Класс: 6
Дата проведения: 16.02.2017г.
Тема урока: Семейство Розоцветные
Цель урока: сформировать знания о семействе Розоцветные
Задачи
1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Розоцветных; показать их биологические особенности;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности строения представителей семейства розоцветные.
2.представителей семейства.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Учебник: §43 (страница 142-144)
Рабочая тетрадь: лабораторная работа №23
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Проблемный вопрос урока: Что объединяет всех представителей семейства розоцветные?
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организационный этап | Настрой на активную деятельность | Взаимное приветствие. | Мотивирует к активной деятельности. | Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке | 1 мин |
2.Проверка домашнего задания | Актуализация имеющихся знаний | Проверить подготовленость к уроку | Задает вопросы по домашнему заданию | Отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания и задания в микрогруппах. | 5 мин |
3.Подготовка к восприятию новой темы | Мотивация к дальнейшей деятельности | Объявление новой темы урока. | Ставит цели нового урока | Записывают в тетради тему урока | 1 мин |
4.Изучение новой темы | Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала | 1.Общая характеристика семейства розоцветные 2.Строение 3. Представители семейства | Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала. | Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по строения цветка различных представителей розоцветных. Составляют опорный конспект по строению листьев. Записывают соответствие плода и растения. Заполняют таблицу «Значение семейства». Работают с учебником по заданию «Представители». Выполняют лабораторную работу «Семейство Розоцветные». | 30 мин |
5.Заключение | Формирование собственной позиции. | Формулировка выводов | Задает вопросы. Просит сформулировать выводы. | Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме. | 1 мин |
6.Домашнее задание | Дать установку на подготовку к следующему уроку | Делают записи домашнего задания в дневниках | Озвучивает домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1 мин |
7.Рефлексия | Целостно обобщить полученную информацию | Опрос детей. | Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением | 1 мин |
Ход урока
1Организационный момент
2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..
Фронтальный опрос:
-Какой отдел растений мы прошли на прошлом уроке?
-Почему покрытосеменные так называются?
-Что такое цветок?
-В чем преимущество появления плода?
- На какие классы делится отдел покрытосеменные?
- Почему семейство крестоцветные так названо?
- К какому классу относится семейство крестоцветные?
Игра: Из ниже перечисленных видов выберите тот, который относится к семейству крестоцветные. Назовите его значение.
1) яблоня, 2) капуста, 3) ива, 4) тополь, 5) пшеница
Вид – капуста (культурное растение)
1) ромашка, 2) редька дикая, 3) ярутка полевая, 4) ирис.
Виды – редька дикая (масленичное растение), ярутка полевая (сорное растение)
1) хрен, 2) дуб, 3) роза, 4) сурепка, 5) рожь
Виды – хрен (культурное растение), сурепка (масленичное растение)
Работа в парах:
Работа у доски:
Правильно определить и назвать признаки однодольных и двудольных растений.
3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.
Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Розоцветные.
Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения цветка, плодов и листьев представителей семейства Розоцветные. Выполнить лабораторную работу «Семейство Розоцветные».
Слайд 2. Ученики записывают тему урока.
4.Объяснение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству розоцветные? Давайте откроем учебники, на странице 142, и попробуем определить представителей семейства.
Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.
Учитель: К семейству относится около 120 родов и 3000 видов. В Казахстане произрастает 35 видов. Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.
Общая характеристика:
Больше 3000 видов, в Казахстане 35 видов
Распространены почти во всех областях земного шара
Цветок правильный, обоеполый с двойным околоцветником
Опыление насекомыми
Семена обычно без эндосперма
Ученики записывают общие положения в тетрадь.
Учитель: Слайд 7. Листья у этого семейства бывают простые и сложные.
Ученики делают кластер:
Учитель: Простые листья имеют все пложовые деревья семейства(груши, яблони). Тройчатые у клубники и земляники. Перистые –шиповник, малина, роза.
Учитель: Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения, принято относить к одному семейству?
Ученики: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: Именно строение цветка является общим у этих растений. Для начала давайте вспомним еще раз его части.
У доски.
Учитель: Слайд 8. Строение цветка.Чашечка состоит из 5 чашелистиков, встречаются с 4 (лапчатка прямостоячая)
Венчик из 5 лепестков, встречаются с 4 (лапчатка прямостоячая)
Тычинок у большинства представителей много
Ученики записывают кластер
Задание.Определить формулу цветка по ее диаграмме.
Ученики выполняют задание.
12 3
1.Формула цветка вишни:
*Ч5 Л5 Т ∞П 1
2.Формула цветка розы:
*Ч(5) Л5 Т ∞П ∞
3. Формула цветка шиповника:
*Ч5 Л5 Т ∞П ∞
Учитель: проверяет правильность выполненного задания.
Ученики записывают формулы в тетради.
Учитель: Цветки розоцветных одиночные(роза) или собраны в соцветия(черемуха, груша)
Задание. Определить по рисунку название соцветия.
Ученики: выполняют задание.
12 3 4
1.Кисть
2.Щиток
3.Зонтик
4.Метелка
Учитель проверяет правильность выполненного задания.
Учитель: У семейства розоцветные большое разнообразие плодов: костяка, многокостянка, орешки, яблоко.
Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.
Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства крестоцветные давайте заполним таблицу. На столах лежат памятки.
Дикорастущие | Лекарственные | Культивируемые | Декоративные |
| | | |
| | | |
Представители
лекарственные (шиповник, земляника);
плодовые (слива, груша, яблоня);
декоративные (роза, сакура);
сорные (лапчатка гусиная, манжетка);
Выполнение лабораторной работы «Семейство Розоцветные».
Постановка цели лабораторной работы.
Цель: изучение особенностей строения представителей семейства Розоцветные в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.
Ученики выполняют лабораторную работу.
5 Заключение. Подведение итогов урока
- К какому классу относится семейство розоцветные?
- Какие общие признаки имеют представители семейства розоцветные?
- Какие виды листьев имеют представители?
- Имеют ли соцветия представители семейства розоцветные?
- Какие виды плодов присутствуют у представителей семейства?
- Каких представителей вы можете назвать?
6 Домашнее задание.
§43 ( страница 142-144)
7 Рефлексия
Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?