СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русского языка в 8 классе на тему: "Безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка в 8 классе на тему: "Безличные предложения"»




Открытый урок русского языка в 8 классе на тему:

«Безличные предложения»

Дата проведения урока: 13.12.2019 г.

Цель: создать условие для закрепления умения определять вид односоставных предложений, научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Задачи урока:

Образовательные

- формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его;

- обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения»;

- развитие орфографических навыков;

- закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.

Развивающие:

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

- развивать память, речь, образное мышление учащихся.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Формирование УУД

Планируемые личностные результаты УУД

-готовность и способность к саморазвитию;

- развита самооценка на основе критериев;

- сформированы навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные УУД

- закреплены теоретические сведения об односоставных предложениях;

- сформировано понятие "безличные предложения", умение определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях;

- устранены пробелы в орфографии, развиты речь и творческие способности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

- учащиеся могут самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

- сформировано умение осознанно строить сообщения, использовать схемы, извлекать информацию;

- учащиеся могут сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные УУД:

- сформировано умение осуществлять контроль по результату;

-обучающиеся могут выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

- учащиеся адекватно воспринимают предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД:

-сформировано умение предлагать помощь и сотрудничество;

-учащиеся могут строить монологическое высказывание;

- сформировано умение вести диалог, слушать собеседника;

-учащиеся могут осуществлять взаимный контроль.


Тип урока: изучение новой темы.

Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо, игровая технология.

Использованные приемы: «Мозговой штурм», «Лови ошибку», кластер, игра «Да», «Нет»

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

Будьте любознательны – и многое вам откроется.

Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать.

Будьте отважны – и вы победите.

2.Актуализация знаний (6 мин)

- Предлагаю наш урок начать с синтаксической разминки «Лови ошибку!». Я считаю, что виды предложений в таблице на слайде указаны неправильно. Ваша задача – найти ошибки и исправить их. Сегодня на уроке мы будем работать на рабочих листах. Они лежат у вас на столе. Запишите в них число и классная работа.

Предложения

Виды предложений

(первоначальные)

Правильный вариант

1.Вечерний час.

Двусоставное

 

2.В долину тень сползла.

Односоставное, назывное.

 

3.Выхожу из дому рано утром.

Односоставное, неопределённо-личное

 

4.Сообщили о резком похолодании.

Односоставное,

определенно – личное.

 

5.Установились морозные безветренные дни.

Двусоставное.

 

6.А приглядитесь к снегу!

Односоставное, определённо-личное.

 

 

(Максимальное количество баллов – 6)

Учащиеся в течение трех минут выполняют задание, затем проводят взаимопроверку работ по слайду. Выставляют балл за работу (за каждое правильно угаданное предложение ставится 1 балл)

-Каких предложений встретили больше? (Односоставных)

-Давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях. (Прием «Мозговой штурм»). Предлагаю разделиться на 3 команды. Каждая команда задает другой команде вопрос, связанный с односоставным предложением

(Максимальное количество баллов – за каждый правильный ответ и вопрос по 1 баллу)

3. Создание проблемной ситуации (8 мин)

- Обратите внимание на слайд, перед вами пять предложений. Определите, какие они? (Определенно-личное, неопределенно-личное, назывное, обобщенно-личное, пятое предложение – безличное)

1.Морозное утро.

2.Идешь в школу и видишь на снегу белых куропаток.

3.Шила в мешке не утаишь.

4.Во дворе играют в снежки.

5. По утрам морозит.

- О пятом предложении затрудняемся пока сказать. (Дети говорят, что в этом предложении говорится о состоянии природы.Сказуемое выражено безличным глаголом. Производим синтаксический разбор предложения. Морозит – фонетический разбор.)

- Какая тема нашего урока?

Безличные предложения.

- Какие цели мы сегодня на уроке должны достичь?


Целеполагание:(дети говорят)

1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений;

2.узнать грамматические признаки данного типа предложений;

3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения.

- Для этого мы должны выполнить следующие задачи:

1. изучить теоретический материал по учебнику параграф 35;

2. выполнить упражнения, чтобы научиться находить в текстах БП;

3. проверить понимание темы;

4. учиться составлять собственный текст с БП, с целью использования в своей речи.


4.Усвоение знаний и развитие УУД (8 мин)

(Дети изучают параграф 35 в учебнике. Материал излагают на рабочем листе в виде кластера. Частично схема дана)

Один ученик выходит к доске и рассказывает по своему кластеру о БП.

Остальные дополняют своими примерами.

- Частично что мы знали по теме Безличные предложения?

(Мы знали о безличных глаголах и категории состояния человека и природы. (материал 7 класса) вывесить таблицы)


ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)


5.Первичное закрепление (12 мин)

Задания для групп. Найдите и выпишите в тетрадь только безличные предложения, обозначьте в каждом из них грамматическую основу, укажите способ выражения сказуемого.

После выполнения даются ключи с ответами, осуществляется самопроверка.


Упражнение 1 группы1) В горнице моей светло. 2) Пахнет ёлками и снегом. 3) Сразу тьма спустилась! 4) Хмурый лес качался. 5) Утром нам принесли письмо. 6) Рассвело. 7) Топи да болота, синий плат небес. 8) Взбегу на холм и упаду в траву. 9) Дороги не видно. 10Ребёнку не спится.


Упражнение 2 группы. 1) Темнеет. 2) Мне хочется научиться играть на фортепиано. 3) Весна. 4) В лесу дышится легко. 5) Пробираемся сквозь сугробы. 6) С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 7) Шила в мешке не утаишь. 8) Быть грозе. 9) Вокруг не было ни души. 10) Забудь заботы и печали!


Упражнение 3 группы. 1) Стал накрапывать дождь. 2) Пробираемся сквозь сугробы. 3) Мне по ночам не спится. 4) Уже поздно. 5) Словами горю не поможешь. 6) Степь и дали. 7) На улице ветрено. 8) Вечереет. 9) Мне нездоровится. 10) Жизнь прожить – не поле перейти.

(Максимальное количество баллов – 5)


Индивидуальное задание 

Сообщение из истории безличных предложений:

(Сообщение из истории)

Обратимся к истории. Как считают известные лингвисты Овсянников, Куликов и Пешковский, самыми древними конструкциями среди односоставных предложений были безличные. Раньше наши предки говорили так:

Вечер вечереет

Мороз морозит.

Свет светает.

Со временем люди научились обобщать. И эти двусоставные предложения превратились в односоставные: Вечереет. Морозит. Светает.


Преобразуем двусоставные предложения в односоставные безличные.

Упр. 201 по учебнику, одно упражнение по электронной тетради

1) По вечерам отец пишет особенно легко. – По вечерам отцу пишется особенно легко. По вечерам отцу не пишется. 2) Девушка с утра поёт. – С утра девушке не поётся.3). Старик весь день спит. – Старику весь день не спится. (Состояние человека)

(Максимальное количество баллов – 3)


Упр.200. Состояние природы. Работа в группе. Составляют безличные предложения о ветре, дожде, громе, молнии. Меняются местами и продолжают работать на листе другой группы. (Стемнело. Стало ветрено. Моросит. Гремит. Сверкает. Невозможно выйти на улицу. Всё залило дождём. Так хорошо дышится после грозового дождя.)

(За каждое правильное предложение 1 балл)


Контрольные раздаточные карточки.

Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9.

Безличное предложение

4, 7, 10.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

 

6.Рефлексия. (3 мин)

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

• Раздражение

• Злость

• Радость

• Равнодушие.

• Удовлетворение

• Вдохновение

• Скука.

• Тревога.

• Покой.

• Уверенность

• Неуверенность.

• Наслаждение.


7.Возращение к целеполаганию: (5 мин)

1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений;

2.узнать грамматические признаки данного типа предложений;

3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения.

Вывод.

ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

 

Подведение итогов: подсчет баллов:

«5» - 30-34 баллов

«4» - 25-29 баллов

«3» - 17-24баллов

«2» - 16 и меньше баллов


8.Домашнее задание (по выбору): (2 мин)

1. §35. Упражнение 199

2. Написать сочинение-миниатюру по данному началу:

Утро морозное, ясное, и дома не сидится…

К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!