Начало урока Организационный момент. 7 мин | Искра знаний возгорится в том, кто достигнет понимания собственными силами. Бхаскара (индийский математик XII века) Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning. Шуточная сценка из телепередачи «КВН» на позитивный настрой.(2 мин) Для установления благоприятной атмосферы в группе провести тренинг «Пожелание» (слово или фразу)(5 мин) Вопросы из области самопознания Вход на тему занятия и целеполагание. Золотое колесо в синем небе? Солнце. Солнце является источником колоссального количества энергии, в виде света и тепла передаваемого Земле. Назовите ещё источники энергии? ГЭС, ТЭС АЭС. Сегодня мы поговорим о АЭС, о ядерных реакциях происходящих в ядерных реакторах, о радиоактивности элементов. | Приветствие преподавателя. Включаются в деловой ритм урока | Словесное одобрение | |
Проверка домашнего задания 10 мин | Метод «Карусель» - группам учащихся раздаются листы с вопросами, по хлопку учащиеся отвечают на вопрос и передают следующей группе, пока не закончатся вопросы. | Учащиеся отвечают на вопрос и передают лист с вопросами следующей группе, пока не закончатся вопросы. 1.Из каких частиц состоит атомное ядро? 2.Что такое изотопы? 3. Какие изотопы водорода вы знаете? 4.Какими свойствами обладают ядерные силы? 5.Что называют энергией связи ядра? 6.Что такое дефект массы? 7.Что такое удельная энергия связи? 8.Что представляет собой альфа- и бета-частицы, гамма-излучение? 9.Почему в опыте Резерфорда большая часть -частиц свободно проходит сквозь фольгу, испытывая малые отклонения от прямолинейных траекторий? 10.Какие изменения происходят в атоме в результате альфа распада. 11.Назовите фамилию ученого открывшего радиоактивность. 12.Зависит ли Естественная радиоактивность элемента от атмосферного давления, от температуры окружающей среды, от химического соединения в состав которого входит атом? 13. Дать определение ядерных сил. Назовите свойства ядерных сил. 14.Установите авторов, принимающих участие в развитии представлений об атоме, в хронологическом порядке: Демокрит, Резерфорд, Томсон, Бор 15.Установите хронологическое представление об атоме: «Модель «Пудинг с изюмом», Ядерная модель строения атома, Атом- неделимая частица, Квантовая теория строения атома 16. Что такое радиоактивность? | (ФО) Учитель наблюдает за процессом опроса и даёт обратную связь. ФО) Самооценивание по листу самооценки | Ребята отвечают на вопросы по желанию. В группе могут выбрать вопрос, на который хотят ответить. |
Основная часть Изучение нового материала 40 мин | При подготовке тем обучающийся использовали интернет ресурсы: http://class-fizika.ru https://videouroki.net; https://physics.ru; https://infourok.ru Во время работы обучающихся в группе наблюдает за работой и оценивает их. Работа в группе. 1.Естественная радиоактивность (открытие Беккереля). Состав и свойства радиоактивных излучений Закон радиоактивного распада. Правила смещения при радиоактивном распаде 2.Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Удельная энергия связи ядер Ядерные реакции. Выделение и поглощение энергии при ядерных реакциях. Термоядерные реакции синтеза лёгких ядер 3.Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Перспективы развития ядерной энергетики 4.Биологическое действие радиоактивных излучений. Экспозиционная и поглощенная дозы излучения. Методы защиты от радиоактивного излучения Критерий для оценивания выступления от группы. 1.Регламент (время) 2.Научность (правильность) 3.Доступность изложения. 4.Логика изложения 5.Речь 6.Эмоциональность. 7.Презентация. 8.Анимация, видео. | Выступление групп.. Радиоактивность представляет собой самопроизвольное излучение, сопровождаемое испусканием различных частиц. Все эти излучения делятся на три вида: aльфа-распад характеризуется испусканием a-частиц, то есть ядер гелия два четыре; bета-распад характеризуется испусканием электрона и антинейтрино; при гамма-излучении ядро не претерпевает никаких изменений. Изменяется только состояние ядра и это изменение сопровождается испусканием гамма-кванта. – Период полураспада – это промежуток времени, за который количество активных ядер уменьшается вдвое. – Законом радиоактивного распада определяется число оставшихся активных ядер в определенный момент времени Радиационные эффекты делятся на два вида: соматические и генетические. К соматическим эффектам относятся лучевая болезнь, лучевые ожоги и возникновение лейкозы (то есть, заболевание лейкемией), раковые опухоли. К генетическим эффектам относятся генные мутации и хромосомные мутации. Эти эффекты проявляются в последующих поколениях – то есть у потомков человека, подвергшегося облучению. Как же защититься от подобных негативных влияний? Необходимо защитить дыхательные пути и поверхность кожи. От a-лучей можно защититься, даже нося плотную одежду. Для защиты от b-излучения уже требуется специальный костюм, который сделан из прорезиненного и просвинцованного материала. Дело в том, что свинец достаточно хорошо задерживает a- и b-частицы, а также ослабляет g-излучение. Полностью защититься от γ- -излучения на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку данное излучение обладает очень высокой проникающей способностью. Существуют естественные и искусственные источники радиоактивного излучения. 75% радиационного фона привносят естественные источники радиации. Частично – это космическое излучение, которому подвергается Земля (в частности от Солнца). Но, главный вклад вносят радиоактивные элементы, которые существуют на нашей планете с момента её образования. Защититься от этих источников нет никакой возможности, но, к счастью, естественный радиационный фон довольно слаб. Искусственные источники радиации – это, в основном, атомные электростанции и испытания атомного и ядерного оружия. – Поглощённой дозой называют энергию ионизирующего излучения, поглощённую облучаемым веществом, и рассчитанную на единицу массы. В СИ единицей поглощённой дозы является грэй. Ядерные цепные реакции — это ядерные реакции, в которых частицы, вызывающие их, образуются и как продукты этих реакций. Ядерный реактор — это устройство, в котором происходит управляемая цепная ядерная реакция деления ядер тяжёлых элементов под действием нейтронов. Основные элементы ядерного реактора: 1.Ядерное топливо 2.Замедлитель нейтронов - вода, тяжёлая вода, графит. 3.Теплоносители- вода, жидкий натрий. 4.Вещество для регулировки скорости реакции -кадмий, бор. 5.Защита-оболочка из бетона, железа. Выработка электроэнергии, основанная на использовании управляемой ядерной реакции, производится на атомных электростанциях. Реакции слияния лёгких ядер, происходящие при очень высоких температурах (от десятков до сотен миллионов градусов), называются термоядерными. Простейшим примером термоядерной реакции является преобразование двух ядер дейтерия в ядро гелия. | Используется приём «Цветные карточки» для осуществления обратной связи. После творческой работы групп используется взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание» (ФО) Самооценивание по листу самооценки. После выступления группам выдаются «Веселые заряды» | Выступать может вся группа или спикер (один представитель или представители группы) |
Закрепление н/м 15 мин | Выполнение заданий по методу «Думай, решай, делись»
Критерии оценивания: применить знание законов сохранения зарядового числа и массового числа к решению задач Задание №1 Дескрипторы: Проверить выполнение закона сохранения зарядового числа Проверить выполнение закона сохранения массового числа. Используя таблицу Менделеева найти неизвестный элемент. Критерии оценивания: применить знание Закона сохранения радиоактивного распада к решению задач. Задание №2 Дескрипторы: Проанализировать условие задачи Перевести данные физических величин в СИ Записать и преобразовать формулу для нахождения неизвестной величины Подставить числовые значения и провести расчеты. Записать ответ в системе СИ. Критерии оценивания: применить знание Закона сохранения радиоактивного распада к решению задач. Дескрипторы: Задание №3 1.Определить первоначальное число ядер по оси ординат. 2.Определить по графику, какому времени соответствует половина от этого числа. 3.Данное время есть период полураспада.
Самостоятельная работа по вариантам (раздаточный материал) Обратная связь: Взаимопроверка | По методу «Думай, решай, делись» решают самостоятельно задачи, обсуждают в группе, делятся с одноклассниками путями решения. Недостающие физические данные можно взять из таблицы. Задание №1 Дописать ядерную реакцию. Задача 2. Период полураспада T изотопа висмута равен пяти дням. Какая масса этого изотопа осталась через 15 дней в образце, содержавшем первоначально 80 мг ? Решение. Закон радиоактивного распада изотопа имеет вид: , где мг – начальный объем изотопа; t=15 дней – период распада; T=5 дней – период полураспада. Таким образом, получаем, что через 15 дней останется мг Задача 3.На рисунке представлен график изменения числа ядер находящегося в пробирке радиоактивного изотопа с течением времени. Каков период полураспада этого изотопа? Решение. Из графика видно, что изначально число ядер было равно . Половина от этого числа соответствует моменту времени t=2 месяца, следовательно, это и есть период полураспада. ФО «Подарок» После решения задач группам выдаются «Веселые заряды» 1 – активно работали - Молодцы INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET 2 - были на волне – продолжайте в том же духе INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET 3 – маловато заряда – старайтесь у вас всё получится! INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://electricalschool.info/uploads/posts/2015-06/1435247504_principy-um.jpg" \* MERGEFORMATINET | Приём «Цветные карточки» З-всё понятно Ж-Есть вопросы К- Не понятно | Студенты, которые подняли зеленую карточку по всем заданиям, приходят на помощь тем, кто поднял карточки желтого и красного цвета. Диалог, если некоторым студентам потребуется подробная и конкретная помощь в ходе выполнения задания. |