План урока.
Практическая работа № 29
Тема: Устройство и работа электропневматических контакторов.
Цель урока : Закрепить знания по устройству и работе электропневматических контакторов.
Задачи урока: Образовательная: 1.Закрепить знания по назначению, устройству и работе электропневматических контакторов. Развивающая: Развивать, память, техническое мышление
Воспитывающая: Формирование внимательности, чувства ответственности. Тип урока: закрепления материала Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: по источнику получения знаний – наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – репродуктивный, частично-поисковый. МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд. Раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Отметить отсутствующих студентов и сделать запись в журнале.
Пояснения к проведению практической работы по двум вариантам.
2. Фронтальная работа студентов по выполнению практической работы.
Выполнение практической работы.
Ответить на контрольные вопросы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Для чего предназначены электропневматические контакторы. | 1.Какие бывают по назначению электропневматические контакторы. |
2.Из какого материала выполнен изоляционный стержень. | 2.Из какого материала выполнен кронштейн неподвижных силовых контактов. |
3. Из какого материала выполнен кронштейн подвижных силовых контактов. | 3.Из чего состоит дугагасительная катушка. |
4. Из чего состоит пневматический привод. | 4.Для чего служит электропневматический вентиль. |
5.Как включается электропневматический вентиль. | 5. Как отключается электропневматический вентиль. |
6.Из каких частей состоит электропневматический контактор. Что означает на рис. под цифрой 1,3,5,7,9,11,13,15. | 6. Из каких частей состоит электропневматический контактор. Что означает на рис. под цифрой 2,4,6,8,10,12,14,16. |
Эталон ответа.
· Электропневматические контакторы предназначены для включения и отключения силовых цепей тяговых двигателей, работающих в различных режимах.
· Применение в таких контакторах пневматического привода с электрическим управлением обеспечивает большое контактное нажатие (15-60 кгс) и надежное соединение участков электрических цепей при токах 350-500 А.
· В зависимости от назначения контакторы называют линейными, мостовыми, тормозными, линейно-тормозными, переходными, ослабления возбуждения.
Контакторы ПК-14 - ПК-19, ПК-21 - ПК-26 используют для включения резисторов ослабления возбуждения тяговых двигателей. Контакторы ПК-56, ПК-84 - ПК-89 и ПК-96 - ПК-101 применяют в качестве линейных контакторов электровозов ВЛ80".
Пневматические контакторы всех типов собирают из унифицированных узлов. Контактор типа ПК-96(ПК-356) способен коммутировать токи свыше 1000 А и состоит из изоляционного стержня (из стали с последующей изоляцией или из стеклопластика), на котором сверху укреплен латунный кронштейн неподвижных силовых контактов вместе с дугогасительным рогом. К кронштейну болтами укреплены главный и дугогасительный неподвижные силовые контакты. Последовательно с неподвижными силовыми контактами включена дугогасительная катушка, состоящая из трех витков шинной меди. Внутри дугогасительной катушки укреплен сердечник из стали, продолжением которого служат стальные листы, укрепленные в боковых стенках дугогасительной камеры.
На средней части стержня укреплен латунный кронштейн подвижных силовых контактов с удлиненным пружинящим зажимом на конце, для крепления нижней части дугогасительной камеры. К этому кронштейну шарнирно укреплен латунный рычаг, на конце которого шарнирно укреплен поворотный кронштейн с притирающей пружиной и с двумя гибкими медными шунтами. На этом поворотном кронштейне болтами укреплены главный и дугогасительный подвижные силовые контакты.
Главные силовые контакты рассчитаны на длительное протекание больших токов и выполнены из меди с напайками из сплава СОК-15 (85 % — серебра и 15 % — окиси кадмия), их толщина составляет 2,5 мм, а износ допускается до толщины 0,3 мм. Дугогасительные контакты предназначены для коммутации цепи и
выполнены также из меди с медновольфрамовыми напайками толщиной 6 мм, допустимый износ напайки до толщины 0,5 мм.
Снизу на стержне укреплен пневматический привод, состоящий из цилиндра, внутри которого помещен поршень со штоком и возвратной сжатой пружиной сверху поршня. Шток поршня через изоляционную тягу шарнирно соединен с латунным рычагом подвижных контактов. Для управления подачей воздуха в цилиндр служит электропневматический вентиль.
Блокировочное устройство пневматических контакторов состоит из подвижной изоляционной колодки, соединенной со штоком поршня тягой и неподвижной изоляционной планки, прикрепленной к основанию. На подвижной колодке винтами впотай укреплены изоляционные и медные пластины, а на неподвижной план-ке основания винтами укреплены стальные пружинящие пальцы. Два пальца неподвижной планки и медная пластина подвижной колодки образуют одну размыкающую или замыкающую блокировку.
Для дугогашения на контакторах используют однощелевые дугогасительные камеры, которые выполнены из двух прессованных боковин из дугостойкого материала ПКО. На выходе дугогасительной камеры укреплена деионная решетка, которая состоит из медных пластин и служит для облегчения гашения электрической дуги. Снизу внутри дугогасительной камеры укреплен латунный дугогасительный рог для подвижного силового контакта. При креплении дугогасительной камеры этот рог вставляется в пружинящий зажим на удлиненном конце кронштейна подвижных контактов, а вверху дугогасительная камера крепится поворотным болтом к дугогасительному рогу на кронштейне неподвижных контактов. По бокам на дугогасительной камере укреплены два стальных листа для подвода магнитного потока от катушки в зону гашения электрической дуги.
Работа контактора. Для включения контактора подается питание на катушку его электропневматического вентиля, который пропускает воздух давлением 5 кгс/см2 в пневматический цилиндр контактора, что приводит к перемещению поршня вместе со штоком и изоляционной тягой вверх. При этом латунный рычаг поворачивается вверх вместе с двумя подвижными силовыми контактами и происходит замыкание вначале верхних дугогасительных контактов, а затем нижних главных контактов. Одновременно через тягу от штока поворачивается подвижная колодка с медными пластинами, и все блокировочные контакты переключаются.
Для отключения контактора необходимо снять питание с катушки его электропневматического вентиля, который своим выпускным клапаном откроет сжатому воздуху выход в атмосферу из пневматического цилиндра. Тогда за счет сжатой отключающей пружины поршень вместе со штоком и изоляционной тягой опустится вниз. При этом латунный рычаг вместе с подвижными главным и дугогасительным силовыми контактами также будет поворачиваться вниз. Вначале без дуги размыкаются нижние главные контакты на 7+10 мм, а затем под током и с дугой происходит размыкание верхних дугогасительных контактов.
Одновременно через тягу от штока поворачивается подвижная колодка с медными пластинами, и все блокировочные контакты переключаются в исходное положение.
Пневматические контакторы ПК-356 : 1 — электропневматический вентиль; 2 — цилиндр пневмопривода; 3 — изоляционный стержень; 4 — изоляционная тяга; 5,9 — кронштейны, соответственно, неподвижного и подвижного контактов; 6 — рычаг подвижных контактов; 7, 8 — подвижный и неподвижный дугогасительные контакты (для ПК-358 силовые контакты); 10 — дугогасительная катушка с сердечником; 11 — дугогасительная камера; 12,13 — неподвижный и подвижный главные контакты; 14 — тяга привода подвижной колодки блокировочного устройства; 15 — подвижная колодка и неподвижная планка блокировочного устройства; 16 —воздушная трубка
3. Подведение итога урока.
3.1.Сбор работ на проверку
3.2. Домашнее задание.
Учебники - Электровозы Устройство и работа электровоза ВЛ80С (А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин) - 2006 год. Н.М. Васько, А.С. Девятков Электровоз Руководство по эксплуатации гл. 6 § 6. стр. 71-73.