СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока «Внутренний мир человека и возможности его познания»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для для 8 класса раздел "Профессиональное самоопределение"

Просмотр содержимого документа
«План урока «Внутренний мир человека и возможности его познания»»

План урока.

Тема урока: «Внутренний мир человека и возможности его познания»

Цель урока: создать условия для самовоспитания и самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я», развивать понимание того, что выбор профессии оказывает большое влияние высота поставленной цели; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Словарь: личность, эксперимент, тесты, психология

МТО: учебник, тетрадь.

Ход урока:

1. Организационная часть.

1.1 .Проверить присутствие учащихся.

1.2 .Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала.

2.1 Кто я? Процесс самопознания.

2.2.Каков я?

2.3. Что скрывается за собственным «Я»?

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфинийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и сапознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: кто я? Каков Я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

В поисках ответа на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями фильмов, литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид человека: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает.

Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнивания увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самого себя.

В очень давние времена актеры на представлении надевали маски, изображающих тех героев, которых они играли. Актер как бы скрывал от зрителя черты своего лица, свою индивидуальность, выражая только то, что присуще образу исполняемой роли. Эту маску называли личиной. Именно от этого слова и возникло понятие «личность».

Личность – это особые качества человека, которые являются результатом его развития. Другими словами, это индивидуальность человека в ее социальных связях и отношениях. Под личностью понимается человек, активно познающий окружающий и свой внутренний мир, имеющий более или менее правильное представление о самом себе, своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях.

Быть личностью – значит создать образ «Я» по собственному сценарию.

При всем многообразии возможных путей решения жизненных задач человека главным является реализация профессионального самоопределения: ведь основную часть своей жизни человек проводит, занимаясь профессиональной деятельностью.

Познать свое «Я» весьма непросто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся.

Все это изучает психология. В переводе с греч. «псюхе» - дыхание, душа; «логос» - наука. Психология –это наука, изучающая факты, закономерности, механизмы возникновения, становления, развития психических процессов и явлений.

Многие проявления психики, например механизмы памяти, мышления, воображения, почти не поддаются полному осознанию и поэтому не всегда доступны самонаблюдению. Чаще всего человек затрудняется определить свои чувства и мотивы поведения не только потому, что не занимается самонаблюдением, а в силу того, что они трудно осознаваемы, трудно контролируемы.

Даже такой простой прием свидетельствует об ограниченности метода самонаблюдения, но без него не обойтись. Этот метод фиксирует проявление поведения человека и помогает получать сведения о различных психических явлениях.

Другой метод – эксперимент. Его ученые рассматривают как сознательное вмешательство исследователя в деятельности человека с целью создания специальных условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт ( контрольные, лабораторные задания на уроках).

Тесты – экспериментальные методы выявления тех или иных психологических свойств. В переводе с английского языка тест означает «испытание, проверка, проба». При помощи тестов моделируются ситуации, в которых наиболее ярко проявляется то или иное свойство личности, коллектива, что дает возможность быстро определить и измерить степень его выраженности.

3. Практическая работа.

Поверим самооценку.

Начертите на листе бумаги десять отрезков по 10 клеточек каждый. Пусть эти отрезки располагаются горизонтально один под другим, как строки, на расстоянии примерно 10мм друг от друга. Далее выполните следующую инструкцию: «Допустим, на верхнем отрезке расположены по порядку все люди всего мира. Слева – самые неторопливые, медлительные. Справа – самые быстрые, подвижные. Как вы думаете, где ваше место среди этих людей? Поставьте поперечную черточку в том месте, где, как вы думаете, находитесь вы»

  • Далее перейдите ко второму сверху отрезку и выполните подобную инструкцию, подставив в нее вместо «медлительность – подвижность» другое «неуравновешенность(вспыльчивость) – уравновешенность».

  • Третий отрезок – «утомляемость – неутомляемость» ( или высокая утомляемость – низкая утомляемость»).

  • Четвертый – «отзывчивость к людям

  • Пятый – «инициативность в общении с людьми»

  • Шестой – «творческий подход к делу»

  • Седьмой – «активность при изучении теоретических вопросов»

  • Восьмой – «активность при изучении, освоении практических работ»

  • Девятый – «развитость устной речи»

  • Десятый – отметьте какое-либо качество по своему выбору.

Выполнив предлагаемое задание, вы произведете оценку себя по выделенным качествам.

После этого заготовьте листок с десятью отрезками и попросите свою подругу

( важно, чтобы этот человек относился к вам доброжелательно) оценить вас по тем же качествам.

Затем сравните результаты самооценки и оценки вас другим человеком.

Здесь вас могут ждать и огорчения; по каким – то качествам оценка вас со стороны может оказаться ниже, скромнее, чем «самооценка». Разумеется, здесь не обязательно ошибаетесь вы. Могут ошибаться и те, кто вас оценивает, но нельзя не учитывать того, что со стороны виднее.

4.Подведение итогов работы за урок.

4.1. Обработка результатов «самооценки»

4.2. Оценки за работу на уроке.

4.3. Домашнее задание : провести тестирование своей «самооценки» с родителями

4.5. Уборка кабинета




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!