупными городами Новгородской земли были Торжок, Великие Луки, Старая Руса, Городец.


- Отличалась ли форма правления в Новгородской земле от формы правления во Владимиро-Суздальском княжестве? Чем отличалась? (Главное отличие это способ осуществления власти в Новгороде это республиканская форма правления, где власть принадлежит вече, а в Владимиро-Суздальском княжестве главой был князь,

- Дайте определение понятию республика. (Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.


- Назовите памятники культуры Новгородской республики.

Каледоскоп изученного.

- Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

- Принятие христианства: князь Владимир 980-1015, Днепр, 988г

- Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк.

- Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

- Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы.

- Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Понятия.

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика – искусство управлять государством.

Усобицы – вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей.

Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Смерды – свободные крестьяне в Древней Руси.

Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла.

Патриотизм – любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Удел – владения младших членов княжеского рода.

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным людям.

Уроки – размер дани

Погосты – место сбора дани.

3.Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств.

Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте.

Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

Тема: «Южные и юго-западные русские княжества в 12- начале 13 века».

План урока:

  1. Киевское княжество.

  2. Черниговское княжество.

  3. Смоленское княжество.

  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? Стр. 123

4. Введение в новый материал

Сегодня вы выступите в роли исследователей.

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам об истории одного из южных и юго-западных русских княжеств.

Первая группа анализирует историю Киевского княжества. Вторая группа оценивает развитие Черниговского княжества. Третья группа рассказывает о Смоленском княжестве.

Вы будете изучать географическое положение, занятия и культуру княжества. Расскажете нам о полученной из учебника информации.


  1. Киевское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

Занятия населения __________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 123)

  1. Черниговское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 124)


Подведем итог: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества? (здесь было развито земледелие, в многочисленных городах – ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабела.

  1. Смоленское княжество. 

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________


Подведем итог: как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества? (В Смоленской земле была сильная княжеская власть)


5.Физминутка.

Разминка. Все должны встать и выйти из-за парт. Я буду говорить утверждение, а вы, если оно верное – поднимаете руки вверх, если неверное – опускаете.

  1. Одной из причин феодальной раздробленности было господство натурального хозяйства.+

  2. Политическая раздробленность имела только положительные последствия. -

  3. Положительным последствие раздробленности был расцвет культуры.+

  4. Церковь выступала за единство земель, прекращение усобиц. +

  5. В период раздробленности Киев оставался центром всех земель. –

  6. В период раздробленности продолжала развиваться торговля с соседними княжествами и с дальними соседями.+

  7. В период раздробленности не развивалась культура.-

6.Аналитический этап.

Все учащиеся смотрят фрагмент видеоурока и работают самостоятельно по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания.

(Предполагаемый ответ:

  1. Географическое положение: юго-запад Руси, мягкий климат, плодородные почвы.

  2. Занятия населения: пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, добыча соли.

  3. Города: Владимир-Волынский, Галич.

  4. Известные правители: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий.

  5. Система управления: княжеская власть ограничена боярами.

  6. Памятники культуры: Успенский собор во Владимире-Волынском, «Галицко-Волынская летопись», княжеский дворец в Галиче)


4.- Галицко-Волынское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Крупные города____________________________________________________

Известные правители_______________________________________________

__________________________________________________________________

Система управления_________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________


7.Подведение итогов.

Какие географические и природно-климатические условия повлияли на развитие хозяйства в Галицкой и Волынской землях?

Как складывались отношения князей и бояр в Галицкой и Волынской землях?

Какие отношения связывали галицко-волынских князей со странами Западной Европы?

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? (географическое положение и природные условия повлияли на особенность развития различных русских земель на севере руси установилось феодальная республика в центре и юго-востоке абсолютная монархия на юге и юго-западе сословная монархия.)

  • Означала ли раздробленность конец существования русского государства? (Нет: сохранялось единство языка, культуры, православной церкви, законов и.т.д.)


Учитель: Я предлагала вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить рисунок по одному из городов 12 - начала 13 века.

(Слушаются ответы учащихся)

8. Рефлексия.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

- За что сегодня я могу себя похвалить?

- Мне надо ещё поработать над … чем?

- «слышал краем уха»

- «хлопал ушами»

- «шевелил мозгами»

- «считал ворон»

9.Домашнее задание

Повторить изученный материал по теме «Русь в середине XII- начале XIII в.» (§ 12—14)

















Приложение 1.

Галицкое и Волынское, через земли которых в XII-XIII вв. проходили торговые пути, связывавшие Русь и Европу. Местные князья стремились объединить Юго-запад Руси, и первый, кому это удалось в 1199 году, – Роман Мистиславич. После его кончины начинается борьба за власть между князьями и боярами и постоянная смена власти вплоть до появления князя Даниила Галицкого. При нём начнётся татаро-монгольское нашествие и продолжится после его ухода. Галицко-Волынское княжество придёт в упадок и окажется в сфере влияния Великого Литовского государства.


Юго-западные земли – Волынское  и Галицкое княжества – вошли в состав Киевской Руси в конце Х в. при Владимире Святославиче. Однако политика великих киевских князей не находила поддержки среди местной земельной знати, и уже с конца XI в. началась борьба за обособление этих земель.

На этих землях, с их плодородными почвами и мягким климатом, развивались земледелие и скотоводство, промысловое хозяйство и ремесло. Через территорию Волыни и Галичины проходили торговые пути с востока на запад и с севера на юг. Водный путь из Балтийского моря в Черное проходил по рекам Висла – Западный Буг – Днестр, сухопутные торговые пути вели в страны Юго-Восточной Европы. Развитие  ремесла и торговли привело к  появлению богатых самостоятельных городов (более 80), с которыми вынуждены были считаться и князья, и бояре. Наиболее крупными были Владимир-Волынский (резиденция наместников великого киевского князя), Червен, Берестье, Холм, Галич, Перемышль, Дорогобуж, Теребовль, Луцк.

Рост Галицкого княжества связан с деятельностью основателя галицкой династии –  князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого. До середины XII века Галицкая земля была разделена на несколько мелких удельных княжеств. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их со столицей в Галиче.

Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Владимировича Осмомысла (1153–1187). Ярослав Осмомысл  («мыслит за восьмерых») обладал непререкаемым авторитетом как во внутри русских делах, так и в международных, он давал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства.

После смерти Ярослава Осмомысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством. 

Волынь долго не имела собственной династии князей. С середины XII века Волынская земля стала родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усиление своей власти.

В 1189 г. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. Он совершил ряд успешных походов на Литву, Польшу, Венгрию, половцев. Волынское княжество пользовалось международным авторитетом и признанием.

После смерти Романа (1205) западные земли Руси вновь вступили в полосу смут и княжеско-боярских междоусобиц. Наибольшей остроты борьба феодальных группировок западных земель Руси достигла при малолетних сыновьях Романа Мстиславича – Данииле и Васильке. Галицко-Волынское княжество снова распалось на уделы – Галицкий, Звенигородский и Владимирский. Галицкое боярство начало разорительную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни, после чего началась национально-освободительная борьба народа против польских и венгерских захватчиков.

Князь Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть, утвердиться на Волыни. А незадолго до нашествия орд Батыя он сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких бояр и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов. Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом. В 1241 году он силой оружия присоединил к Галицко-Волынскому княжеству и Болоховскую землю. Так ему удалось объединить снова Южную и Юго-Западную Русь. В период наивысшего могущества, в 1230-60-х гг., Галицко-Волынское княжество включало также территории Киевского, Турово-Пинского княжеств, Берестейскую, Люблинскую земли и др.

Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя. В 1259 г. по требованию татар Даниил срыл крепостные укрепления городов Данилов, Львов, Кременец, Луцк, Владимир, только так ему удалось сохранить эти города от уничтожения и разорения.

Надеясь создать при помощи папы антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему Иннокентием IV королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г., однако помощь в борьбе с татаро-монголами так и не была оказана. После смерти Даниила в 1264 году начался упадок Галицко-Волынского княжества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!