СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План внеурочного занятия на тему: История и традиции Донского казачества.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План внеурочного занятия на тему:

История и традиции Донского казачества.

Просмотр содержимого документа
«План внеурочного занятия на тему: История и традиции Донского казачества.»

План внеурочного занятия на тему:

История и традиции Донского казачества.

Тема: История и традиции Донского казачества.

Тип урока: урок-презентация.

Цель урока: Создать условия для формирования представления об особенностях быта, традиций, уклада жизни Донских казаков.

Задачи урока:

Обучение:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данной темы, сформировать знания об истории, традициях и обычаях Донского казачества.

Развития:

Развивать наглядно-образное мышление при выполнении лэпбука, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти,  на основе анализа полученной из различных источников информации научиться анализировать, делать выводы.

Воспитания: прививать чувство гордости за принадлежность к казачеству, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к Тихому Дону – своей малой родине.

Средства обучения:

Наглядные

- лэпбук, 

- казачьи костюмы;

- экспонаты музея Донского казачества.

Учебные:

- доклады обучающихся

Технология обучения: личностно–ориентированная.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемно-поисковый.

Этапы урока:

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 минуты).

Цель этапа: Открытие на общение. Создание эмоциональной комфортности, доверительности и готовности сотрудничать.

2 этап.

Цель этапа: 

3 этап.

Цель этапа:

4 этап. Рефлексия. (3 минуты)

Цель этапа: Осмысление процесса и результата деятельности.






Ход урока.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, так как присутствуют гости.

В течение нескольких недель мы с вами изучали тему: Донское казачество. Затем вы по группам готовили сообщения на разные подтемы. И вот, наконец, сегодня вы сможете завершить работу над нашим «лэпбуком» и презентовать результаты своих исследований всем нам!

Мы живем на донской земле, которую своими подвигами прославляли наши деды и прадеды. И кому как не нам нужно знать историю и культуру родного края. Ведь у народа, который не знает своей истории, нет будущего. Так давайте же ответим на вопрос «кто такие Донские казаки?»



Ученик 1: Сотни лет Донские казаки служили Отечеству свою «верную, честную и доблестную службу», став порубежными стражами земли русской. Своим умом и храбростью отняли у грозных турок Азов - ключ к Черному и Азовскому морям, участвовали во всех войнах с врагами нашего Отечества.

Военная история донских казаков началась в царствование Ивана Грозного, когда казаки участвовали вместе с русскими войсками во взятии Казани и в походах на Астрахань.

3 января 1570 года Иван Грозный послал грамоту казакам, жившим на реке Северский Донец, в которой обещал «жаловать их за службу». Именно с этого времени началась официальная история первого в Российском государстве донского казачьего войска.



Ученик 2: Донские казаки совершали блестящие подвиги храбрости:

- ими было завоёвано Сибирское ханство под предводительством Ермака Тимофеевича.

- со Степаном Разиным ходили на персидский город Ферабат.

- участвовали в очередной войне с Турцией в составе русской армии под командованием Суворова и взяли ключевую турецкую крепость Измаил.

И это лишь небольшая часть их военных подвигов. Неудивительно, что громкая слава о них разнеслась далеко-далеко.

Так Наполеон сказал: «Дайте мне одних только казаков, и я пройду с ними всю Европу».

А в Египте: у подошвы пирамиды арабский шейх, при словах «донские казаки» воскликнул: «О! Это храбрые воины! Настоящие шайтаны».

Справедлива пословица: «В службе нам покоя нет, зато слава – на весь свет».



Учитель: Бесспорно, Донские казаки – это, прежде всего, войны храбрые, смелые, отважные защитники границ Отечества. И, конечно же, им в совершении всех этих подвигов помогали их верные товарищи – оружие и конь.



Ученик 3: Казаки прекрасно владели шашкой, саблей, луком, пикой, были отличными наездниками. Коня своего холили и уважали как верного друга.

На Дону было поверье: коня выбирают весной. Когда увидит казак первую ласточку, надо круто повернуться на левом каблуке через левое плечо, посмотреть на прилипший волосок к каблуку. Какого цвета волосок, такой масти и коня надо выбирать.

Казачий конь был приучен к походу, к бою; в сабельной руб­ке, он кусали лягал коней противника. Укрытый в заса­де, он по свисту хозяина бежал на зов, по команде ложился и вставал. Кони шли за хозяином в огонь и воду.

По возвращении казака из похода казачка кланялась его коню в благодарность за благополучное возвращение.

Любовь казаков к коням отображена в поговорках:

  • Без коня казак кругом сирота.

  • Казак голоден, а конь его сыт.

  • Казаку конь себя дороже.

Учитель: «Казак» - слово нерусского происхождения. Что же оно означает?



Ученик 4: Под названием «казак» у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. Так:

- у персов под словом «казак» разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной,

- у арабов - «всадники»,

- по-монгольски - свободный воин или военный страж,

- слово «казак» тюркского происхожде­ния означает «вольный человек».

И среди этих понятий наиболее верно отражает его смысл – значение «вольный человек».

Казаки — это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. На Руси казаками на­зывали вольных людей, живущих на окра­инах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, хо­лопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей за­ставляли их бесправное положение, бед­ность, крепостная неволя и постепенно на окраинах Ру­си возникли целые вольные области со сво­им казачьим управлением.



Ученик 5: Правительству пришлось смириться с суще­ствованием особого сословия — казачества — и попытаться поставить его себе на служ­бу. Больше всего «свободных людей» шло на привольный Дон, где коренные казаки на­чали селиться с XV века. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Их сообщества постоянно пополнялись пришлыми людьми. Если пришлый человек показывал себя достойным воином в нескольких сражениях, то он и его дети становились казаками. Поэтому в казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.

Становясь казаком, пришлый становился русским и принимал православную веру.

Как говорили на Дону: «Казак без веры – не казак!»



Учитель: Жили казаки очень дружно, были хорошими товарищами. Стали они селиться по 80-100 человек станами – отсюда и слово станица пошло.

Ученик 6: На Дону нет такой станицы, где древних бы преданий не сберегли, потому что названия станиц и хуторов с ними связаны.

Так, например, в Кочетовской такую историю рассказывали. Бежали на Дон крестьяне, остановились передохнуть, а утром их петух разбудил. «Этот кочет нам знак подаёт, - решили казаки. Тут, стало быть, и селиться будем…»

А Черкасский городок основали черкасы – украинские казаки, тоже на Дон бежавшие.

Были и названия, перешедшие ещё от кочевников, что жили на Дону до казаков. Так появилась Багаевская станица. Багай по-тюркски «сады». Манычская – маныч – значит горький, солёный.

Каждая станица выбирала себе атамана. “Без атамана казак сирота”.

А центром, конечно же, была столица. За всю историю у донского казачестваих было 5:

1.Раздорский городок – был центром донской вольницы в течение 50 лет;

2.Монастырский городок –был островом казачьей памяти в течение 15 лет;

3.Азов - город казачьей славы, был столицей в течение 5 лет;

4.Черкасск - столица казачьей свободы в течение 200 лет;

5.Новочеркасск –стал столицей Войска Донского в 1805 году и остается ею и по сей день.



Учитель: каким же было жилище казака?



Ученик 7: Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского «хурээн», что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. И комнаты в курене располагались по кругу. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.

В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). На 2-м этаже была галдарея – крытая веранда. Окна закрывались ставнями.

Курень – очень удобное жилище – летом первый этаж используется как жильё. В жару там прохладно, а зимой хранятся продукты, а люди живут в верхах. Наверху была просторная горница, небольшие спальни и кухня с печкой.

В горнице или зале, принимали и угощали гостей.

В красном углу, были иконы, между окнами стоял стол. В одном углу горка с красиво расставленной посудой. На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты. В спальне стояли кровать с пуховиками, подушками да одеялами и сундук с вещами (скрыня).

На Дону сохранился и другой, более простой тип жилья – хата. Это одноэтажный дом, продолговатый в длину. Строили его на скорую руку, из всего, что ни есть всей роднёй, улицей, всей станицей.

На нижнем Дону хату делали из самана – это самодельные большие кирпичи из глины и соломы. На верхнем Дону сначала делали каркас из дерева – «козлы», а между досок набивали землю, перемешанную с соломой. По берегам реки косили камыш. Из него крышу делали. Потом дом внутри и снаружи обмазывался глиной.

В святой угол вмуровывали святой крест, цветы и деньги, чтобы в дому было богатство и божья благодать.

Хозяйка и несколько женщин обед готовили. Так что к концу рабочего дня устраивали гулянье с песнями и плясками, и каждый радовался построенной хате и поздравлял хозяев с новым жильём.



Учитель: дом у казака был красивый, чистый, ухоженный. А кто следил за ним, в то время как воин удалой на службе да в походах?



Ученик 8: Весь дом был на хозяйке — казачке. Хорошей хозяйкой считалась та, у которой всегда в порядке была печь, чист пол, и наготовлена еда.

Они вышивали, украшали одежду и дом, вышивали скатерти и рушники.

Рушник – это расшитое полотенце.

У казачек был свой особый рушник на каждый случай:

Рушник-утиральник, Рушник-блинник, Пасхальный, Божник, Родильный, Поминальный, Обыденный, Подорожный, Хлебосольный, «колодезный» .

Основными цветами при их оформлении являются красный, белый и черный. Белый - цвет чистоты и священности; Красный – огонь и солнце; Черный цвет– земля.

А какие красивые «половики» изготавливали казачки. Такие дорожки служили не просто украшением, но и сохраняли пол тёплым. А еще казачки украшали вышивкой постельное белье, платочки!

Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половиками».

Делали их из старых вещей. Сначала разрезали ненужную вещь на узкие полоски, потом из 3-х полосок плели косичку, укладывали её по кругу или в прямоугольник и сшивали. Получалась вот такая нарядная и полезная вещь! Такие дорожки служили не просто украшением, но и сохраняли пол тёплым.



Учитель: Женщина на Дону всегда была хранительницей казачьих обычаев предков. Это проявлялось и в кулинарии.



Ученик 9: Еда у казаков всегда была добротной. В старину казаки могли обходиться без мяса хоть круглый год, вон сколько рыбы было в Дону. Вылавливали осетра, севрюгу, стерлядь, судака, карпа…Черную икру в старину казаки ели ложками. Из закусок она всегда шла на ура. Рыбу на Дону любят и по сей день.

Когда наступали холода и застывал Дон, начинали резать поросят и другой домашний скот. Коптили и солили окорока, делали домашнюю колбасу и сальдесон. И, конечно же, варили холодец, готовили голубцы.

Пили на Дону не только чай. Варили крепкий взвар из сухофруктов. Но еще больше чая казаки любили кофе. Этот напиток они вывезли из Турции. Кофе пили ровно в 12 часов дня. Кофе никогда не пили в одиночку, приглашали соседей, родственников. Обычно «на кофий» ходили друг к другу по очереди. Кофе любили пить с каймаком. Изучая кулинарию Донского казачества, мы нашли много интересных рецептов и решили создать кулинарную книгу.

Учитель: Вот какими мастерицами были казачки! Наверное, и наряды были у них были особенные?



Ученик 10: Для того, чтобы жить рядом с таким бесстрашным воином женщина должна была обладать еще целым рядом качеств, таких как трудолюбие, бесстрашие, самостоятельность.

Но, несмотря на все это, донская казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. 

Любимым нарядом казачки были юбки и кофты. По количеству юбок у казачки судили о достатке. У некоторых было по 15-20 юбок. Все они были разного цвета и к ним такого же цвета кофты. Казачки любили украшать свою одежду вышивкой, жемчугом, золотыми и серебряными пуговицами. Девушки повязывали голову бархатной лентой, которая называлась челоуг, а женщины сложный головной убор – кичку.

Одежда показывает не только вкус, но и образ жизни, привычки и характер человека. Отличались своей одеждой и донские казаки. Сначала они носили одежду калмыцкую, турецкую, то есть ту, которую смогли добыть в походе.

Казаки любили просторную одежду, чтобы не мешала в бою. Это были зипуны, кафтаны, бурки. Обязательно носили пояс или кожаный ремень. За поясом носилось оружие. Отсутствие пояса у мужчин считалось зазорным, его переставали уважать. И сейчас о тех, кто не соблюдает обычаев или просто плохо себя ведёт, говорят, что он «распоясался». Обязательным был и головной убор.

 В 1737 году царица Анна Иоанновна за доблестную службу пожаловано Донским казакам сукно синее и красное. Так появилась у них сине- красная одежда.



Учитель: Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. И конечно, центральное место в жизни казаков занимало воспитание достойной смены.



Ученик 11: По обычаю, когда в семье рождался сын, его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Родные и знакомые приносили в дар ему, «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук. Дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

В 3 года казачка учили рукопашному бою, одного сажали на коня и учили ездить, а пятилетние казачата уже скакали, отводя лошадь в табун. Стрелять учили с семи лет.

В 10 лет казака учили рубить шашкой, и разрешались ходить с отцом и дедом на казачий круг – собрание.

В возрасте 14 лет дарили жеребен­ка, и дальше они росли уже вместе - казак и его будущий боевой конь.

С 17 лет начиналось ученье воинскому делу.

В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

В 21 год – зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет.

Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.



Ученик 12: Когда в семье казака рождалась девочка, то это событие не праздновалось так широко, как рождение мальчика.

И все же появление на свет девочки тоже было радостью — тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. От самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Волновались и молились о ее счастье.

В казачьей среде были даже так называемые «женские обычаи». Так, например, поедание «отцовской каши» - отец должен был съесть, не поморщившись специально приготовленную кашу: горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».

Трудовое воспитание девочки, как и мальчика, начиналась рано:

  • С 3-5 лет девочки начинали нянчить младших, учили собирать фрукты, давать корм домашней птице.

  • В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать.

Девочку с детства учили быть хорошей хозяйкой. Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного, дед дарил серебряное колечко, и она становилась «выданкой». Теперь она «не дите», а барышня, и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят».



Учитель: Культурные традиции и обычаи казачества отражались не только в быте, кухне и воспитании детей, но и фольклоре.



Ученик 13: Казачий фольклор – устное творчество (предания, сказки, былины, и поговорки), песенное творчество, музыка и танцы. «Казачье народное творчество – мудрость, накопленная веками».

Казаки – известные острословы.  Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

Например:

- Атаманам пышки, казакам шишки.

- Веселы привалы, где казаки запевалы.

- Терпи казак – атаманом будешь.

- Дон Тихий, а слава о нем громкая.

- Казак без друзей, что дуб без корней.

А еще у казаков были популярны загадки. Сможете ли вы их отгадать?

1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

5. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)



Ученик 14: Песни казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен. 

Казачий фольклор заслуживает внимания. И вот наш сборник казачьего народного творчества. И сейчас мы хотим спеть нашу любимую песню.

Поют песню.

Казаки, как известно, славятся своим гостеприимством.

Хлебосольством и радушием
Знаменит Донской наш край -
Для гостей и песни звонкие,
И медовый каравай.



Изучать материалы по данной теме было интересно и весело, но порою было и сложно так как встречалось много непонятных и неизвестных слов. Тогда у нас возникла идея сделать словарик казачьих слов.



Учитель: Вот и готов наш лэпбук! Вы все большие молодцы! Проделали огромную работу и, теперь, мы можем смело с гордостью передать эту книжку нашему будущему школьному музею «Истории Донского казачества», который планирует организовать Никонова Наталья Александровна.

А согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что история Донского казачества еще не дописана?

Ответы детей.



Учитель: Мы изучали с вами прошлое казачества, их традиции и обычаи . А какую роль играет «казачество» сегодня?

Ответы детей.

Учитель: Все это говорит нам, что «Донское казачество»- это не только прошлое Ростовской области и России, но и настоящее и будущее.

Вот вы и закончили работу над «Лэпбуком», посвященном истории Донского казачества. Он получился очень красочный, интересный, информационно наполненный, и теперь его можно передавать в музей нашей школы. Спасибо за отлично проделанную работу!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!