Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ʺВиноградненская средняя общеобразовательная школаʺ
Ленинского района Республики Крым
Информация
«Профилактика правонарушений и безнадзорности»
Роль классного руководителя
в профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Согласно данному Закону, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе, повышение качества воспитательной работы, нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеучебное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися.
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, педагога-психолога, медицинской сестры.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений: решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, работающими с данным ребёнком, коллективом сверстников. Создаёт атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
При составлении Программы планируется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому и т. д.; ведет дневник на ребенка, состоящего на внутришкольном учете , где фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.
1. Главное направление в работе классного руководителя:
- это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;
- формулирование положительного «Я»;
- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.
2. Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию. Основными направлениями педагогической диагностики являются:
-уровень и качество знаний;
-проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности;
-проблемы управления учебной деятельностью;
-сформированность коммуникативной компетентности;
-анализ педагогической запущенности.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
3. Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. В школе ведётся журнал ежедневного учета посещаемости учебных занятий, за ведение которого отвечают ответственные учащиеся, назначаемые в начале учебного года. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски.
4. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно детей ,состоящих на внутришкольном учёте, в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. Все учащиеся , состоящие на внутришкольном учете, посещают кружки и секции, активно вовлекаются в мероприятия различного уровня.
5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.
В пропаганде здорового образа жизни классными руководителями используются такие мероприятия:
- беседа медработника (педиатра, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся
(«Как не стать наркоманом» - 8 класс,);
- проблемная беседа, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками («Коварная сигарета» в 7-9 классах; «О вреде алкоголизма» - 9 класс);
- «классный видеочас» с обсуждением видеофильма (в 5-6 классах проведено обсуждение видеофильма «Опасные шалости»);
При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
Мы стараемся, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения.
6. Профилактика наркомании и токсикомании. В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации последствий употребления наркотиков через показ фильмов. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.
7. Классный воспитатель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.
1). Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
2). Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
3). Привлечение родителей к организации работы с классом.
4). Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
5). Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
6). Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. По результату составляется акт.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекается школьный психолог.
8. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы, конкретного плана совместных действий администрации, педагогов, психолога, медиков, родителей, обучающегося, общественности по коррекции девиантности обучающегося.
Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной ответственности за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.
Замдиректора по ВР Маслова Е.В.