Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2015/2016 УЧ.ГОД
Цель: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ, реализуемых во внеурочное время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Сроки Сентябрь 1.09.15 – 5.09.15 7.09.15 – 12.09.15 14.09.15 – 19.09.15 21.09.15 – 26.09.15 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Торжественная линейка «День знаний» 2. Всероссийский урок «Готов к труду и обороне» 3.Классный час Вводный. Распределение обязанностей среди членов коллектива. 4.ПДД. Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине. | Помощь в подготовке ко дню Знаний. | Инструктаж правила поведения в школе, в автобусе. |
1.Всероссийский урок мира. 2. Составление графика дежурства 3. Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе) Профилактика правонарушений | Анкета для родителей «Что вы ждёте от нового учебного года?» | Беседа о взаимопомощи. |
1.Классный час «Нам нужен мир» (День солидарности в борьбе с терроризмом) 2. Экскурсия в сельскую библиотеку. | Индивидуальная беседа «Режим дня - это важно» с родителями учащихся. | Инструктаж о правилах поведения в спорт зале. |
1.Классный час «Краткие сведения о пожарной охране. Виды травм ( переломы, ушибы, ожоги) и их предупреждение. 2. Трудовой десант (уборка территории школы, озеленение класса) 3. Подготовка ко Дню пожилого человека. 4.Подготовка к празднику День учителя. | Родительское собрание №1. «Адаптация, 1 класс», «Суицидальное поведение подростков» | Организация помощи слабоуспевающим учащимся. |
Октябрь Сроки 28.09.15 – 03.10.15 05.10.15 – 10.10.15 12.10.15 – 17.10.15 19.10.15 – 30.10.15 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Классный час «В гостях у доктора Неболейки» 2. Праздничный концерт День пожилого человека. 3.Конкурс декоративных букетов, цветов, композиций ко Дню Учителя | Посещение семей с целью проверки бытовых условий и выполнение режима дня. | Беседа о культуре поведения в общественных местах. |
1. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 2. Праздничная программа День учителя. | Привлечение родителей к проведению праздника «Золотая волшебница осень». | Беседа о дружбе и товариществе. |
1.Классный час « ПДД. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов» 2. День здоровья. Экскурсия в природу. | Индивидуальная беседа «О дружбе и товариществе» | Беседа о добросовестном отношении к учёбе |
1.Классный час посвященный 70-летию окончания Второй мировой войны.» 2. Осенний бал 3. Выставка поделок из природного материала. | Родительское собрание №2 «Детская агрессия». Итоги первой четверти. | Беседа «Поведение на уроке» |
Ноябрь 02.11.15 – 14.11.15 16.11.15 – 21.11.15 23.11.15 – 30.11.15 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа — семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Классный час «Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти». «Будьте добрыми и человечными» -диспут.». 2. Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти». 3. Экскурсия в сельскую библиотеку. | Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий. | Организация помощи слабоуспевающим учащимся. |
1. Классный час ко Дню народного единства 2.Беседа «Меры безопасного поведения на водоёмах покрытых льдом. Способы самоспасения». 3. Конвенция о правах ребенка (викторина) 4.Конкурс рисунков «Городок на Каме» | | Беседа с учащимися о выполнении поручений, оказание помощи в проведении трудовых десантов. |
1.Праздник «День матери». 2.Классный час посвященный 1000-летию святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси. 3.Выставка рисунков «Вместе с мамой, вместе с папой». 4. День летних и осенних именинников. | Беседа «Как помочь ребёнку правильно писать» | |
Декабрь 01.12.15 – 05.12.15 07.12.15 – 12.12.15 14.12.15 – 19.12.15 21.12.15 – 28.12.15 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1.Классный час «Кожа человека и её здоровье» с приглашением фельдшера ФАП. 2.Наука отдыхать. Тайны хорошей памяти. | Беседы «Как добиться послушания ребёнка». | Посещение на дому |
1.Классный час «День Конституции. Декларация прав человека» 2.Подготовка к новогоднему утреннику. | Участие родителей в новогодних утренниках. | Беседа о добросовестном отношении к учёбе |
1.Мастерская Деда Мороза (изготовление сувениров и украшений к Новому году) 2.Конкурс стихов «Здравствуй праздник новогодний». 3.Всероссийский урок в рамках Международного года света и световых технологий. | Привлечение родителей к организации проведения каникул Итоги II четверти. | Беседа «Как бороться с ленью» |
1.Классный час «Огонь друг и враг человека». Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре. 2. Новогодний утренник. 3.День здоровья. | Привлечение родителей к проведению новогоднего карнавала. | Беседа «Один дома». |
Январь 11.01.16 – 16.01.16 18.01.16 – 23.01.16 25.01.16 – 30.01.16 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1.Кл. час «Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?» 2.Трудовой десант «Наш класс самый красивый». 3.Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…) Профилактика правонарушений | Индивидуальная беседа «Как помочь ребёнку в подготовке домашних заданий» | |
1.Кл. час «Здоровье – главное богатство». 2.Заочный экскурс по улицам Чистополя | «Устные уроки «. Беседа с родителями | Беседа «Уважай труд старших». |
1.Операция «Кормушка» (изготовление кормушек для птиц) 2.Зимняя экскурсия по природе. | Индивидуальные консультации для родителей. | Беседа о правилах поведения на переменах. |
Сроки Февраль 01.02.16 – 06.02.16 08.02.16 – 13.02.16 15.02.16 – 20.02.16 22.02.16 – 27.02.16 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком?». 2. Анкетирование «Друг — это ...». 3. ПДД. Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств. | Родительское собрание № 3 Учение - основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребёнку в учёбе. | |
1.Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны». 2.Рыцарский турнир, посвященный дню святого Валентина. 3.Подготовка ко Дню Защитников Отечества. | Изготовление семейных поделок. | Беседа о правилах поведения в гостях. |
1.Классный час «Мой друг – книга.» 2. День памяти воинов – интернационалистов. 3.Подготовка к празднику 8 марта. | Индивидуальная беседа «Родителям о предупреждении капризов». | Беседа «Лень мешает мне учиться». |
1. Кл. час. «Чтобы компьютер был другом». 2. Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества. 3. День зимних именинников. | | «Поделись с товарищем» |
Март 29.02.16 -05.03.16 07.03.16 – 12.03.16 14.03.16 – 19.03.16 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа — семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Классный час «Милый сердцу городок» 2. Конкурс рисунков «Самая красивая женщина на свете» 3.Проведение утренника ко дню 8марта. | Индивидуальная беседа с родителями о режиме дня. | Беседа «не обижай животных» |
1.Праздник «Большая масленица» 2.Праздник «Прощание с букварем» (1 класс) 3.Классный час «Знай правила движения, как таблицу умножения». | Посещение на дому. | Беседа о правилах поведения на переменах. |
1.Классный час «Любить всё живое» 2. ПДД. Тормозной путь транспорта. 3.День здоровья | Индивидуальная работа с отстающими детьми | Беседа «Осторожно опасный переход». |
Апрель 01.04.16 – 09.04.16 11.04.16 – 16.04.16 18.04.16 – 23.04.16 25.04.16 – 30.04.16 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа - семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Игра «С нами смех» 2. « Весёлые старты» на спортивной площадке. 3.Человек в обществе (Зависимость человека от общества) Профилактика правонарушений | Привлечение родителей к проведению «Весёлых стартов» | Беседа о пользе чтения. |
1.Классный час «Покорители космоса» . 2.Конкурс рисунков «Как я представляю космос». | | Организация помощи слабоуспевающим ученикам. |
1Экскурсия в природу. 2.Викторина «Цветы». | Индивидуальная беседа о контроле над выполнением домашнего задания. | Беседа «Не обижай животных» |
1.Круглый стол «О заботливом отношении к живому» 2.Час доброты «Добро есть жизнь» | | Беседа о правилах поведения на уроках. |
Май 02.05.16 – 07.05.16 09.05.16 – 14.05.16 16.05.16 – 21.05.16 23.05.16 – 30.05.16 | Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе. | Программа — семья. | Индивидуальная работа с учащимися. |
1. Классный час «Этих дней не смолкнет слава». 2.. Митинг «Никто не забыт…». | Индивидуальная беседа о трудовом воспитании. | Беседа о выполнении поручений. |
1. Классный час «О заботливом отношении к людям». 2. Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании». Профилактика правонарушений | Посещение на дому. | Беседа о правилах поведения на спортивной площадке. |
1.Классный час «Умей отстоять своё мнение, если ты уверен в его справедливости». 2. ПДД. Профилактическая беседа. «У светофора каникул нет». | Индивидуальная беседа с родителями о культуре поведения учащихся. | Беседа «Осторожно опасный переход». |
1. Классный час: «Экстремальные ситуации для человека в природе. Что это? Съедобные и несъедобные ягоды, плоды. Пожар в лесу». 2. Экскурсия «В гости к зелёной аптеке». 3. День зимних и весенних именинников. 4. Праздник «Прощай 1 класс», «Прощай 4 класс». | Родительское собрание №4. Игра и труд в жизни младшего школьника. Организация семейного чтения. Итоги за прошедший год. | Беседа «Как уберечь себя летом от несчастных случаев». |
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.Формирование доброжелательных отношений внутри коллектива (классные часы о дружбе, КТД, праздники);
2.Через поручения развивать сотрудничество, взаимопомощь и чувство коллективизма;
3.Поощрение успехов учащихся инициативы, самостоятельности, желание выполнять общественные поручения;
4.Развивать единство и согласованность в действиях коллектива и его членов с учетом индивидуальных особенностей каждого;
5.Использовать диагностические методики для изучения становления детского коллектива.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
1.Изучать положение каждого ученика в коллективе, его проблемы во взаимоотношениях с одноклассникам, учителями, родителями.
2.Воспитывать интерес ребёнка к самому себе, желание совершенствоваться.
3.Организация дополнительных занятий для учащихся, пропустивших учёбу по болезни.
4.Вести наблюдения за отдельным учащимся, нуждающегося в корректировке поведения, помощи в учёбе. (Кукушкин Игорь1 класс. Лебедев Артем 1 класс)
5.Развивать волевые качества у неуверенных в себе детях.
6.Выявить активных детей, проводить с ними индивидуальные беседы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Темы родительских собраний:
1четверть «Адаптация, 1 класс», «Суицидальное поведение подростков».
2 четверть – «Детская агрессия».
3 четверть - Учение - основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребёнку в учёбе.
4 четверть - Игра и труд в жизни младшего школьника. Организация семейного чтения.
| Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ «Александровская ООШ» ________ И.П.Самотохина | Утверждено директором школы МБОУ «Александровская ООШ» ___________ Ефимова И.Н. |
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МБОУ «Александровская ООШ»
1 «В», 4 «В» класса
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классный руководитель Дмитриева А.А.