Класс: 6
Дата проведения: 28.02.2017г.
Тема урока: Семейство Сложноцветные
Цель урока: сформировать знания о семействе Сложноцветные
Задачи
1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Сложноцветных; показать их биологические особенности;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности строения представителей семейства сложноцветные.
2.представителей семейства.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Учебник: §45
Рабочая тетрадь: лабораторная работа №25
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Проблемный вопрос урока: Что объединяет всех представителей семейства сложноцветные?
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организационный этап | Настрой на активную деятельность | Взаимное приветствие. | Мотивирует к активной деятельности. | Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке | 1 мин |
2.Проверка домашнего задания | Актуализация имеющихся знаний | Проверить подготовленость к уроку | Задает вопросы по домашнему заданию | Отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания | 5 мин |
3.Подготовка к восприятию новой темы | Мотивация к дальнейшей деятельности | Объявление новой темы урока. | Ставит цели нового урока | Записывают в тетради тему урока | 1 мин |
4.Изучение новой темы | Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала | 1.Общая характеристика семейства сложноцветные 2.Строение 3. Представители семейства | Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала. | Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по строения цветка различных представителей сложноцветных. Составляют опорный конспект по строению плодов. Записывают соответствие плода и растения. Заполняют таблицу «Значение семейства». Работают с учебником по заданию «Представители». Выполняют лабораторную работу «Семейство Сложноцветные». | 30 мин |
5.Заключение | Формирование собственной позиции. | Формулировка выводов | Задает вопросы. Просит сформулировать выводы. | Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме. | 1 мин |
6.Домашнее задание | Дать установку на подготовку к следующему уроку | Делают записи домашнего задания в дневниках | Озвучивает домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1 мин |
7.Рефлексия | Целостно обобщить полученную информацию | Опрос детей. | Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением | 1 мин |
Ход урока
1Организационный момент
2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..
Фронтальный опрос:
-Назовите основные признаки покрытосеменных растений.
-Почему покрытосеменные так называются?
-Что такое цветок?
- На какие классы делится отдел покрытосеменные?
- К какому классу относится семейство крестоцветные?
- Какие главные признаки семейства розоцветные?
-Каких представителей семейства пасленовых можно отнести к ядовитым?
-Какие отличительные особенности в строении цветка бобовых растений вы знаете?
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
1 вариант выписать представителей семейства Розоцветные.
2 вариант выписать представителей семейства Пасленовые.
3 вариант выписать представителей семейства Крестоцветные.
Груша
Сурепка
Петунья
Томат
Баклажан
Вишня
Рапс
Хрен
Роза
Белодонна
Горох
Абрикос
Ярутка
Белена
Пастушья сумка
Редька
Табак
Дурман
3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.
Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Сложноцветные.
Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения цветка, плодов и листьев представителей семейства Сложноцветные. Выполнить лабораторную работу «Семейство Сложноцветные».
Слайд 2. Ученики записывают тему урока.
4.Объяснение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству сложноцветные? Давайте откроем учебники, на странице 158, и попробуем определить представителей семейства.
Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.
Учитель: Сложноцветные — самое крупное семейство двудольных растений. В нем от 1150 до 1300 родов и более 25 000 видов. Сложноцветные встречаются почти везде, где вообще возможно существование высших растений, — от тундр до экватора, от морских побережий до альпийских снегов, на бесплодных песках и на тучных черноземах.
Общая характеристика:
В семействе около 25000 видов
Одно- и многолетние травы, кустарники, деревья.
Распространены по всему миру
Ученики записывают общие положения в тетрадь.
Учитель: Слайд 6. Соцветие корзинка. Соцветие состоит из большого количества мелких цветков, сидящих на общем ложе. Обычной чашечки у цветка нет. Вместо нее у многих сложноцветных на верхушке завязи развиваются щетинки и волоски, способствующие распространению плодов.
Ученики записывают в тетради основные положения.
Учитель:
Ученики записывают кластер в тетради.
Учитель: Формула трубчатого цветка:
*Ч0Л(5)Т(5)П1
Формула язычкового цветка:
Ч0Л(5)Т(5)П1
Формула василька:
трубчатые внутренние цветки - *Ч0-∞Л(5)Т(5)П(2), воронковидные краевые цветки - ↑Ч0-∞Л(6-9)Т0П0.
Формула ложноязычкового цветка:
Ч0Л(3)Т0П1
Учитель: Плод сложноцветных — семянка, то есть одногнёздный односемянной, нерастрескивающийся орешек с кожистой или деревянистой оболочкой. При этом те волоски или щетинки, которые окружали основание венчика, превращаются в хохолок, служащий как бы парашютом и позволяющий семянкам далеко разноситься по ветру. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с обращёнными назад зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние (зоохория). Сравнительно у немногих видов сложноцветных нет никаких особых приспособлений для разноса плодов. Семена сложноцветных всегда без белка, с очень маслянистыми семядолями.
Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.
Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства сложноцветных давайте заполним таблицу. На столах лежат памятки.
Пищевые | Лекарственные | Кормовые | Декоративные |
| | | |
| | | |
Представители
Лекарственные (полынь, тысячилистник, ромашка, цикорий, пижма);
кормовые (одуванчик, лопух);
декоративные (астры, цинния, бархатцы);
Пищевые (топинамбур, подсолнечник)
Выполнение лабораторной работы «Семейство Сложноцветные».
Постановка цели лабораторной работы.
Цель: изучение особенностей строения представителей семейства Сложноцветные в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.
Ученики выполняют лабораторную работу.
5 Заключение. Подведение итогов урока
- К какому классу относится семейство сложноцветные?
- Какие общие признаки имеют представители семейства сложноцветные?
- Имеют ли соцветия представители семейства?
- Какие виды плодов присутствуют у представителей семейства?
- Каких представителей вы можете назвать?
6 Домашнее задание.
§47
7 Рефлексия
Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке.