СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитательной работы воспитателя СКОШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы воспитателя СКОШИ»

Пояснительная записка

Цель обучения учащихся массовой школы – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения нормальных детей действительны и по отношению к специальной школе. Однако эти принципы претерпевают изменения, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с проблемами в развитии, образуя свою систему, отражающую конкретные условия реализации общедидактических принципов. Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с нарушениями в развитии детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируются на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов. Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития».

Задачи коррекционной работы:

Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:

- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- логопедическая коррекция нарушений речи;

- психокоррекция поведения ребенка;

- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

При изучении школьников учитываются следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

- познавательные интересы, любознательность.

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

- особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлятьконтроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

Особенности эмоционально-личностной сферы:

- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм эйфорическая жизнерадостность);

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

- особенности поведения в школе и дома;

- нарушения поведения, вредные привычки.

Особенности универсальных учебных действий, предусмотренных программой:

- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Задачи коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития учащихся;

  • восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;

  • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи;

  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.

Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в начальном звене система поощрения каждого правильного ответа «жетонами»(фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником, и тот, у кого больше, объявляется лучшим.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.


Программа коррекционной работы направлена на:

преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают:

- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу кроме математики и русского языка относятся предметы такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедия , трудовое обучение.

Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Фронтальная коррекционная работа, осуществляемая учителем на всех уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта.

Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребенка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Конкретизируя общедидактический принцип коррекционной направленности можно сформулировать следующие принципы коррекционной работы в младших классах:

  • развитие сенсорного опыта.

  • интеллектуализация учебно-познавательной деятельности.

  • формирование соотносительной деятельности.

  • усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Программа коррекционной работы для 1 – 2 классов состоит из 7 разделов:

  • зрительное восприятие цвета;

  • зрительное восприятие формы;

  • развитие пространственных представлений и ориентировки;

  • развитие временных представлений;

  • развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления;

  • развитие устной речи;

  • развитие фонематического слуха и анализа

А для учащихся 3 – 4 классов из 5 разделов:

  • зрительное восприятие формы;

  • развитие пространственных представлений и ориентировки;

  • развитие временных представлений;

  • развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления;

  • развитие устной речи.

I. Зрительное восприятие цвета

Учащиеся должны уметь подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра, знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра.

II. Развитие фонематического слуха и анализа

Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.

III. Зрительное восприятие формы

У учащихся формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении.

IV. Развитие пространственных представлений и ориентировки

Дети учатся определять расположение элементов, синтезировать целое из частей. У учащихся формируется умение находить различные направления пути, ориентироваться на местности, составлять план местности, развивается память на пространственные соотношения.

V. Развитие временных представлений

Настоящая программа предусматривает определение времени по часам, уточнение представлений о смене времён года и месяцев, а так же предусматривает использование личного опыта учащихся в определении последовательности событий.

VI . Развитие устной речи

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:

Речь является важнейшим средством общения между людьми;

Речь является средством передачи и усвоения определённой информации.

Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать умениями, помогающими им пользоваться речью во всех её функциях.

VII. Развитие навыков общения, дифференцирования, сопоставления

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по признакам. Сравнение предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов по образцу, показу, словесной инструкции.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,

защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-коррек-тировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекци-онной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организа­циями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.


Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательно­го процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.





Аннотация к программе.

Программа воспитания и социализации направлена на решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал своей совместной деятельности с детьми. Программа составлена с учетом интересов, потребностей, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и предполагает их вовлечение в воспитательную деятельность школы-интерната.


Календарно – тематическое планирование

Сентябрь.Общекультурное направление

Дата

Название темы

Основные УУД

31.08.23

Знакомство новых детей, коллективом интерната

Содействие развитию общения, формирования и умения жить в коллективе.

01.09.23

«Этика и культуры поведения»

Обучения правилам этикета, привития чувства к прекрасному. Формирование навыков самообслуживания

04.09.23

Беседа: «Правила этикета в гостях,втеатре,за столом и т.д.»


05.09.23

«В мире доброты и красоты»


08.09.23

«Час веселых забав»

Воспитание творческих способностей, умение и навыков коллективной творческой деятельности.

09.09.23

«Поговорим о культуре речи»

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи. Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

12.09.23

«Эстетика в одежде»

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по уходу за одеждой.

13.09.23

Учимся видеть красоту родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности

16.09.23

«Этика и эстетика»

Воспитание нравственно-этических качеств,важнейшей ценности духовного развития.

17.09.23

«Дружба – это….»

Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности

20.09.23

«Делать добро спешите»

Воспитание чувства любви и гордости за свою семью,уважения к родителям, сплочение коллектива учащихся.

21.09.23

«Полезны ли полезные привычки»

Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,ответственности за свое здоровье,негативногоотношения к вредным привычкам.

24.09.23

«Наши общие дела»

Определить стадии развития коллектива. Спланировать работу на год.

25.09.23

«Добро и зло»

Дать определение понятиям «добро» и «зло» Подвигнуть к желанию творить добро. Развивать умения мыслить логически, делать выводы. Воспитывать правильную гражданскую позицию.

28.09.23

«Давайте жить дружно»

Обсуждение и принятие правил интерната.Совместное составление правил, установление причинно–следственных связей.

29.09.23

ПДД

Закрепление знаний детей о сигналах светофора. Повторение правил дорожного движения. Воспитание культуры поведения на дороге.

Октябрь. Духовно-нравственное направление

02.10.23

Дежурство в комнате и в столовой

Подготовка детей к дежурству. Воспитание ответственного отношения к обязанностям дежурных.

03.10.23

Школьный этикет

Воспитание культуры поведения в школе и интернате.

06.10.23

«Здравствуй, осень»

Обобщение знаний детей об осенних признаках. Развитие воображения. Расширение кругозора.

07.10.23

«Мы и окружающий мир»

Развить речевую, мыслительную деятельность активизировать воображение. Творческую деятельность учащихся, привить любовь к природе, родному краю.

10.10.23

Чтение стихов о природе

Развитие памяти, выразительного чтения.

11.10.23

Волшебные слова

Беседа с детьми с этическими нормами поведения, обучение употреблять различные словесные формы вежливости.

14.10.23

«Кто много читает, тот много знает» (чтение рассказов)

Формирование познавательных интересов, активизация словаря

15.10.23

Моя семья.

Формирование познавательных интересов. Активизация словаря

18.10.23

Подвижные игры: «Фанты», «Краски»

Формирование навыков ведения коллективной игры.

19.10.23

Умелые руки. Сюжетное рисование «Улетает наше лето»

Создание условий для отражения в рисунке летних и осенних впечатлений (самостоятельность, оригинальность)

22.10.23

Путешествие в мир увлечений

Определение интересов и увлечений учащихся. Формирование микроклимата в интернате.

23.10.23

«Мы за чаем не скучаем»

Развитие коммуникативных навыков учащихся, познавательного интереса.

26.10.23

С любовью к природе. Разучивание стихов об осени.

Воспитание интереса к литературному чтению.

27.10.23

Русские народные игры.

Развитие ловкости и внимания.

30.10.23

ПДД

Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах. Воспитывать у учащихся культуру поведения.

31.10.23

ПДД

Углублять знания учащихся о ПДД. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Беседа, диспут

Каникулы с 01.11.2023 по 14.11.2023

Ноябрь. Социальное направление

15.11.23

Знакомство с собой

Формирование социокультурных норм поведения в социуме. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения. Снижающего или исключающего воздействие негативных факторов. Умение конструктивно проявлять общественную активность, способность идти на компромиссы.Способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образы поведения.

16.11.23

Образ вашего Я

19.11.23

Посмотрим в зеркало

20.11.23

Я и окружающие

23.11.23

Я- против огня! (Профилактика пожароопасных ситуаций)

24.11.23

Вы личность и вы личность

27.11.23

Оценивание себя

Умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии. Внесение в него изменений различного масштаба. Умение организовывать свой активный отдых и пассивный отдых, контролировать режим сна.

28.11.23

Сходство и различие наших я

01.12.23

Как человек воспринимает окружающий мир

Декабрь. Социальное направление

02.12.23

Дайте волю воображению

Умение конструктивно проявлять общественную активность. Способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образы поведения.

Умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии, внесение в него изменений различного масштаба.

05.12.23

Мир эмоций

06.12.23

Настроение окей

09.12.23

Перекресток (Профилактика дорожно-транспортного травматизма)

10.12.23

Темперамент пятого типа

13.12.23

Воля. Самостоятельность

14.12.23

Настоящий друг

17.12.23

Основное отличие человека от обезьяны. Как мы думаем

18.12.23

Я уважаю ПДД

Прогулка

Цель прогулки- укрепление здоровья, профилактика утомления. Физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

- Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

- Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей.

- Оптимизировать двигательную активность детей;

- Способствовать познавательно-речевому. Художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

21.12.23

Прогулка в зимний лес

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.

Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

Умение доносить информацию в доступной эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

22.12.23

Игры на сплочение

25.12.23

Наблюдение за вороной

26.12.23

Наблюдение за снегом

29.12.23

Наблюдение за трудом дворника

30.12.23

Оздоровительно-Воспитательная прогулка

Каникулы с 31.12.23 по 11.01.24

Январь. Спортивно-оздоровительное направление

11.01.24

Народные игры

Разучивание русских народных игр «Кот и мышь» «Коршун»

14.01.24

Полезные привычки

Режим дня школьника

15.01.24

Играя, подружись с бегом

Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц»

18.01.24

Час здоровья

Беседа «О пользе завтрака»

19.01.24

Наблюдение за состоянием погоды

Беседа.

22.01.24

Кто сильнее?

Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников»

23.01.24

Поговорим о правилах этикета

Как правильно есть.Режим питания.

26.01.24

Вредные привычки

Курение – это болезнь.

27.01.24

Полезные привычки

«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

30.01.24

Правила безопасного поведения зимой

«Осторожно-тонкий лед!», «Осторожно- гололед!»

31.01.24

Сюжетные игры

Разучивание сюжетных игр «Два мороза»

Февраль.Спортивно-оздоровительное направление

03.02.24

Лечебная физкультура

Учимся приемам массажа и самомассажа.

04.02.24

Зимние забавы

Эстафета на санках

07.02.24

Зимние забавы

«Клуб ледяных инженеров»

08.02.24

Игры на развитие психических процессов

Игры на развитие памяти

11.02.24

Вредные привычки

Вред от алкоголя

12.02.24

Пальчиковые игры

Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

15.02.24

Праздники

«В здоровом теле –здоровый дух»

16.02.24

Лечебная физкультура

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

19.02.24

Отдых детей на свежем воздухе. ( Аукцион спортивных слов на букву «Л»)

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками.

20.02.24

ПДД

Осторожно! Скользко!

23.02.24

Вредные привычки

Наркотические вещества.

24.02.24

Вредные привычки

Токсические вещества.

27.02.24

«Мои зубки»

Как правильно ухаживать за зубами.

28.02.24

Лечебная физкультура

Нарушение осанки, сколеоз

Март. Обще-интеллектуальное направление

03.03.24

Умелые руки. Подарки мамам и девочкам

Формирование внимательного отношения к другим людям. Развитие навыков работы с ножницами

04.03.24

Разучивание стихов о маме

Развитие связной речи. Формирование умения выразительно читать. Формирование дружеских отношений

07.03.24

Русские народные игры. «Мячик кверху»

Воспитание здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков

08.03.24

Игра «Слабое Звено»

Развитие интереса к родной истории. Расширение запасов знаний

11.03.24

День пешехода.

Закрепление. Повторение ПДД

12.03.24

Умелые руки. Рисование. «Подарок маме»

Развитие чувства цвета, формы и композиции

15.03.24

Русские народные игры. «Лапта»

Воспитание любви к народным играм Развитие коммуникативных навыков, ловкости

16.03.24

Смышленый ребенок. «Веселые числа»

Развитие навыков логического мышления, воспитание интереса к математическим играм

19.03.24

Умелые руки. Рисование. «Сказочный дым»

Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно-выразительных средств.

20.03.24

Головоломка

Развитие интереса. Логики.

23.03.24

Умницы и Умники

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Участвовать в диалоге

24.03.24

Что? Где? Когда?

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Участвовать в диалоге

Каникулы с 27.03.2024 по 04.04.2024

Апрель.Обще-интеллектуальное направление

05.04.24

День авиации и косманавтики

Развитие и расширение знаний об окружающем мире. Воспитание чувства гордости за соотечественников

06.04.24

Чтение рассказов о космонавтах

Развитие и расширение знаний об окружающем мире. Воспитание чувства гордости за соотечественников

09.04.24

Подвижные игры. «Большой мяч»

Воспитание умения помогать в трудной ситуации, содействовать сплочению детского коллектива

10.04.24

Умелые руки. Рисование с элементами аппликации. «Звезды и планеты»

Изображение летящей кометы с использованием элементов аппликации. Совершенствование умений в работе с бумагой.

13.04.24

Русские народные игры. «Волк»

Воспитание здорового образа жизни. Умение работать в коллективе.

14.04.24

Брейн - ринг по сказкам

Развивать кругозор и любознательность.

17.04.24

С любовью к природе. Чтение рассказов и стихов о весне.

Воспитание читательской активности.

18.04.24

Звездное путешествие

Развивать кругозор и познавательную активность.

21.04.24

«О лени и лентях»

Обсудить проблему человеческой лени и как можно преодолеть свою собственную лень.

22.04.24

Кроссворд «Спорт»

Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

25.04.24

Урок вежливости

Учить детей вежливости развивать коммуникативные умения.

26.04.24

Моя малая Родина

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, описательной функции речи.

29.04.24

Чтение произведений о весне

Развитие выразительности речи, умение слушать.

30.04.24

ПДД

Маршрут Дом-Школа-Дом

Май. Социальное направление

03.05.24

Мой будущий выбор


04.05.24

Парк Победы.

Воспитание любви к родному краю и его героям.

07.05.24

«Моя будущая профессия»


08.05.24

Чему учат в школе

Развитие воображения, мышления, связной речи.

11.05.24

Калейдоскоп профессий»


12.05.24

Чтение стихов о войне

Развитие умения выразительного чтения.

15.05.24

Подвижные игры. «Классы»

Приобщение к здоровому образу жизни.

16.05.24

Викторина «Почемучка

Развитие воображения, связной речи, логического мышления.

19.05.24

Прогулка на свежем воздухе

Наблюдение за природой

20.05.24

Умелые руки. Лепка. «Чудо-букет»

Создание цветочных композиций пластическими средствами.

23.05.24

Умелые руки. Рисование.

Освоение приемов передачи нежных цветовых нюансов.

24.05.24

ПДД

Предупреждающие знаки

27.05.24

Чтение рассказов о лете.

Развитие художественного вкуса.

28.05.24

Инструктаж по ТБ на каникулы

Формирование сознательного соблюдения правил техники безопасности.


31.05.24

ПДД

Формирование сознательного соблюдения Правил дорожного движения.


1.06 по 31.08. каникулы















Список литературы, использованной при разработке программы

    1. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся. Вестник образования России.-2008

    2. Большая Советская Энциклопедия./Гл.ред. А.М. Прохоров.-М.,1987

    3. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни. Т.И. Власова/ педагогика 2008 -9-С108-113.

    4. Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для воспитателя. Просвещение 2011.

    5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение 2009

    6. Петров И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. Изд. «Педагогика» 1989

    7. Степанов Е.Н. « Планирование воспитательной работы» 2008. Москва



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!