Тема: Множество. Элементы множества. 2 класс
Цели: познакомить учащихся с понятиями: «множество», «элемент множества», «подмножество».
Задачи:
Образовательные: учить выделять подмножество из множества, находить число элементов множества, определять, принадлежит ли элемент данному множеству;
Развивающие: развивать внимание, теоретическое мышление, способность к обобщению;
Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Методическое обеспечение: карточки
Тип урока: Комбинированный
Предварительная подготовка:
Листочки
Принести картинки, на которых изображены предметы с общим названием (можно использовать карточки детского лото).
План урока
Орг момент
.Изучение нового материала
Физминутка
Закрепление
Итог
Рефлексия
Ход урока
1.Орг момент
-Здравствуйте ребята меня зовут … , сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «множество» и что называют «элементами множества»!
- У меня в руке мешок. Пока он пуст. Давайте соберем в него зверей, которых вы знаете.
2.Изучение нового материала. Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой. Тема сегодняшнего урока «Множество. Элементы множества»
А сейчас ребята давайте поиграем игру
Игра:
Ребята сейчас мы с вами проведем игру вы должны будете написать на листке какого-либо зверя (Учитель ходит с мешком по классу, а ученик должен написать какого-либо зверя.)
-А теперь давайте всех названных зверей соберем в наш мешок.
Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей (или использует карточки с магнитом).
- Много в мешке получилось зверей?
- Много.(ответ детей)
- В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством». «Множество» от слова МНОГО. (Слайд 2 3)
- Попробуйте дать название множеству.
«Назови множество»:
Ребята давайте назовем множество (Учитель показывает картинки с однородными предметами. Дети должны дать название этому множеству, например – рыбы, птицы, растения, книги.)

- Это множество рыб. (Слайд 4)

- Это множество птиц. (Слайд 5)
- Давайте выполним задание
Задание №1. (Слайд 6)
Сейчас мы с вами выполним следующее задание (Ученики должны назвать и подписать название предлагаемых множеств.)
Множество: посуды, животных, обуви, игрушек, банных принадлежностей, предметов для рисования.
- Теперь давайте поиграем.
Игра «Назови множество» (Слайды 7,8,9)
А теперь ребята давайте поиграем я буду называть ряд предметов, а вы придумываете название этому множеству. (Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.)
- платье, брюки, шуба, юбка, кофта, куртка… - одежда.
(- шкаф, стул, стол, диван, тумбочка… - мебель.)
- береза, сосна, ель, тополь, дуб, ива… - деревья.
(- Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург… - города.)
- стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, пчела… - насекомые.
После игры на доске появляется еще один мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названия. Его дети должны придумать сами. Например, сапоги, валенки, кроссовки, ботинки, тапочки.
(рапечатать)
- Это множество обуви.
- Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. (Слайд10,11)
- Сейчас снова будем играть. Для игры нам понадобятся ваши ладошки.
Физминутка
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись
Игра «Найди лишнего» (Слайды 12,13,14,)
Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди лишнего» Я буду перечислять множество и его элементы. А вы будете должны хлопнуть в ладоши если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.)
(Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.)
- Мы идем по парку и видим деревья: березу, дуб, розу (хлопок), тополь, сосну, ромашку (хлопок), ель, сирень (хлопок)…
- Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины (хлопок), морковь, колбасу (хлопок), огурцы, свекла, яблоки (хлопок)…
- В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, лыжи, гантели, кресло (хлопок), теннисные ракетки, расческу (хлопок), коньки, стул (хлопок)…
- Выполняем задания в тетради.
Задание №4. (Слайд 15)
Аналогично предыдущему.
- Почему Незнайка вычеркнул круг?
- Потому что все остальные предметы с углами.
- А если оставить круг в начальном множестве, то какая другая фигура может быть лишней и почему?
- Лишним может быть прямоугольник, как серая фигура.
Задание №5. (Слайд 16)
Сейчас я вам раздам карточки на которых вы должны выделить элементы названных множеств овощей и фруктов если это овощ – подчеркивать одной чертой, если фрукт – двумя чертами. Предмет, не входящий ни в одно из названных множеств, подчеркивать не надо.)
Назовите множество овощей (после этого следует перечислить все полученные множества вслух.)
- Множество овощей: картошка, свекла, морковь, огурец, помидор, тыква.
- Множество фруктов: груша, яблоко, апельсин, лимон, ананас.
- Не подчеркнуты: масло, хлеб, колбаса, сыр, мяч.
Задание №6. (Слайд 17)
Главное в задании, чтобы ученик мог назвать выделенное им множество и перечислить его элементы.
- Множество музыкальных инструментов: труба, скрипка, гитара, гармошка, барабан.
- Множество спортивных принадлежностей: гантели, мяч, коньки, ракетка.
- Множество строительных инструментов: пила, пассатижи, отвертка.
- И снова играем. Здесь понадобятся ваши знания.
Задание №9. (Слайд 18)
Ребята сейчас вы должны дать название каждому столбцу с тремя предметами (одежда, рыбы, деревья). После чего дуб должен быть вписан в столбец под названием «деревья», т.к. он является деревом.
Аналогично исследуются остальные предметы: окунь, лещ – «рыбы», юбка – «одежда».
Итог урока:
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как «множество» и «элементы множества». Научились определять множество, а также принадлежность элемента заданному множеству.
Домашнее задание: карточки с заданиями )
Учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.
1 вариант:

