СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русского языка в 5 классе на тему: "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка в 5 классе на тему: "Второстепенные члены предложения"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мужукайский Агротехнологический лицей»

села Мужукай Бабаюртовского района Республики Дагестан















Открытый урок

по русскому языку в 5 классе на тему:

«Второстепенные члены предложения»

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.[Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] – 6-е изд. – М.; Просвещение, 2016-191 с.



Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Магомедова Аида Магомедовна









с.Мужукай-2018 г.

Урок русского языка по теме:

«Второстепенные члены предложения»


Дата проведения урока: 25.10.2018 г.

Тема: «Второстепенные члены предложения»


Цель урока: создать условие для обобщения знаний учащихся о второстепенных членах предложения

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения

Развивающие:

- развивать умения выделять словосочетания, разбирать предложения по членам предложения и давать ему характеристику;

- создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся;

- развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, умение задавать вопросы от слова к слову.

Воспитательные:

- через строки пушкинских стихотворений воспитывать бережное отношение к языку;

- воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.


Планируемые УУД

Предметные:

- учащиеся умеют опознавать в тексте второстепенные члены предложения;

- закреплены знания учащихся о второстепенных членах предложения

Личностные:

- развивать умения выделять словосочетания, разбирать предложения по членам предложения и давать ему характеристику;

- формирование мотивации

Метапредметные

Регулятивные:

- целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном);

- сформированы способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;

Познавательные:

- анализ, синтез, классификация, выведение следствий;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, умение задавать вопросы от слова к слову;

Коммуникативные:

- сформировано умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству;

- сформирована усидчивость, умение доводить начатое дело до конца


Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок - практикум.

Эпиграф к уроку: Суровою зимой я более доволен…

( А.С. Пушкин)

Оборудование:

1. Презентация: наглядный материал (портрет А.С. Пушкина, репродукции русских художников, изображающих зиму).

2. Карточки с графическим изображением членов предложения.

3. Раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент (5 мин)

1) Актуализация знаний. Слово учителя.

- Ребята, посмотрите на тему урока. Как вы считаете, чем нам сегодня предстоит заняться? Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

2) Ответы учеников (мы должны вспомнить, какие бывают члены предложения, чем они отличаются, как простое предложение разбирается по членам предложения).

3) Вопрос классу: В каком разделе науки о языке изучаются второстепенные члены предложения?

4) Учитель. Отгадайте, пожалуйста, загадку:


Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?


Конечно же, зимой. Итак, практические упражнения сегодня будут связаны с этим сказочным временем года, которое очень любил А.С. Пушкин, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Зиму изображали не только русские поэты, но и художники.


II. Практические задания к уроку (25 мин.)

Демонстрируются репродукции с картин К.Ф. Юона «Русская зима», «Конец зимы. Полдень»


1. Индивидуальная работа у доски.

(Два ученика выходят к доске).


Задание 1: Составить по репродукциям картин Юона словосочетания глагол + существительное, разобрать одно словосочетание


Задание 2: Выписать из стихотворений Пушкина словосочетания прилагательное + существительное, разобрать их.


2. Коллективная работа с классом. Устный опрос.


Беседа с учащимися:

1) На доске записано слово «Зима». Можно ли его назвать предложением? Докажите свою точку зрения. Если это предложение, то дайте ему характеристику (ответ учащихся: предложение односоставное, нераспространённое).

2) Давайте распространим данное предложение и сделаем его двусоставным.

3) Благодаря чему предложение стало распространённым?

4) Пользуясь опорными схемами, дайте определение второстепенным членам.

5) Проверка индивидуальной работы у учащихся, работающих у доски. (составлены следующие словосочетания: искрится на солнце, идти по лесу, лежит шапками).


3. Коллективная работа.


Задание: записать предложение, составить к нему схему, определить, чем выражены второстепенные члены предложения.


По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.


A. Укажите тип связи между членами предложения (учащиеся должны указать сочинительную и подчинительную связь)

B. Как называются красочные определения? Найдите их в записанном предложении ( эпитеты)


ФИЗМИНУТКА

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

(Н. Френкель)



4. Творческое задание

(самостоятельная работа с использованием проектора)


Задание: вставьте необходимые по смыслу слова и вы получите отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, подчеркните второстепенные члены предложения.


1) Буря мглою … кроет ( небо).


2) То, как путник запоздалый,

К нам в … постучит ( окошко)


3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На … небе мгла носилась ( мутном).


Задание:

1) найдите в последнем предложении устаревшее слово, объясните его значение, чем оно является в предложении? (вечор – вчера, является обстоятельством).

2) напишите транскрипцию слова вьюга.


5. Объяснительный диктант.

Объясните правописание орфограмм.


Как весело, обув железом острым нож,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек.


Задания : 1) укажите второстепенные члены предложения;

2) какое это предложение по наличию главных членов?

3) укажите метафору.


6. Работ в парах по карточкам.


Задание: объяснить пропущенные орфограммы, указать второстепенные члены предложения, определить тип текста.



Под г…лубыми небесами

В… ликолепными к…врами,

Блестя на со…нце, снег лежит,

Прозрачный лёд один ч…рнеет,

И ель сквозь ин..й зелен…т,

И реч( ?) ка подо льдом блестит.


( проверить, как подчеркнули второстепенные члены предложения с помощью сигнальных карточек).


7. Творческая работа. Задание: составить и записать небольшой прозаический текст, взяв за начало стихотворные строки Пушкина:


Мороз и солнце; день чудесный! (помогут иллюстрации к уроку).


подчеркните определения в полученных текстах


8. Проверка творческих работ.


III. Подведение итогов урока (5 мин.)

1) Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

2) Какова роль второстепенных членов предложения?

3) Какое задание Вам понравилось больше всего? Понравился ли урок в целом?


IV. Домашнее задание (3 мин.)

выписать 4 предложения о зиме из стихотворений русских поэтов, разобрать предложения по членам предложения


V. Выставление и комментирование отметок (2 мин.)

VI. Рефлексия (5 мин.)

Светофор


Светофор

1.Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

2.Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

3.Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!