План урока русского языка в 11е классе. Учитель Доржиева Н.Н. 22 апреля 2019г.
Тема: «Подготовка к ГИА»
Цель: подготовка к сочинению – рассуждению на свободную тему в формате ГВЭ.
Задачи урока:
Образовательные:
развивать навык написания сочинения-рассуждения;
умение выражать собственные мысли, мнение, позицию по предложенной теме;
развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность суждения, умение делать порядочный, честный выбор;
воспитывать высокие нравственные качества: стремление к добру, красоте, совестливости;
создать атмосферу психологического комфорта, сохранения здоровья детей.
Тип урока: урок повторения пройденного материала, развития речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Регулятивные результаты: определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания.
Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса к предмету, к самостоятельной творческой работе.
Коммуникативные результаты: умение общаться, вести диалог, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Нам выбор дан: добро иль зло,
День яркий или сумрак ночи,
Сквозящий холод или тепло,
Ложь или все же правды клочья.
II. Актуализация знаний.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные )
Задания по микротексту.
3. Подготовка к сочинению-рассуждению по 5 тематике ГВЭ «Выбор в жизни человека».
Открыть тетради, записать число.
Пронумеруйте 1-6 строки в тетради – это оценочные строки для оценивания и самооценивания ответов.
Критерии этапов урока:
+ задание выполнено,
+- неполный ответ,
- задание не выполнено.
Откройте по ссылке ТВИДЛА
Задание. Орфоэпическая разминка: Дима:
Красивее
коклюш
углублённый
торты
плесневеть
ходатайство
премировать
доверху
каталог
Ярослав:
Камбала
обеспечение
ворожея
жалюзи
начался
звонишь
зубчатый
издревле
балованный
Задание 2 Дима
Прочитайте текст и выполните задание 1.
(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3), женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
1) Найдите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.
Задание 3 Ярослав
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) М…теринство
2) р…стить
3) неприм…римый
4) н…тариус
5) с…туация
Дима
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
1) Размаз..вать, завед..вать
2) выкорч..вать, обманч..вый
3) кормил..ца, наста..вая
4) эмал..вый, имень..це
5) справ.. (от дома), половинч..тый
Задание 4 Ярослав - в тетрадь
Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.
Задание 5 Дима
«Используя такой приём, как (А ______(«Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б)__ «чёрные лучи его ненависти»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В)__ («он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»). И также синтаксическое средство (Г)__ (в след. предллжениях)
( «3) И даже тогда, по-видимому,мы осязаем посылаемые им лучи.
21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)
1)метафора
2)ряды однородных членов
3)противопоставление
4)эпитеты
5)фразеологизм
6)вводные слова
7)экспрессивный повтор
8)восклицательные предложения
9)цитирование Ответ:9156
Отдых!!!
Задание 6 Ярослав
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.
Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.
На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.
Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что публика аплодировала стоя.
В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.
Задание 7 Оба!
И всё-таки основная работа на экзамене - написание сочинения-рассуждения на свободную тему, именно ему мы посвятим оставшуюся часть занятия.
Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению».
I. Темы сочинений по 5 тематике ГВЭ – 2019 «Выбор в жизни человека»:
1. На чём может быть основан выбор профессии?
2. Как раскрывается человек в экстремальной ситуации?
3. Почему важно понять своё призвание?
4. Согласны ли Вы с мыслью, что человек всегда находится в состоянии выбора?
- Выбери тему;
- сформулируй тезис;
- продумай аргументирование, доказательства
тезиса;
- подбери литературу.
II. Из каких частей состоит сочинение – рассуждение?
1. Тезис: то, о чём хочешь рассказать, или мысль, которую надо доказать.
2. Доказательства тезиса: аргументы, доводы, примеры, цитаты, цифры, факты, мнения других людей…
3. Выводы.
Требования к комментарию:
1.Комментарий – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)
2. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме (тезису), должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
3. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
Итог урока:
Дима – 4
Ярослав - 4
Нам выбор дан, вопрос в другом,
как нам ошибок не наделать?
чем выбрать: сердцем иль умом,
Иль выбора вообще не делать ..?
Домашнее задание: написать сочинение .
Урок оформлен в презентацию, опубликован на сайте
https://multiurok.ru/id40554704/