СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока теоретического обучения по профессии 16771 «Подсобный рабочий» № 1-2 «Антикоррупционное воспитание и просвещение»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены разработки планов учебных уроков (занятий) теоретического обучения по МДК.01.01. Подсобные и вспомогательные работы на объекте для профессии 16771 «Подсобный рабочий». 

Планы учебных занятий содержат поурочные планы теоретического обучения (планы уроков, конспекты лекций и контрольные вопросы по теме).

Просмотр содержимого документа
«План урока теоретического обучения по профессии 16771 «Подсобный рабочий» № 1-2 «Антикоррупционное воспитание и просвещение»»

План урока теоретического обучения


Проводит преподаватель: Григорьев И.А. Урок № 1-2.

Тема раздела: Антикоррупционное воспитание и просвещение. Противодействие распространению идеологии экстремизма, терроризма и неонацистских воззрений

Количество часов: 2.

Тема урока: Антикоррупционное воспитание и просвещение.

Цели урока: 1. Образовательная: Первичное осмысление и воспроизведение материала; обобщение и закрепление основных положений по каждому пункту плана; выявление степени понимания обучающимися изучаемого материала, уточнение отдельных выводов и положений. Сформировать прочные знания в вопросах антикоррупционного воспитания и просвещения. Привлечь внимание к такому опасному явлению как коррупция. Дать определение

2. Развивающая: Формирование теоретических основ и восприятия новых знаний.

3. Воспитательная: Развитие умственных способностей и самостоятельного воспроизведения изученного материала.

Тип, вид урока: Урок первичного усвоения новых знаний, лекция.

Методы, формы проведения урока: рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий и учебных видеофильмов; беседы с элементами самостоятельной работы; форма – сочетание коллективной, групповой и индивидуальной.

Учебно-методическое оснащение урока: Литература:

1. НПА в сфере противодействия коррупции.

2. Противодействие коррупции через образование – методические рекомендации.

3. Как противостоять коррупции - памятка гражданину.


Ход урока теоретического обучения

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1. Подготовительный этап

1.1 Оргмомент

1. Приветствует

2. Проверка явки

3. Проверка готовности к уроку

1. Приветствуют

2. Готовятся к уроку

Диалогово-словесный метод (беседа). Выполнение практического задания. Практический метод (работа коллективная) и пр. Проблемный метод

1.2 Целевая установка

1. Сообщает тему урока

2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему

2. Участвуют в формулировке целей

1.3 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1. Опрашивает обучающихся

2. Актуализирует знания, опыт по теме. Вопросы:

  • Что вы знаете о коррупции?

  • Что вы понимаете под коррупцией как социально-правовым явлением?

Отвечают на вопросы, выполняют тестовые (практические) задания

2. Основной этап

2.1 Объяснение нового материала

Последовательно излагает новый материал, (или) организует и управляет деятельностью обучающихся

Воспринимают, ведут записи в конспектах. Изучают материал самостоятельно

Рассказ

Демонстрация

Самостоятельная работа с учебником

2.2 Закрепление и применение знаний

Организует и управляет деятельностью обучающихся. Вопросы и задачи:

  • Официальное толкование коррупции согласно ФЗ от 25.12.2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

  • Что такое коррупционное правонарушение;

  • Назовите виды коррупционных правонарушений;

  • Что такое злоупотребление полномочиями?

  • Расскажите об ответственность за злоупотребление полномочиями.

  • Статья 201 и 202 УК РФ.

  • Что такое незаконное участие в предпринимательской деятельности?

  • Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности. Статья 289 УК РФ.

  • Что такое служебный подлог?

  • Ответственность за служебный подлог. Ст. 292 УК РФ.

  • Что такое взятка? Что может быть взяткой?

  • Кто может быть привлечён к уголовной ответственности за получение взятки?

  • Что такое подкуп?

  • Наказание за взятку или коммерческий подкуп, получение взятки. Статья 290 УК РФ.

Выполняют задания

Диалогово-словесный метод (беседа).

Самостоятельная работа

3. Заключительный этап

Подведение итогов

1. Подводит итоги.

2. Оценивает обучающихся

3. Даёт оценку занятию

1. Проводят само- и взаимоконтроль.

2. Беседуют с преподавателем

Словесные (беседа)

Преподаватель: И.А. Григорьев





Опорный конспект Урок № 1-2

Тема: Антикоррупционное воспитание и просвещение

1. Исторический аспект коррупции. Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «...начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело...»; «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью»: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении, [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)».

Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно.

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны), получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).


2. Сущность, содержание, виды и причины коррупции

Коррупция – одно из самых старых общественно-криминальных форм человеческого общения.

Исторические корни коррупции, скорее всего, берут свое начало от традиции делать различного рода подарки, с целью заполучить расположение. Дорогой подарок преподнесенный человеком позволял ему выделиться среди других просителей и способствовал выполнению его просьбы. По этой причине в первобытных обществах плата вождю или жрецу была нормой.

Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением.

Таким образом, если следовать дословному толкованию латинского слова «коррупция» («corruptio»), то в переводе это звучит как: порча, уничтожение, истребление, искажение, подкуп, задабривание подарками, совращение.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Понятно, что его по-разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы

Множество и разнообразие определений отражают объективную сложность явления.

Большинство определений трактуют только «разложение» должностных лиц. Но очень часто коррупционные сделки имеют другую сторону – взяткодателя; и очень часто эта другая сторона не является жертвой, а сама целенаправленно прибегает к коррупции, провоцирует ее.

Поэтому за основу понятия коррупции мы берём определение, приведённое в ст.1 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанный деяний от имени или в интересах юридического лица.


Современная коррупция - это не элементарный уголовно-правовой феномен, её следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое многоструктурным и многоуровневым содержанием, в логический объем которого входит комплекс однородных видов общественно-опасных деяний.

В содержание коррупционных деяний входит:

- взяточничество;

- криминальный лоббизм и непотизм (покровительство на основе личных связей);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или же через близких либо доверенных лиц;

- приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для своей корпоративной группы;

- любое использование или манипулирование служебной информацией, в том числе и инсайдерской, в личных или групповых интересах;

- проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности;

- незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп;

- некоторые другие подобные деяния1.

Как в зарубежной, так и отечественной науке накоплен определенный опыт классификации коррупции. Все подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлениям в современной практике.

Более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определенные критерии (основания). Таковыми в частности являются:

1. Сферы проявления коррупции.

2. Статус субъектов коррупции.

3. Уровень коррупции.

4. Степень общественной опасности коррупционного явления.

5. Степени проявления.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики.

6 Растёт недоверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

2. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

3. Коррупция снижает доверие общества к власти.

3. Общественное мнение о проблеме коррупции

Социальная опасность коррупции для общества заключается в том, что она деформирует не только институты государства, в частности государственную и муниципальную службу, но и институты гражданского общества. Под воздействием коррупционных последствий акторы гражданского общества перестают выполнять роль регуляторов многих социальных отношений и, в первую очередь, социально-экономических, уступая место квазигражданским структурам, криминальным по своей природе, вытесняя при этом понятия долга, чести, ответственности, права, иных базовых критериев, которые определяют порядок нормальных взаимоотношений в развитом обществе. У многих россиян в результате деформируется система моральных ценностей, так, социологические исследования Фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что 85% опрошенных россиян спокойно относятся к коррупции в стране [Проблема коррупции в России].

Не вызывает сомнений то, что деструктивные последствия коррупции, проявляясь во всех без исключения сферах общественной жизни, актуализируют перед государством и социумом проблему противодействия данному явлению. Теоретически, современное российское антикоррупционное законодательство вполне могло бы считаться самодостаточным, но результаты свидетельствуют о том, что комплекс реализуемых мер не решает задачу противодействия данному явлению ввиду их неадекватности масштабам и формам коррупции в стране, а также отсутствию ключевых программ, направленных против условий, порождающих данное явление. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и сформировавшимся в России общественно-политическим феноменом, получившим название «дефицит доверия» [Нисневич 2010, с. 107]. Так, по результатам исследований различных социологических центров уровень доверия российского общества практически ко всем политическим и государственным институтам является устойчиво низким. В обществе преобладает пессимизм в оценках результативности борьбы государственных органов с коррупцией, в результате  доверие граждан и их поддержка реализуемых государством антикоррупционных программ сегодня практически невозможна.

То обстоятельство, что в коррупционные практики вовлечено практически все общество, также определяет сложность борьбы с коррупцией. Реформирование системы государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов, ужесточение системы санкций за коррупционные преступления, совершенствование нормативно-правовых актов на предмет сокращения в них «коррупционных ниш», – несомненно, важные направления антикоррупционной политики, но они не дадут должного эффекта, если не будут подкреплены целенаправленной работой по формированию нетерпимого отношения всего социума к коррупционному поведению.

Таким образом, успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных сдвигов в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных коррекций в правилах поведения не только таких целевых групп как государственные и муниципальные служащие, но и самих граждан. Роль гражданского общества должна состоять в выявлении негативных тенденций при реализации антикоррупционных мер и направлении сигналов власти, которые должны незамедлительно расследоваться. Сейчас же участие гражданского общества в формировании антикоррупционной политики и контроле за ее реализацией явно недостаточно.

Системные усилия по противодействию коррупции должны укладываться в рамки следующих трех стратегий: во-первых, общественное осознание опасности коррупции и ее последствий; во-вторых, предупреждение и предотвращение коррупции; в-третьих, пресечение – верховенство закона и защита прав граждан. Логика такого разбиения заключается в следующем: сначала необходимо понять, что коррупция – это деструктивное явление, и ей необходимо противодействовать, затем следует предупреждать коррупцию, устранять ее причины, а если коррупция все-таки имеет место, то необходимо пресекать ее проявления и защищать граждан от ее последствий.

Опыт западных стран показывает, что минимизация коррупции есть результат более эффективных и системных мероприятий, контроля над условиями, благоприятствующими коррупции, использования, наряду с правовым и (в целом) властным ресурсом, гражданского ресурса и общественного контроля.

Хотя необходимость объединения ресурсов государства и гражданского общества для борьбы с коррупцией артикулирована сегодня в России на высшем государственном уровне (так, заложена институциональная основа совместных антикоррупционных стратегий, как-то проблемой коррупции занимается Общественная палата РФ, общественные советы, созданные при органах власти и пр.), однако, гражданское общество в России самостоятельно все же не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность. Несмотря на то, что в России гражданское общество сформировалось, оно все же слабо организовано, развивается крайне медленно, не выступает как совокупность общественно значимых институтов и не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов.

В этой связи очень важно правильно оценивать состояние антикоррупционного потенциала гражданского общества, так как его игнорирование при разработке стратегии борьбы с коррупцией означает отказ от использования одного из самых мощных и потенциально эффективных инструментов. Сам факт привлечения акторов гражданского общества к разработке стратегии такой борьбы, по нашему мнению, придаст процессу новый импульс и обеспечит стимулы для дальнейшего развития.

И здесь главный вопрос состоит в том, как изменить коррупционный менталитет россиян. Для этого надлежит предпринять целый комплекс мер и прежде всего, на наш взгляд, необходимо, начать с преодоления пассивности населения и установившегося в обществе восприятия коррупции как свершившегося факта. В формировании нетерпимости к коррупционным проявлениям должны быть заинтересованы все акторы гражданского общества: политические партии, общественные организации и ассоциации, социальные движения, третий некоммерческий сектор, представители частного сектора, местное самоуправление, СМИ, экспертное сообщество и, конечно же, рядовые граждане, ежедневно испытывающие на себе последствия коррупции. Проблема состоит в том, как привлечь такие гражданские группы к конструктивной антикоррупционной деятельности. Для этого следует:

  • развивать структуры гражданского общества, в первую очередь некоммерческие организации и их коалиции (стратегия осознания).

  • развивать систему гражданского образования среди некоммерческих организаций, школ и институтов, вовлекать в эту систему властные структуры, создавать специальные центры гражданского образования (стратегия осознания).

  • обмениваться опытом и внедрять перспективные формы общественного участия в других регионах (стратегия предупреждения).

Одним из направлений развития потенциала гражданского общества, ориентированного на преодоление коррупционных побуждений, является формирование гражданской ответственности. Гражданское общество создается людьми как определенная система экономических, политических, правовых, культурных и иных общественных отношений, самостоятельная по отношению к органам государственной власти. Эффективность таких общественных отношений зависит в первую очередь от степени ответственности, свободы и активности граждан, во-вторых, от развитости и эффективности рыночной экономики, и, наконец, от зрелости правовых и демократических институтов государства. Спецификой же России является именно крайняя слабость протестного потенциала тех политических, экономических и социальных субъектов, которые сталкиваются с проявлениями коррупции [Шабанова, с. 85]. Так, по мнению И.М. Клямкина и Л.М. Тимофеева, в России сегодня доминирует репрессивная тенденция в оценке методов борьбы с коррупцией. «Общество явно склоняется к тому, что коррупция и теневой бизнес могут быть подавлены только силой – полицейской или даже военной. В самом же обществе люди не видят ни влиятельных интересов, ни интеллектуальных и нравственных ресурсов … которые подталкивали бы к серьезным антикоррупционным действиям… Репрессивное сознание, будучи доминирующим в современной России, лишено энергии оптимизма; оно скорее инерционно-остаточное» [Клямкин, Тимофеев, с. 125-126].

Данное утверждение подтверждают исследования ВЦИОМ, которые также показывают, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы, так считают 44% всех опрошенных. Почти столько же – 43% объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить [Можно ли победить коррупцию]. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян (72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной не более чем для 2-4% граждан. Таким образом, российский социум затягивает общественная апатия, под слоем которой накапливается социальная агрессия. Так по данным Левада-Центра 62% российских граждан «живет, полагаясь только на себя и избегая вступать в контакт с властью», и уже 13% готовы принимать участие в массовых акциях с политическими требованиями, а 34% считает, что «страна движется по неверному пути» [Общественное мнение 2010, с. 47].

Что же касается оценок эффективности борьбы с коррупцией, то результаты социологических исследований, проведенных в разных регионах страны ВЦИОМ, показывают, что население не видит ни в себе, ни в неправительственных организациях силу, способную противостоять коррупции. Большинство россиян считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные органы, которые обязаны это делать. Только 11% россиян полагают, что «с коррупцией должны бороться мы с вами, и начинать необходимо с самих себя, с изменения своих мыслей и менталитета» [Коррупция бессмертна].

Пессимизм в оценках возможности использовать общественные ресурсы в борьбе с коррупцией, видимо, связан с тем, что в глазах россиян многие из гражданских ассоциаций являются формальными, квази-некоммерческими организациями, лишь имитирующими общественную деятельность (в том числе и антикоррупционную), а по сути – прикрывающими бизнес. Частично подобные оценки оправданы. Действительно, в настоящее время в России действует несколько тысяч НПО, которые ставят своей целью борьбу с коррупцией и правозащитную деятельность. Но, как, например, отражено в докладе подкомиссии по проблемам противодействия коррупции Общественной палаты РФ, их деятельность «за редким исключением малоэффективна. Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе финансово-промышленных групп, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции» [Доклад подкомиссии по проблемам противодействия коррупции].

Изучение зависимости системы управления от общественной активности населения выявило, что там, где граждане активно участвуют в жизни общества, они «ожидают от своих правительств следования высоким стандар там и добровольно подчиняются правилам, которые сами для себя установили» [Токвиль 1992, с. 513-514]. Следовательно, повышение роли общественности в обеспечении принципа подотчетности чиновников «составляет суть всего вопроса о власти, гласности и прозрачности, роли общества и демократии» [Orego 1995, с. 6].

Игнорируя гражданское общество, государственная власть препятствует не только развитию непосредственной демократии, но и укреплению доверия к себе со стороны населения. Институты государства могли бы поощрять участие представителей гражданского общества в деятельности по борьбе с коррупцией, в частности, посредством:

  • сотрудничества с группами, представляющими гражданское общество, такими как торговые палаты, профессиональные ассоциации, неправительственные организации, профсоюзы, жилищные ассоциации, СМИ и прочие организации;

  • обеспечения защиты информаторов в коррупционных делах;

  • привлечения неправительственных организаций к контролю над программами и деятельностью государственного сектора, например, посредством законодательного закрепления принципов взаимодействия НКО и органов власти на основе социального партнерства, а также участия НКО (непосредственно либо через представителей) во всех стадиях законодательного процесса (разработка, принятие, исполнение).

Учитывая изложенную выше точку зрения о перспективности стратегии системного устранения причин коррупции, а также установленный факт необходимости активного участия гражданского общества в реализации такой стратегии, основной задачей государственного управления в данном контексте является максимальное вовлечение институтов гражданского общества в борьбу против коррупции. Это предполагает и привлечение гражданского общества к разработке антикоррупционной стратегии, и использование социальных ресурсов для управления и реализации антикоррупционной политики, и передачу гражданскому обществу части функций в рамках антикоррупционных преобразований.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – будут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Следует помнить, что государство является определенным способом организации общества, и оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их ценностных установок, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором минимизированы причины и условия, порождающие и питающие коррупцию. Именно осознание людьми своей гражданственности является определяющим фактором в формировании общественного потенциала, необходимого для активной антикоррупционной деятельности в России.


4. Коррупция и ответственность за коррупционные деяния

Ответственность за коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);

  • присвоение или растрата (статья 160);

  • коммерческий подкуп (статья 204);

  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);

  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);

  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);

  • превышение должностных полномочий (статья 286);

  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);

  • получение взятки (статья 290);

  • дача взятки (статья 291);

  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);

  • служебный подлог (статья 292);

  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);

  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;

  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • обязательные работы;

  • исправительные работы;

  • принудительные работы;

  • ограничение свободы;

  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);

  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);

  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);

  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);

  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);

  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);

  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);

  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);

  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);

  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);

  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);

  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);

  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);

  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);

  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);

  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;

  • административный арест;

  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;

  • выговор;

  • увольнение по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

  • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ - за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ - за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Гражданско-правовая ответственность

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации - убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено - Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

  • ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.


5. Роль системы образования в формировании антикоррупционного мировоззрения

Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска эффективных средств борьбы с ней является особенно актуальной для стран, прошедших период посткоммунистического транзита и находящихся в поиске новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни.

Ни для кого не секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе недоверие к идеям демократии, законности и равноправия. Именно поэтому мы стремимся сегодня к дополнительному развитию социальных «инстинктов» нетерпимости к любым проявлениям коррупции, вовлекая в соответствующую работу государственные органы, общественные объединения, институты общественно-государственного партнерства, и, конечно же, образовательные организации. Антикоррупционное просвещение призвано восполнить недостаток исторически сложившихся устоев и традиций нравственного поведения, гражданской позиции и представлений о правах и обязанностях личности.

Принципиально важным является выявление и рассмотрение объективных причин существования коррупции в обществе – иначе осуждение коррупции будет больше всего похоже на проявление ханжества и неискренности. Соблазны потребительского общества, формирующие приоритеты повышения уровня доходов и расходов, отношение к государственной службе как к средству повышения личного благосостояния – все это приводит к формированию негативного отношения к фактам коррупции со стороны других лиц, но не себя лично. Обосновать разрушительный, негативный характер подобной идеологии – важнейшая задача антикоррупционного просвещения. К числу иных причин расцвета коррупции в обществе также могут быть отнесены рост безработицы, экономический кризис, недофинансирование бюджетных расходов, противоречивость и неясность законодательного регулирования. Наконец, в качестве причины существования коррупции рассматривается национальный менталитет, устоявшиеся традиции и культурный фон общества. Весьма важно, чтобы указанные факторы не превращались в оправдание коррупции, в обоснование ее вечного, непреодолимого характера. Хотя верно то, что не существует государств с нулевым уровнем коррупции, очевидно, что достижение социально приемлемого уровня коррупции – весьма реальная цель, достигнутая во многих государствах.

Основные задачи, направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования формулируются в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.

На уровне основного общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей

- формирование аксиологической базы правовой культуры и правосознания;

- изучение цивилизационных основ правомерного поведения.

Развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

- формирование способности постановки и достижения социальных целей;

- формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах жизни.

В области формирования социальной культуры:

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование гражданского самосознания

- создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного сообщества, государства;

- появление убежденности в необходимости активного участия в делах общества и государства.

Усвоение ценностей правового демократического государства

- позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права;

- уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка правонарушений, посягающих на интересы общества.

При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование основ нравственного самосознания личности

- закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения;

- развитие механизмов нравственного самоконтроля;

- закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений.

Формирование представлений о соотношении личного и общественного блага

- использование традиционных представлений о категориях морали и нравственности для закрепления убежденности в необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей.

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям

- формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм;

- признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния.

В области формирования социальной культуры:

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Развитие патриотизма и гражданской солидарности

- осознание личного вклада в развитие общества и государства;

- идентификация личности в качестве гражданина – субъекта прав и обязанностей;

- признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров.

Усвоение гуманистических и демократических ценностей

- развитие нетерпимого отношения к противоправному поведению, несущему вред общественным отношениям;

- понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества;

- идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуществляется в рамках целого ряда направлений, обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного и ответственного гражданина. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе воспитания и социализации обучающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи и школы.

Воспитательные задачи

- формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе;

- формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера;

- усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства;

- развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения;

- усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

- формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры;

- развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций;

- формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения;

- усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания;

- развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям;

- усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о «пользе» коррупции;

- формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов.

Ключевые мероприятия

- выполнение творческих заданий по дисциплинам;

- проведение тематического классного часа;

- посещение с экскурсией органов государственной власти и местного самоуправления;

- сюжетно-ролевые творческие мероприятия;

- оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п.;

- проведение бесед с представителями правохранительных органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- проведение тематических конкурсов;

- проведение тематических бесед с обучающимися («что такое коррупция?», «какой вред наносит коррупция?» и т.п.;

- обсуждение публикаций в средствах массовой информации, связанных с противодействием коррупции;

- организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (День российского парламентаризма, День конституции), праздничным дням (День России) и иным соответствующим датам (День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, День юриста и пр.).

Планируемый образовательный результат

- нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного поведения и их последствиям;

- умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения;

- знания основных принципов антикоррупционной политики государства, формирование позитивного отношения к антикоррупционным мероприятиям;

- знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений;

- умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти;

- заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией.

Совместная деятельность семьи и школы

- тематические родительские собрания;

- оформление информационных стендов;

- индивидуальные консультации и беседы;

- проведение опросов, иных форм социологических исследований.

Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:

- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

- участие во встречах с выпускниками школы;

- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);

- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся.

В рамках организационно-административного этапа осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.

В рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества.

В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).


Антикоррупционное воспитание в рамках формирования и реализации программы внеурочной деятельности

Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время. При этом школьники и студенты должны в рамках реализации подобных образовательных форм ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или иначе имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать в имеющихся условиях с привлечением максимального объема ресурсов.

Наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося естественным образом или искусственно помещают в относительно незнакомые условия и ставят задачу, решение которой может быть получено, в том числе с использованием коррупционного элемента. Дальнейшее моделирование ситуации может принимать различные формы в зависимости от того, какую линию воспитательного процесса выберет педагог. Так, можно просто обозначить, что совершение правонарушения в данной ситуации возможно, но за это неизбежно наступит ответственность. Допускается использование поощрения в том случае, если учащийся сознательно пренебрег коррупционным поведением и нашел выход из сложившийся ситуации законным способом. Кроме того, можно продумывать дополнительные вводные по разыгрываемой ситуации, которые существенным образом усложняют процесс решения задачи в случае, если обучаемый выбрал коррупционный вариант поведения.

Следует отметить, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации. Например, если студент, работающий в юридической клинике, получает вводную от своего куратора по указанной выше схеме, он, прежде всего, решает юридическую проблему, а неприязненное отношение к проявлениям коррупции формируется параллельно.

Высокую степень эффективности имеют и те мероприятия, проводимые во внеурочное время, которые изобилуют новыми впечатлениями у учащихся с параллельной демонстрацией нежелательного коррупционного поведения. Например, в рамках реализации данной деятельности представляется полезным посещение специализированных музеев, которые отражают деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. Элементом воспитания неприязненного отношения к совершению правонарушений является формирование в сознании учащихся естественного алгоритма «за любое противоправное деяние следует наказание». В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.

Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учащихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсуждение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские страны. Подобные встречи могут быть полезны также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с государственными и муниципальными служащими разного уровня должны затрагивать, в том числе, коррупционную составляющую. О вреде коррупции более правдоподобно и красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с ней сталкиваются.


Учащийся получает задачу от своего куратора, решение которой возможно, в том числе с использованием коррупционных схем. Студент или школьник принимает необходимое решение, разрешает ситуацию. Куратор оценивает действия своего подопечного и дает необходимые комментарии.

В результате учащийся понимает, в каких случаях может возникнуть опасность коррупционного проявления, в дальнейшем будет стремиться ее избегать.

Изучение зарубежного опыта

Заграничный экскурсионный отдых с параллельным проведением встреч с представителями государственных органов

Учащиеся знакомятся с общими условиями жизни зарубежных государств, которые по независимым данным обладают наименьшим уровнем коррупции. На встречах с различными зарубежными должностными лицами студенты и школьники обсуждают проблемы коррупции, перенимают передовой опыт соответствующих государств, выступают с докладами по предмету соответствующих встреч.

Учащиеся знакомятся с передовым опытом зарубежных государств, приходят к пониманию, что достойные условия жизни достигаются, в том числе, благодаря противодействию коррупции, а также недопущению ее проявлений. Эти факторы выступают мотивами применения такого опыта в России.

Знакомство с работой российских органов государственной власти и местного самоуправления

Встречи с должностными лицами

Обучающиеся принимают участие во встречах с должностными лицами разного уровня, в рамках которых знакомятся с особенностями работы чиновников, деятельность которых подвержена коррупционным рискам. Обсуждают проблемы коррупции в России, выступают с докладами по предмету встречи, участвуют в дискуссии.

Студенты и школьники получают общее представление о работе государственных и муниципальных органов, узнают о вреде конфликта интересов, осознают необходимость преодоления коррупционных рисков.

Патриотическое воспитание

Встречи с ветеранами

Обучающиеся принимают участие во встречах с наиболее уважаемыми пенсионерами правоохранительных органов, участниками боевых действий и др. В процессе проведения таких встреч узнают о положительном опыте прошлого, а также обсуждают современные проблемы коррупции. К таким мероприятиям учащиеся могут готовить выступления по предмету встречи.

Студенты и школьники получают общее представление об организации деятельности, связанной с проявлением коррупции в прошлом. Приходят к пониманию положительных сторон жизни без данного антиобщественного явления.

Знакомство с методами противодействия коррупции

Посещение музеев правоохранительных органов

Учащиеся организованно посещают музеи органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы, в рамках проведения которых знакомятся с методами противодействия коррупции.

Формируется правильное восприятие юридического термина неотвратимости наказания за совершенное, в том числе, коррупционное правонарушение.

Немаловажным направлением внеурочной работы с учащимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект может обсуждаться в процессе проведения встреч учащихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора.

В рамках проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время можно давать домашнее задание школьникам и студентам, которые бы готовили обзоры, доклады и иные выступления о вреде коррупции применительно к предмету обсуждения на запланированной встрече. Это позволяло бы становиться не простыми слушателями тех, кто уже имеет определенный жизненный и практический опыт, а активными участниками проводимых мероприятий, что в большей степени формирует интерес к обсуждаемой проблематике.

Антикоррупционное воспитание в рамках реализации образовательных программ высшего образования

Наиболее эффективным методом воспитательной работы в рамках антикоррупционного воспитания в высшей школе представляется сочетание внеучебных мероприятий с интеграцией «антикоррупционных модулей» в программы дисциплин, предоставляющих возможность развития дискуссии о гражданском сознании, эффективности государственного управления, этических проблемах, политическом развитии и т.п. «Экономия» учебного времени заключается в возможности одновременного решения традиционных задач учебного процесса (формирование отраслевых знаний, умений и навыков) и формирования ценностей нетерпимости к коррупции:

Задачи антикоррупционного просвещения

Государственная служба в России

Ознакомление с коррупционной ситуацией; демонстрация механизмов противодействия коррупции; приобретение знаний об опасности коррупции для общества.

Получение знаний о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего; изучение порядка урегулирования конфликта интересов.



К основным методам антикоррупционного воспитания при реализации образовательных программ следует отнести:

- обновление образовательных программ с целью внесения в рабочие программы дисциплин дополнительных тематических модулей, посвященных проблемам противодействия коррупции и антикоррупционному просвещению;

- обновление образовательных программ с целью развития и дополнения отраслевых (дисциплинарных) тем, в рамках которых рассматриваются факторы и условия существования коррупции, механизмы борьбы с ней;

- планирование и реализация внеучебных мероприятий, организуемых образовательной организацией для популяризации антикоррупционных ценностей (конкурсы, семинары, акции);

- участие в акциях и мероприятиях общественных объединений, целью которых является антикоррупционное просвещение и противодействие коррупции.

Развитие антикоррупционной тематики в дисциплинах образовательной программы может иметь более явный, или более скрытый, завуалированный, характер. Так, в содержание рабочей программы дисциплины могут быть внесены такие «открытые» дидактические единицы как понятие коррупции и круг коррупционных преступлений, последствия коррупции, причины появления коррупции, методы и механизмы противодействия коррупции. В то же время, воспитание антикоррупционного мировоззрения может осуществляться при рассмотрении таких вопросов как цели личностного развития человека, система социальных норм (в т.ч. норм морали), соотношение морали и права, защита прав и законных интересов гражданина, обязанности государственного служащего, причины преступности, где антикоррупционная тематика не имеет «титульного» значения.

Содержательная характеристика воспитания антикоррупционного мировоззрения у обучающегося включает такие элементы как трансляция знаний (например, о понятии и признаках коррупции, механизмах борьбы с ней), установка ценностных ориентиров (понимание вреда коррупции на понятном для обучающегося примере, обсуждение с целью формирования негативной оценки коррупционного поведения), привитие практических навыков антикоррупционной деятельности (в рамках общественной инициативы), разрушение неверных стереотипов и представлений о коррупции (преодоление безразличия к проблемам коррупции), обоснование несовместимости коррупции и эффективной профессиональной деятельности, к освоению которой стремится обучающийся.

Эффективность антикоррупционного просвещения основывается на правильном подборе аргументов, социальных ориентиров и ценностей, наиболее близких и знакомых для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических и иных особенностей. Нетерпимость к коррупции формируется с учетом субъективной ценности фактора, подвергаемого негативному воздействию: нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма, несоответствие статусу социальной элиты, и т.п. Вполне вероятно, что каждый из этих аргументов в отдельности может не быть адекватно воспринят. Так, например, негативное отношение к текущей политике законодателя, которая, по мнению обучающегося, недостаточно учитывает его права и интересы, может послужить причиной безразличного отношения к коррупции как к нарушению формальной нормы закона.

Представляется необходимым также избежать навязывания позиции педагога как «истины в последней инстанции», т.к. в рамках рассмотрения коррупции как социального фактора наиболее результативен равноправный, интерактивный диалог, способствующий развитию дискуссии, рассмотрению конкретных ситуаций (кейсов). Наиболее важно не запоминание и ретрансляция «правильных» ответов на вопросы о законодательном регулировании или полномочиях должностных лиц, а самостоятельный поиск обучающимся той позиции, к которой ведет его логика учебного занятия и которая, в конечном итоге, станет основой его личного отношения к коррупции в условиях реальной жизни – когда нужно будет сделать выбор.

Тематика и формат аудиторных занятий, самостоятельной работы и внеучебных мероприятий определяются с учетом специфики уровня образования, направления подготовки (специальности) и могут включать:

- просмотр видеоматериалов, связанных с работой должностного лица или реализацией полномочий государственного органа;

- мастер-класс представителя правоохранительного или контрольного (надзорного) органа;

- подготовку презентации на выбранную тему;

- съемку видеокейса и презентацию его на занятии;

- сбор статистических материалов, анализ материалов СМИ.


Справочный материал для преподавателей

О понятии коррупции

Формирование негативного отношения к различным формам проявления коррупции в обществе существенно затруднено в силу фрагментарности знаний обучающихся о признаках коррупционных действий. К задачам воспитательной работы относится создание устойчивых представлений об основных видах коррупционных правонарушений. С одной стороны, это позволяет разрушить ошибочные представления о «безобидности» и безвредности наиболее распространенных в обществе коррупционных способов взаимодействия граждан с органами государственной власти и должностными лицами; с другой стороны, при уточнении признаков коррупции исключаются спорные ситуации, не имеющие признаков противоправной деятельности и не относящиеся к коррупционным правонарушениям. Таким образом, преодолеваются ошибочные представления о понятии коррупции, тиражируемые средствами массовой информации и социальными сетями, повышается эффективность верного распознавания коррупционных явлений, расширяются представления об истинных причинах и условиях развития коррупции, о вреде, который она причиняет личности и обществу.

В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции», понятие коррупции включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций).

Вид коррупционного поведения

Содержание коррупционного поведения

Злоупотребление служебным положением

Совершение какого-либо действия или бездействия, в нарушение законодательства, публичным должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица.

Дача взятки

Незаконное вручение, передача материальных ценностей или предоставление услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (уклонение от совершения действий), входящих в служебные полномочия должностного лица, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки

Получение материальных ценностей (денег, ценных бумаг, имущества и др.), а также услуг имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ; оплата расходов и развлечений; предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) за действия, входящие в полномочия должностного лица или за способствование таким действиям, а также за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю.

Злоупотребление полномочиями

Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации.

Коммерческий подкуп

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды

Хищение имущества с помощью злоупотребления доверием к должностному лицу и др.

Подробное описание преступлений, связанных с коррупцией, на борьбу с которыми нацелены государственные и общественные институты, содержит Конвенция ООН против коррупции4. К ним отнесены подкуп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обогащение (значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности.

Признаком коррупции всегда является злоупотребление публичной властью в целях личного обогащения, незаконная подмена публичных интересов требованиями личной выгоды. Следовательно, коррупционное поведение не только противоправно, но и аморально по своей сути, так как предполагает нарушение требований социальной справедливости, служебного (профессионального) долга и чести. Нарушение данных принципов представляет опасность и в сфере деятельности негосударственных организаций, обеспечивающих удовлетворение основных социально-экономических и духовных потребностей общества.

Коррупционная деятельность оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества и представляет реальную угрозу его стабильности и безопасности. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция препятствует становлению правопорядка, устойчивому развитию и стремлению к социальному благосостоянию. Коррупционная среда является стимулом и условием разрастания иных видов преступности, в т.ч. организованной. Противодействие коррупции – обязанность государства, являющегося гарантом основных прав и свобод человека и гражданина, которая выполняется в рамках международного сотрудничества, реализации внутригосударственных программ мероприятий, а также путем взаимодействия с гражданским обществом.

Участвуя в разговоре о последствиях коррупции, обучающиеся самостоятельно смогут привести известные им из СМИ и личного опыта примеры неправомерной выдачи разрешительных документов, «оплаченного» приема на работу, ухода от привлечения к ответственности, уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств и др.

Российскому обществу приходилось сталкиваться и с попытками публичного оправдания коррупции, присвоения ей позитивных атрибутов «двигателя» социального развития. Достаточно распространенными являются представления о коррупции как о возможности ускорения принятия решений и совершения необходимых заявителю действий («не подмажешь, не поедешь»), механизме конкуренции и эффективном способе повышения личного благосостояния.

В ходе обсуждения с обучающимися характера воздействия коррупции на личность, общество и государство, представляется возможным демонстрировать следующие признаки негативного влияния коррупционного поведения:

- снижение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

- неэффективность государственно-властных решений, несоответствие государственной политики интересам общества;

- снижение доверия к государственным институтам, развитие «альтернативных», криминальных, форм социального регулирования и организации повседневной жизни;

- снижение общественной активности граждан, развитие социальной апатии;

- распространение экстремистских взглядов, рост социальной напряженности;

- снижение привлекательности государства на мировом рынке инвестиций;

- ограничение и ликвидация свободной конкуренции как фактора повышения качества и снижения стоимости товаров и услуг;

- снижение доходов государственного бюджета и недофинансирование социально значимых расходов;

- повышение издержек предпринимателей за счет необходимости «оплаты» публичных услуг должностных лиц, компенсируемое за счет потребителя;

- повышение угрозы попадания на рынок опасных для жизни и здоровья человека товаров и услуг.

Основные направления противодействия коррупции

Противодействие коррупции – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по предупреждению коррупции, выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений, а также по ликвидации негативных последствий коррупционных правонарушений. Совместные действия общественных и государственных институтов направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

Комплексный подход к выработке национальной стратегии противодействия коррупции, как правило, основывается на сочетании таких мер как установление прозрачных критериев карьерного роста государственных служащих, учреждение механизмов учета общественных интересов при принятии властных решений, жесткое разграничение публичной службы и коммерческой деятельности, общественный контроль над доходами и расходами должностных лиц, внедрение этических принципов и норм, развитие прозрачных процедур государственных и муниципальных закупок.

Выявление и устранение причин коррупции, т.е. ее профилактика, осуществляется путем воспитания у граждан нетерпимости к коррупционному поведению, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, установления особых требований к лицам, претендующим на замещение государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, введение в действие порядка освобождения от замещаемой должности лиц, представивших недостоверную информацию о структуре своих доходов, расходов и имущества, а также развития институтов парламентского и общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Предметом общественной дискуссии и экспертного обсуждения становится комплекс мероприятий, рассматриваемых сегодня в Российской Федерации в качестве приоритетных факторов, повышающих эффективность противодействия коррупции. Среди них можно выделить обеспечение независимости средств массовой информации, соблюдение принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов и организаций, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствование организации правоохранительных и контролирующих органов, повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих, делегирование государственных функций саморегулируемым организациям и общественным объединениям и др.

Центральное значение в системе законодательного противодействия коррупции имеют ограничения и запреты, отражающие особенности публичного статуса лиц, замещающих государственные должности и должности государственной и муниципальной службы. Особая ответственность за соответствие общественным и государственным интересам принимаемых решений предполагает возможность установления таких требований как:

- запрет на хранение денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- регулярное представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- предоставление сведений о расходах;

- необходимость предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- обязанность передачи ценных бумаг в доверительное управление и др.

Образовательные организации также участвуют в решении задач противодействия коррупции. Обеспечивается подготовка и реализация образовательных программ для повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, проведение учебно-методических семинаров для преподавателей образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике. Национальный план противодействия коррупции на 2019-2020гг. предусматривает внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», а также разработку типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции. В образовательных организациях планы мероприятий по формированию антикоррупционного мировоззрения, осуществляется мониторинг дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование соответствующих компетенций, расширяется учебно-методическая документация по указанной проблематике.

На федеральном уровне органами государственной власти реализуется Программа по антикоррупционному просвещению на 2019-2020 гг. В рамках разработки и совершенствования правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан осуществляется мониторинг правоприменительной практики для выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан. Проводится изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина. Также рассматриваются возможности по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования дополнительных элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения; запланирована подготовка проектов правовых актов, предусматривающих методическое обеспечение повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. В число организационных мероприятий включены мониторинг внедрения антикоррупционных элементов в основные образовательные программы, издание печатной продукции, разработка тематических спецкурсов, организация «прямых линий» с органами государственной власти, публикация в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих недопустимость коррупционного поведения, а также результатов расследования конкретных правонарушений коррупционной направленности и вынесенных по ним судебных решений.