Просмотр содержимого документа
«План урока учебной практики № 9 «Сверление. Обработка отверстий» для профессии «Столяр»»
План урока производственного обучения (учебной практики)
Проводит мастер производственного обучения: И.А. Григорьев. Урок № 9.
Тема раздела: Выполнение основных операций по обработке древесины ручным инструментом. Количество часов: 6.
Тема урока: Сверление. Обработка отверстий.
Цели урока: 1. Образовательная: ознакомить обучающихся с различными видами свёрл, зенковками, цековками, шарошками, их устройством и подготовкой к работе; с приёмами разметки, сверления и обработки отверстий, применяемыми инструментами. Научить обучающихся подготавливать (затачивать) свёрла к работе; научить выполнению основных видов сверления и обработки отверстий ручным инструментом, проводить контроль качества сверления и обработки отверстий.
2. Развивающая: формирование основ профессионального мастерства, активности к самостоятельной практической деятельности, развитие чувства ответственности за результат работы, развитие глазомера и мелкой моторики.
3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, внимательности, точности, аккуратности, добросовестности, сознательного и эстетического отношения к труду; развитие умственных и творческих способностей.
Тип, вид урока: Тип – урок по изучению трудовых приёмов и операций; вид – урок упражнений.
Методы, формы проведения урока: Форма контроля – текущий контроль; метод контроля – наблюдение за выполнением работ на практике.
Межпредметная связь: МДК.01.01 Технология изготовления столярных и мебельных изделий.
Учебно-методическое оснащение урока: Литература: Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ / Б.А. Степанов. Стр. [83-89]. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы / Л.Н. Крейндлин. Стр. [50-54, 157-165]. Мастер-столяр / М.А. Григорьев. Стр. [111-114, 143-159]. Выполнение столярных работ / Б.А. Степанов Стр. [132-138, 271-280]. Производственное обучение столяров / М.А. Григорьев. [125-134]. Справочник плотника и столяра / Б.А. Степанов. Стр. [159-165]. Изготовление столярно-мебельных изделий / П.Д. Бобиков. Стр. [65-68]. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева / Б.А. Степанов. Стр. [71-105]. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях / В.Н. Обливин. Стр. [133-248].
Паспорт и руководство по эксплуатации станков со схемами. Плакаты по столярным работам. Наборы учебно-наглядных пособий, информационных стендов, применяемые при работах в столярной мастерской. Инструкция по ОТ по соответствующей теме. Инструкция по ОТ № 67 – «Правила ТБ при выполнении основных операций по обработке древесины ручным инструментом». Инструкционно-технологические карты (ИТК) № 01.2.8.1 Сверление. Обработка отверстий.
Материально-техническое оснащение урока: Верстак, зажимные приспособления, струбцины, ваймы. Деревообрабатывающее оборудование (ДОО) и станочные приспособления (СП). Коловороты; свёрла винтовые диаметром 6 — 20 мм — 24 и диаметром 10 — 50 мм — 15, центровые диаметром 10 — 32 мм — 36, спиральные диаметром 3 — 12 мм — 30, ложечные диаметром 6 — 20 мм — 24, полые с зубчатыми подрезателями диаметром 20 — 80 мм — 12; бурава спиральные диаметром 6 — 24 мм — 15; зенковки для углубления шляпок шурупов — 9; угольник, рейсмус, метр, киянка, шило, малки, рубанки, транспортиры; струбцины, угломеры, щупы, штангенциркули, калибры различных размеров. Тиски, верстачные подставки. Древесные пиломатериалы, заготовки (отрезки досок по одному на каждого обучающегося).
Ход урока производственного обучения
Элементы структуры урока | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1. Вводный инструктаж 1.1 Оргмомент | 1. Приветствует 2. Проверка явки 3. Проверка готовности к уроку | 1. Приветствуют 2. Готовятся к уроку | Диалогово-словесный метод (беседа). Выполнение практического задания. Практический метод (работа с УНП, столярными инструментами) и пр. Проблемный метод |
1.2 Целевая установка | 1. Сообщает тему урока 2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока | 1. Воспринимают и записывают тему 2. Участвуют в формулировке целей |
1.3 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | 1. Опрашивает обучающихся 2. Актуализирует знания, опыт по теме. Вопросы: - Какие инструменты входят в состав столярных? - Назовите правила ТБ при столярных работах. - Что называется разметкой? - Какой инструмент используют для разметки? - Для чего производят сверление древесины? - Назовите свёрла, применяемые в столярном деле. - Расскажите, из каких элементов состоит сверло. - Перечислите рабочие элементы центрового сверла и укажите, где оно применяется. - Чем отличается винтовое сверло от спирального? Где они применяются? - Из каких частей состоит коловорот? - Как просверлить отверстия без сколов с обратной стороны? - Как надо держать коловорот при сверлении горизонтально и вертикально закреплённого материала? - Как надо держать электросверлилку при горизонтальном и вертикальном сверлении детали? - С помощью какого инструмента и как делается разметка под сверление? - Какая последовательность в работе должна быть при сверлении? | Отвечают на вопросы, выполняют практические задания |
1.4 Тренировочные упражнения | - разметка; - последовательность выполнения приёмов сверления различных отверстий (глухих и сквозных); - закрепление материала для сверления на верстаке; - наладка инструмента (заточка, правка); - стойка при сверлении; - хватка инструмента; - рабочие приёмы; - самоконтроль приёмов работы и результатов сверления, зенкования, цекования различных отверстий. | Слушают и воспринимают информацию |
2. Текущий инструктаж 2.1 Выдача задания | Выдаёт практические задания | Принимают задания, выясняют интересующие подробности | Практические методы (работа с УНП, столярными, и дереворежущими инструментами и станочными приспособлениями) и пр. Проблемный метод |
2.2 Самостоятельная работа обучающихся | - отработка приёмов рационального сверления, зенкования, цекования с помощью различных видов сверлильных устройств; - отработка приёмов подготовки свёрл к работе; - самоконтроль приёмов работы и результатов качества сверления, зенкования, цекования. | Выполняют практические задания |
2.3 Целевые обходы обучающихся | Своевременность начала работы. Организация рабочего места. Соблюдение правил ТБ. Правильность подбора режима. Правильность выполнения. Определение качества. | Отвечают на вопросы, демонстрируют результаты практических заданий |
3. Заключительный инструктаж 3.1 Сообщение о результатах в дости-жении целей урока | Подведение итогов работы. Разбор типичных ошибок. Показ лучших работ. Выставление оценок. | Слушают и воспринимают информацию. Обсуждают | Методы контроля. Словесные |
3.2 Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание | Обсуждают | Работа в микрогруппах |
3.3 Уборка мастерской | Контроль качества уборки рабочих мест обучающимися | Занимаются уборкой рабочих мест | |
Мастер производственного обучения И.А. Григорьев