СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока учебной практики "Пайка проводов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока учебной практики "Пайка проводов". Способствует усвоению и закреплению обучающимися технических знаний по теме, «Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий, контактной сети в соответствии с технологическим процессом» формированию первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приёмов и операций при пайке проводов и кабелей

Просмотр содержимого документа
«План урока учебной практики "Пайка проводов"»

Утверждаю:

Ст. мастер ______ Суханова И.В.

План урока производственного обучения с группой № ЭТП 5-20 «Электромонтер тяговой подстанции».

«____» ____________2021г.

Тема урока: Пайка проводов.

Тип урока: Комбинированный, изучение трудовых приёмов и операций при выполнении работ по пайке и лужению.

Вид урока: урок упражнений.

Цель урока: Научиться выполнять неразъемные соединения при помощи пайки.

Задачи урока:

1.Способствовать усвоению и закреплению обучающимися технических знаний по теме, «Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий, контактной сети в соответствии с технологическим процессом» формированию первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приёмов и операций при пайке проводов и кабелей:

- последовательность выполнения операций с использованием инструментов и приспособлений по назначению.

2. Способствовать формированию нравственных поведенческих общих качеств личности обучающихся.

3. Способствовать развитию самостоятельности, ответственности при выполнении пайки проводов и кабелей, зрительно контролировать правильность движений при пайке.

4.Формировать чувства внимательности, развивать стремления высоких результатов работе; стремление к самоконтролю и само регуляции трудовой деятельности.

Методическая цель: Развитие познавательной мотивации к изучаемому материалу с использованием инструкционно-технологических карт.

Студент должен знать: назначение операций по пайке, технику выполнения, приём пользования инструментом и приспособлениями, контроль выполнения работ, правила техники безопасности.

Студент должен уметь: выполнять операции при пайке проводов и кабелей, уметь использовать инструмент с соблюдением техники безопасности.

иметь практический опыт:

- выполнения электромонтажных работ при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом;

Уровень организации учебной работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Учебно- производственная работа: Организация безопасной работы в электромонтажной мастерской по пайке проводов.

Методы проведения: словесный, наглядно- демонстрационный, инструктирование.

Формируемые ОК и ПК:

ПК 1.1. Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом.

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2: работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Материально-техническое оснащение- основные средства обучения:

- Рабочие столы - 7шт.

- Электропаяльники - 14 шт.

- Припой ПОС - 61

- Канифоль – 7 шт.

- набор инструментов 14 шт.

- Натуральные образцы электрооборудования (провода АППВ и кабели ЛВС)

- комплект учебно-методической документации.


Дидактические средства обучения:

- Стенд марка кабелей.

- Стенд инструменты.

-инструкционная карта № 3 паяние и лужение.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

МДК 01.01 тема: «Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий КС в соответствии с технологическим процессом;

Материаловедение тема: Классификация проводниковых материалов (Основные свойства и характеристики проводниковых материалов)

Литература, используемая при подготовке занятия:

В.М.Нестеренко Технология электромонтажных работ», Москва «Академия» 2012г.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность мастера

Деятельность студентов

ОК и ПК

Примечание

  1. Вводный инструктаж

1.1

3

- приветствие;

- выявление отсутствующих на занятии;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям т/б, внутреннего распорядка).

Назначить дежурных.

Отвечают на приветствие. Бригадир докладывает о явке студентов на занятие. Приводят в соответствие внешний вид, рабочее место.



Мотивация

2

Хотелось бы начать урок с интересной фразы.

Электрики иногда шутят: «Электротехника - наука о контактах». И, как утверждают все электрики и электронщики, в их деле могут быть только две неисправности: нет контакта там, где он должен быть, и есть контакт там, где быть его не должно.

А вы согласны с этой фразой?

Ведь большинство повреждений в электрических схемах вызвано, как правило, плохим качеством электрических соединений.

Любые виды электромонтажных работ связаны с соединениями. От качества соединений зависит работа всех приборов и оборудования.

Пайка проводов при выполнении электромонтажных работ получила широкое распространение из-за надежности и долговечности соединений.

Сегодня на занятии мы изучим технологию пайки контактных соединений.

Давайте вспомним, что такое пайка?











Согласны












Паяние (пайка) – это процесс неразъемного соединения двух или нескольких проводов с помощью расплавленного металла – припоя. Сообщения из истории.














Выступление студентов с сообщениями.



1.2

42

Тема урока: Комплексная работа по выполнению пайки проводов.

Подвести к цели урока, актуализация знаний (опрос студентов)

После изучения данной темы Вы будете:

уметь:

- выполнять подготовку проводов для

соединения;

- снимать изоляцию с концов жил проводов;

- выполнять скрутку проводов в жилу;

- выполнять контактные соединения пайкой.

знать:

- правила техники безопасности при пайке;

- требования организации рабочего места;

- правила выбора инструмента и приспособлений;

- технологию выполнения пайки.

Записать тему. Сформировать цели и задачи урока.


ОК 1

Слайды тема, цель урока

Актуализация опорных знаний.



Прежде, чем Вы приступите к теме нашего урока, проверим уровень ваших базовых знаний, приобретенных на теоретических и практических занятиях междисциплинарного курса.




1.3


Показать приёмы электромонтажных работ по пайке проводов и кабелей (разбор инструкционно - технологических карт).

.

Внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Наблюдают за проводимыми действиями мастера. Анализируют проблемные ситуации.

ОК 1

ПК 1.1

Просмотр видео урока

Слайд 2-9

1.4


Сообщить студентам необходимые сведения по технике безопасности. Предупредить возможные случаи брака и меры по их предупреждению.

Прослушать и сделать анализ, расписаться в журнале по ТБ.

Отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры возможные случаи брака и меры по их предупреждению.

ОК 1




Приложение № 1

1.5


Закрепить знания по содержанию вводного инструктажа.


Определить критерии оценки.

Закрепить знания по ТБ, прослушать задание и выполнить последующие действия работы.

Осмыслить критерии оценки.

ПК 1.1

Слайд 10-12

  1. Текущий инструктаж

2.1

270

Проверка содержание рабочего места и их организация

Подготовиться к работе.

ПК 1.1


2.2


Проверить правильность ведения самоконтроля, соблюдение техники безопасности.

Осуществлять самоконтроль за точностью выполнения задания.

ПК 1.1


2.3


Провести приемку и оценку выполненных работ

Объяснить причины допущенных ошибок.

ПК 1.1


  1. Заключительный инструктаж

3.1

25

Подвести итоги занятия (возврат к целям урока)

Определить выполнены ли и достигнуты цели и задачи поставленные в начале урока.

ОК-2

ПК 1.1

Слайд 1

3.2


Дать анализ работы и оценить работу студентов.

Перечислить допущенные ошибки и их причины. Прослушать оценки за выполненную работу.

ОК-1

ПК 1.1


3.3


Выдать домашнее задание по учебнику В.М.Нестеренко «Технология электромонтажных работ». Организовать уборку рабочих мест.

Получить домашнее задание. Привести в порядок рабочие места.



Мастер производственного обучения: ____________________ Корчагина И.В.



Организация и ход урока.

 

На доске эпиграф: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться!»

 

I. Организационная часть:5 минут.

1.Здравствуйте, ребята!

2. Проверить наличие обучающихся и готовность их к уроку.

II. Вводный инструктаж - 45 мин

2.1.Сообщение темы и цели урока.

Мотивация: Хотелось бы начать урок с интересной фразы.

Электрики иногда шутят: «Электротехника - наука о контактах». И, как утверждают все электрики и электронщики, в их деле могут быть только две неисправности: нет контакта там, где он должен быть, и есть контакт там, где быть его не должно.

А вы согласны с этой фразой?

Ведь большинство повреждений в электрических схемах вызвано, как правило, плохим качеством электрических соединений.

Любые виды электромонтажных работ связаны с соединениями. От качества соединений зависит работа всех приборов и оборудования.

Тема урока: Комплексная работа по выполнению пайки проводов.

Цель урока: Научиться выполнять неразъемные соединения при помощи пайки.

За время урока Вы должны научиться:

  • подготовка инструментов, электропаяльник к работе;

  • заготовить провод по длине;

  • удаление изоляции провода;

  • оформлять концы многопроволочных жил;

  • облуживанию и пропайки скрутки;

2.2 Актуализация опорных знаний и умений обучающихся

2.2.1. Экспресс опрос по изученному материалу на уроках спецдисциплин.

Электричество кругом

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме живут,

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется ……

(ЭЛЕКТИЧЕСТВО)

Так как мы будем заниматься пайкой, то мы будем работать с чем? (с электричеством)

Заслушивание докладов из истории пайки. выступление студентов

-Что такое пайка? (сообщение учащегося) - из истории пайки.

Первые упоминания о пайке встречаются со времен древнего Египта и Месопотамии – около 4000 до н.э. В Месопотамии еще 3200 лет до н.э. было известно о золотых и серебряных припоях. В то время уже появлялись первые паяные сосуды. На рубеже нашей эры были медные трубы и паяльники, которые обнаружили при раскопках. Еще в 24-79 годах н.э. Плиний описал процесс пайки в своих трактатах.

В 1420 году встречается упоминание о твердых латунных припоях, а в 1546 году есть упоминания о нашатыре и бурах, как о материалах, используемых в качестве флюсов. Дальнейшая история пайки развивалась стремительно: в 1679 году были созданы паяльные лампы с воздуходувкой, в 1797 году паяльная лампа была сконструирована Маквардтом, а в 1830 году появились мельхиоровые припои, в 1906 году стала возможна пайка в атмосфере защитного газа.

Уже в 1915 году в качестве припоя для пайки применили кадмий, который снижает точку плавления, а в 1930 впервые использовали фосфор в припоях Ag-Cu. В наши дни существует множество разных материалов и компонентов, из которых производят припой для пайки. Следует отметить, что припои бывают мягкими и твердыми и каждый из них имеет свое назначение и подходит для определенных видов работ.

Для пайки труб систем отопления с рабочей температурой до 110˚С, холодного и горячего водоснабжения, используется низкотемпературный припой для пайки или так называемый мягкий припой. Для систем хладоснабжения и в трубопроводах со сжиженным газом используется высокотемпературный твердый припой.

Пайка - это процесс неразъёмного соединения материала с нагревом ниже температуры их расплавления путём смачивания и заполнения зазора между ними расплавленным припоем.

- Где применяют пайку?

Пайку применяю в машиностроении, в электропромышленности и приборостроении.

Флюсы служат: - для улучшения смачивания поверхности паяного металла

- предохраняют поверхность паянного металла и расплавленного припоя от окисления

Какие виды флюса знаете?

Вопросы базовых дисциплин или предыдущих уроков:


1.Назовите назначение провода.

2.Перечислите инструменты и материалы для пайки

3. Перечислите виды припоев

4. Расшифруйте состав припоя ПОС-40

5. Назовите назначение канифоли

6. Дайте определение понятию «лужение»

Эталоны ответов:

1. Для подключения к приборам, элементам автоматики, сигнализации и.т. д

2. Паяльник, флюс, припой, стриппер

3. Мягкие (свинцово-оловянные – для производства монтажных работ) и твердые (медно-цинковые – для пайки металлов с высокой температурой плавления).

4. В состав входит 40% олово, 60% свинца .

5. Флюсы растворяют и удаляют оксиды и загрязнения, во время пайки они защищают от окисления поверхность нагреваемого металла и расплавленный припой.

6. Покрытие поверхности тонким слоем припоя.


3. Объяснения нового материала.

Мастер:  А теперь приступаем к теме нашего урока.

Мастер: Перед тем как я продемонстрирую приёмы пайки проводов. Посмотрим видеоролик по теме нашего урока.

(Демонстрация видеоролика).

Мастер: Итак, какова же технология спаивания:

— зачистка провода от изоляции;

— Зачистка жилы;

— обработка канифолью;

— спаивание (согласно виду соединения).

Мастер:  еще одно опережающее задание: « Организация рабочего места и соблюдение правил техники безопасности и охраны труда  при пайке проводов»,

3.1. Правила техники безопасности и охраны труда  во время работы

1.1. Осторожно обращаться с электропаяльником, не ронять его и не ударять по нему какими-либо предметами, не использовать его в качестве ударного инструмента.

1.2. Не касаться горячих мест электропаяльника незащищенными рука­ми, остерегаться при пайке брызг расплавленного припоя.

1.3. При кратковременных перерывах в работе класть нагретый элект­ропаяльник на специальную термостойкую подставку.

1.4. Во избежание ожогов не определять степень нагрева электропаяль­ника и нагретых его частей рукой.

1.5. При пайке использовать  в качестве флюса только канифоль, ис­пользование кислоты запрещается.

1.6. Не оставлять без присмотра включенный в сеть электропаяльник.

2. Требования безопасности в аварийных ситуациях

2.1. При неисправности электропаяльника, подводящего электрического шнура немедленно прекратить работу и сообщить об этом  мастеру производственного обучения, отключив, при этом, электропаяльник от сети.

2.2. При возникновении пожара немедленно отключить электропитание, эвакуировать обучающихся из помещения, сообщить о пожаре админист­рации лицея и в пожарную.

Мастер: А теперь я вам продемонстрирую все эти последовательные действия. (Демонстрация практического показа).

3. Инструктирование обучающихся по материалам урока с показом рабочих приемов выполнения операций.

В условиях агрессивной среды на производственных участках (паров, щелочей, кислот, а также повышенной влажности при воздействии атмосферных осадков) жилы коррозирует, окисляется ее поверхность, вследствие чего в месте соединения незащищенного провода с прибором возрастает переходное электрическое сопротивление, нарушается контакт. В электрических цепях возникают неисправности, сбои и отказы, что влечет за собой нарушение технологических режимов работы оборудования, аварии и брак в производстве. Для защиты от коррозии и повышения надежности жилы проводов и кабелей подвергают облуживанию оловянно-свинцовым припоем с канифольным флюсом.

При малых объемах работ (до нескольких десятков тип проводов) пайку и облуживание выполняют электрическим паяльником U36В и Р=40~90Вт.

Непременным условием хорошего качества облуживания (наличия равномерной блестящей поверхности припоя на проводе) является хороший прогрев провода и правильное использование канифоли.

1. Алгоритм выполнения пайки обучающимися:

1. Снять изоляцию с концов провода. Медные проводники абсолютно чисты, так как они были защищены изоляцией от кислорода и влажности.

2. Скрутить отдельные проводки жилы. Таким образом можно предотвратить их последующее разлохмачивание.



Подготовка жил проводов к пайке.



3. Залудить концы проводов. Во время лужения разогретое жало паяльника необходимо подвести к проводу одновременно с припоем. Провод необходимо хорошо разогреть, чтобы припой равномерно распределился по поверхности жгута. Легкое потирание жалом помогает распределению припоя по всей длине лужения

Пайка проводов.



Основные требования, предъявляемые к подготовке жил проводов

перед их подключением к приборам, элементам автоматики, цепям сигнализации и контроля:

а) Места соединения не защищённого провода с приборам должны быть облужены оловянно-свинцовым припоем с канифольным флюсом.

б) Высокая надёжность электрического соединения. долговечность способность к влиянию внешней среды.

Залуживание, пайка.

Мастер: А сейчас я хочу пригласить одного обучающегося, который еще раз продемонстрирует технологию спаивания, а все остальные будут внимательно наблюдать.

Мастер: Инструкционно – технологическая карта будет у вас на рабочем месте. Поэтому при возникновении вопросов, обращаем внимание на ее содержание.

Мастер: Оцениваться ваша работа будет согласно таблице качества и критериев оценок.

Критерии оценок:

«Отлично» - работа выполнена самостоятельно в полном объёме, согласно инструкционной карте.

Обучающийся уложился в норму времени.

Соблюдал технику безопасности..

Умело пользовался технической литературой.

Соблюдал порядок на рабочем столе.

«Хорошо» - работа выполнена в полном объёме с незначительными недочётами.

Обучающийся уложился в норму времени..

«Удовлетворительно» - работа выполнена  в полном объёме, но с помощью мастера.

Работа выполнена не в полном объёме.

п/п

Операции

Баллы

от 0-5

Набранные баллы

1

Организация рабочего места.

0-5

 

2

Работа выполнена в полном объёме, согласно инструкционной карте

0-5

 

3

Уложился в норму времени.

0-5

 

4

Алгоритм последовательности.

0-5

 

5

Соблюдение техники безопасности.

0-5

 

 

Всего баллов:______, оценка _____ 



Мастер: Сейчас давайте обратим внимание на некоторые виды брака при спаивании.

Брак – нет смачивания припоем. Причины: недостаточное количество флюса, слишком толстая пленка окислов на проводе.
Плохая пайка – поверхность припоя матовая и в окислах. Причины: недостаток флюса, смещение деталей во время пайки.

Типичные дефекты при паянии, причины их появления и способы предупреждения

Дефект

Причина

Способ предупреждения

Не пропаянный шов

Плохая зачистка места спая. Паяние произво­дилось недостаточно нагретым паяльником

Вновь зачистить непропаянное место и пропаять заново, соблюдая все правила

«Корявый» шов

Паяние производилось недостаточно нагретым паяльником

Прогреть паяльник до достаточной температуры и пропаять весь шов

Наплывы припоя

Использовано слиш­ком обильное количе­ство припоя

Продвигать паяльни­к так, чтобы рас­плавленный припой равномерно заполнял зазор в месте спая

Излом в месте спая

Не пропай шва

Припаять заново



Мастер: Напоминаю, что проблема сегодняшнего урока «Что произойдет при нарушении техники спаивания?»

В конце урока вы озвучите решение этой проблемы.

Мастер: Давайте еще раз повторим правила ТБ и охраны труда.

1. Правила техники безопасности и охраны труда  во время работы

1.1. Осторожно обращаться с электропаяльником, не ронять его и не ударять по нему какими-либо предметами, не использовать его в качестве ударного инструмента.

1.2. Не касаться горячих мест электропаяльника незащищенными рука­ми, остерегаться при пайке брызг расплавленного припоя.

1.3. При кратковременных перерывах в работе класть нагретый элект­ропаяльник на специальную термостойкую подставку.

1.4. Во избежание ожогов не определять степень нагрева электропаяль­ника и нагретых его частей рукой.

1.5. При пайке использовать  в качестве флюса только канифоль, ис­пользование кислоты запрещается.

1.6. Не оставлять без присмотра включенный в сеть электропаяльник.

2. Требования безопасности в аварийных ситуациях

2.1. При неисправности электропаяльника, подводящего электрического шнура немедленно прекратить работу и сообщить об этом  мастеру производственного обучения, отключив, при этом, электропаяльник от сети.

2.2. При возникновении пожара немедленно отключить электропитание, эвакуировать обучающихся из помещения, сообщить о пожаре админист­рации лицея и в ближайшую пожарную.

Мастер: Вопросы есть? Распишитесь в журнале ТБ. Приступаем к работе!



III. Текущий инструктаж: 4 часа 30 мин.

В процессе выполнения практической работы, прошу обратить внимание на необходимость аккуратного выполнения операций, соблюдать основные правила техники безопасности при выполнении пайки и лужения.



При обходе рабочих мест обращаю внимание:

  • проверка подготовки рабочего места к работе;

  • проверка соблюдения правил ТБ;

  • на чистоту и порядок рабочего места;

  • оказывать помощь каждому, по мере необходимости;

  • проверка правильности подготовки провода с жилами к работе;

  • проверка правильности подготовки паяльника к работе;

  • проверка правильности выполнения операции - лужение;

  • проверка правильности выполнения операции - пайка провода с жилой;

  • проверка правильности формовки радиодеталей;

  • проверка правильности выполнения операций: лужение и пайка радиодеталей.

  • Проверка качества выполненных работ;

Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.

Тестирование

Тема: Пайка

1. Как называется операция соединения нагретых деталей расплавленным сплавом?

а) сварка;

б) пайка;

в) литье.

2. Из чего состоит припой?

а) из олова;

б) из свинца;

в) сплав олова и свинца.

3. Как называют место спая при пайке?

а) торцом;

б) кромкой;

в) швом.

4. Какой флюс применяют при паянии деталей из меди?

а) паяльную жидкость;

б) серную кислоту;

в) канифоль.

5. Как подготавливают место спая деталей?

а) зачищают напильником или наждачной шкуркой;

б) обезжиривают ацетоном;

в) покрывают парафином.

6. Из какого металла изготавливают наконечник электропаяльника?

а) сталь;

б) алюминий;

в) медь.

7. Что называют лужением?

а) покрытие поверхности специальным раствором;

б) покрытие поверхности тонким слоем припоя;

в) покрытие поверхности тонким слоем парафина.

8. Для чего нагретым паяльником водят по месту спая деталей?

а) для нагрева места спая;

б) для очистки места спая;

в) для удаления флюса.

10. Какой металл можно использовать для лужения?

а) олово;

б) цинк;

в) медь.

11. Что надо сделать, чтобы к жалу паяльника прилипал припой?

а) обезжирить жало;

б) залудить жало;

в) натереть жало парафином.

12. При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется … (вставьте пропущенное слово):

а) канифоль;

б) хлористый цинк;

в) бура;

г) нашатырь.

13. Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют …

а) серебро;

б) цинк;

в) свинец;

г) медь;

д) флюс.

14. Для пайки мягкими припоями применяют … (вставьте пропущенное слово):

а) газовые горелки;

б) бензиновые паяльные лампы;

в) электрическую дугу;

г) медный паяльник;

д) токи высокой частоты.

15. Флюсом является:

а) вздутие на поверхности детали или изделия;

б) вещество для окисления поверхности детали;

в) вещество для обезжиривания поверхности детали и снятия оксидных пленок.



Оценка «5»- за все правильные ответы,

Оценка «4»- за 12правильных ответов,

Оценка «3»-за 10 правильных ответов.



IV Заключительный инструктаж: 30 минут.

  • подведение итогов урока производственного обучения.

  • отметить дисциплину в процессе проведения урока.

  • отметить и показать лучшие работы обучающихся.

  • указать на ошибки при выполнении упражнений.

  • анализ использования рабочего времени, трудовых приёмов.

  • объявления оценок с комментариями.

  • уборка рабочего места.

Прием и оценка выполненных работ:

Каждый из обучающихся приносит свою работу, характеризует ее, критически подходя ко всем недочетам. Мастер делает свое заключение и сообщает обучающимся оценку.

Заключительный инструктаж:

Мастер с обучающимися выводит связь с жизнью.

Мастер: С какими трудностями во время выполнения задания вы столкнулись?

Мастер: Сегодня перед вами стояла проблемная ситуация. Как вы с этой проблемой справились?

(идет обсуждение).

1. Приём и оценка выполненных работ (оценочная ведомость Приложение № ):

2. Отметить лучшие работы:

3. Сообщение оценок каждому обучающемуся


5. Домашнее задание:

Назначение, устройство и подготовка паяльной лампы к пайке. Техника безопасности при пайке паяльной лампой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!