СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Семейство Пасленовые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Семейство Пасленовые

Цель урока: сформировать знания о семействе Пасленовые

Задачи

1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Пасленовых; показать их биологические особенности;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Просмотр содержимого документа
«План урока "Семейство Пасленовые"»

Класс: 6

Дата проведения: 21.02.2017г.

Тема урока: Семейство Пасленовые

Цель урока: сформировать знания о семействе Пасленовые

Задачи

1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Пасленовых; показать их биологические особенности;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения представителей семейства пасленовые.

2.представителей семейства.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Учебник: §44 (страница 146-148)

Рабочая тетрадь: лабораторная работа №24

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Проблемный вопрос урока: Что объединяет всех представителей семейства пасленовые?


Технологическая карта урока


Этапы урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный этап

Настрой на активную деятельность

Взаимное приветствие.

Мотивирует к активной деятельности.

Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке

1 мин

2.Проверка домашнего задания

Актуализация имеющихся знаний

Проверить подготовленость к уроку

Задает вопросы по домашнему заданию

Отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания и задания в микрогруппах.

5 мин

3.Подготовка к восприятию новой темы

Мотивация к дальнейшей деятельности

Объявление новой темы урока.

Ставит цели нового урока

Записывают в тетради тему урока

1 мин

4.Изучение новой темы

Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала

1.Общая характеристика семейства пасленовые

2.Строение

3. Представители семейства


Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала.

Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по строения цветка различных представителей пасленовых. Составляют опорный конспект по строению плодов. Записывают соответствие плода и растения. Заполняют таблицу «Значение семейства». Работают с учебником по заданию «Представители». Выполняют лабораторную работу «Семейство Пасленовые».

30 мин

5.Заключение

Формирование собственной позиции.


Формулировка выводов

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

1 мин

6.Домашнее задание

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

1 мин

7.Рефлексия

Целостно обобщить полученную информацию

Опрос детей.

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

1 мин









Ход урока


1Организационный момент

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..

Фронтальный опрос:

-Назовите основные признаки покрытосеменных растений.

-Почему покрытосеменные так называются?

-Что такое цветок?

- На какие классы делится отдел покрытосеменные?

- К какому классу относится семейство крестоцветные?

- Какие главные признаки семейства розоцветные?

Игра: Из ниже перечисленных видов выберите тот, который относится к семейству крестоцветные или розоцветные. Назовите его значение.

1.Сурепка обыкновенная, Шиповник коричневый, Груша, Хрен

2. Редька дикая, Арбуз, Малина, Боярышник, Абрикос

3. Капуста, Ива, Яблоня, Спирея, Рябина, Рапс, Редис

У доски. Задание.

1 ученик:

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

2 ученик:

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветных.

    1. Плоды – ягода, костянка, мнокостянка, яблоко, земляничина.

    2. Соцветие – кисть.

    3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

    4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.

    5. В основном травы.

    6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

    7. Соцветие – щиток, зонтик, кисть.

    8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

    9. Плод – стручок или стручочек.

    10. В цветке пестиков много или один.

    11. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

    12. Представители: малина, шиповник, черемуха, лапчатка.

Ответы:

Семейство Крестоцветные - 2, 3, 5, 6, 8, 9.

Семейство Розоцветные – 1, 4, 7, 10, 11, 12.



У доски. Задание.

Написать формулы цветков и определить к какому семейству они относятся.

Семейство крестоцветные.

Формула цветка:

*Ч2+2 Л4 Т2+4 П1



Семейство розоцветные.12 3

1.Формула цветка вишни:

*Ч5 Л5 Т ∞П 1

2.Формула цветка розы:

*Ч(5) Л5 Т ∞П ∞

3. Формула цветка шиповника:

*Ч5 Л5 Т ∞П ∞



У доски. Задание.

Назовите таксономическое положение: Ярутки полевой, Яблони дикой, Сурепки обыкновенной, Земляники лесной.



3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.

Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Пасленовые.

Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения цветка, плодов и листьев представителей семейства Пасленовые. Выполнить лабораторную работу «Семейство Пасленовые».

Слайд 2. Ученики записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству пасленовые? Давайте откроем учебники, на странице 146, и попробуем определить представителей семейства.

Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Общая характеристика:

  • В семействе около 3000 видов

  • В основном травы, кустарники и небольшие деревья

  • Распространены по всему миру

  • Цветки с двойным околоцветником

Ученики записывают общие положения в тетрадь.

Учитель: Слайд 5. Давайте попробуем определить таксономическое положение для семейства пасленовых.

Ученики записывают в тетради таксономическое положение.

Учитель: Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Учитель: Для того чтобы начать изучать цветок давайте вспомним еще раз его части.

Ученик у доски.

Учитель: Слайд 8. Строение цветка. Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля

 Правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Ученики записывают в тетради основные положения.

Задание.Определить формулу цветка по ее диаграмме.

Ученики выполняют задание.

1

1.Формула цветка картофеля:

* Ч(5)Л(5)Т5П1

Учитель: проверяет правильность выполненного задания.

Ученики записывают формулы в тетради.

Учитель: Цветки одиночные или собраны в соцветие кисть.

Учитель: У семейства пасленовых 2 вида плода: коробочка-сухой, ягода – сочный. Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый).

Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.

Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства пасленовых давайте заполним таблицу. На столах лежат памятки.

Дикорастущие

ядовитые

Лекарственные

Культивируемые

Декоративные











Представители

Лекарственные, ядовитые, дикорастущие (белена, белладонна, мандрагора, табак, паслен);

плодовые (помидор, перец, картофель, баклажан);

декоративные (петунии, физалис);


Выполнение лабораторной работы «Семейство Пасленовые».

Постановка цели лабораторной работы.

Цель: изучение особенностей строения представителей семейства Пасленовые в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.

Ученики выполняют лабораторную работу.

5 Заключение. Подведение итогов урока

- К какому классу относится семейство пасленовые?

- Какие общие признаки имеют представители семейства пасленовые?

- Какие виды листьев имеют представители?

- Имеют ли соцветия представители семейства пасленовые?

- Какие виды плодов присутствуют у представителей семейства?

- Каких представителей вы можете назвать?

6 Домашнее задание.

§43 ( страница 142-144)

7 Рефлексия

Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!