Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №8 п.Крутобережный
«Утверждаю» Согласовано:
Директор МБОУ- СОШ №8 заместитель директора по
п. Крутобережный воспитательной работе
____________ И.П. Синюк ___________Е.А. Мамчур
Приказ от 31.08.2017 г. №147 «____» __________ 2017 г.
ПРОГРАММА по
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В 3 КЛАССЕ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классный руководитель:
Молчанова Елена Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся
Анализ воспитательной работы классного руководителя
2 класса за 2016 -2017 учебный год
Молчановой Елены Анатольевны
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на расширение кругозора детей, на сплочение коллектива класса, на развитие чувства взаимопомощи, приучать к ответственности, на развитие интеллектуальных, познавательных, исследовательских и творческих способностей учащихся, на создание условий для формирования здорового образа жизни, для формирования нравственных привычек и черт характера (честность, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим), на укрепление здоровья детей. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной, интеллектуальной активности, классные часы, экскурсии, посещение театров, библиотек.
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
Главным направлением воспитательной работы прошлого года оказалось работы над сплочением коллектива, формирование интереса к учёбе, формирование коммуникативных качеств, распределение обязанностей, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Эта же работа была продолжена во 2 классе. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Все учащиеся класса имеют общественные поручения и успешно с ними справляются. Каждый ученик принимает активное участие в жизни класса.
В течение всего года дети принимали активное участие в школьных и классных мероприятиях. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, с интересом, с позитивом, с желанием принимали участие, переживали за своих одноклассников.
Были проведены такие мероприятия:
- Праздник «День знаний»
- Праздник «Новый год»
- Выставки рисунков на различные темы
- Праздник осени
- «Весёлые старты»
- «А ну-ка девочки!»,
- «Викторина в кроссвордах»
В течение всего учебного года были проведены тематические и классные часы, где дети активно участвовали в разговоре, доказывали свои мнения, вспоминали правила поведения в различных ситуациях, делали выводы, открывали для себя что-то новое. Некоторые классные часы проходили в форме игры.
Много классный часов было проведено на ПДД, на правила пожарной безопасности, ЗОЖ
- «Что такое ПДД?»
- «Почему дети попадают в дорожные аварии?»
- Игра – конкурс «Азбука пешехода»
- «История появления автомобиля»
- «Что такое Госавтоинспекция?»
- «Правила безопасного перехода улиц и дорог»
- Выставка рисунков на тему: «ПДД!!!!!»
- «Что делать при пожаре?»
- «Пожары – большая беда для человека!»
- «Основные правила пожарной безопасности вне дома»
- Беседа «Осторожно, огонь!»
- «Мы за ЗОЖ!»
«Правила поведения на водоёмах, меры безопасности в осенний, зимний, весенний периоды»
- «Основные спасательные средства»
- «Домашние животные. Меры безопасности при обращении с ними»
«Виды травм. Причины их предупреждения»
«Активные формы ЗОЖ!»
Многие ребята участвовали в различных конкурсах
Большинство ребят во внеурочное время с охотой занимаются в различных кружках, спортивных секциях.
В воспитании своих детей не маловажную роль играли и родители. Были проведены родительские собрания. Проводились индивидуальные беседы с родителями
К концу 2 класса были определены устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе не наблюдается. Есть дети подвижные очень активные в классе, пытаются быть первыми в учёбе, в отношении с детьми (Украинцев Никита, Юрданидзе Ринат, Тюрина Алина, Кучиев Аслан).
Считаю свою работу за год удовлетворительной. Основные задачи достигнуты.
В 3 классе я продолжу работу по формированию у детей положительного отношения к школе, приобщению учащихся к творчеству, привлекать к участию как можно больше детей, развитие коммуникативных, познавательных способностей.
Тема школы по воспитательной работе:
«Развитие системы нравственного воспитания учащихся, умеющих решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях. способных к творческому самоопределению»
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: формирование личности ученика, способной к самоопределению и самореализации, раскрытие его творческого потенциала, основанное на демократических, гуманистических и духовно-нравственных принципах
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Совершенствование форм и методов воспитательной работы
Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.
Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.
Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.
Развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
Развитие школьных традиций, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
Продолжение формирования и развития системы работы с родителями и общественностью.
Способствование развитию ученического самоуправления.
Формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина РФ.
Продолжение работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
Активизирование работы по изучению уровня воспитанности учащихся.
Повышение у учащихся интереса к внеклассной работе.
Активизирование участия детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
Создание условий для всестороннего развития личности.
Создание условий для самоутверждения и самореализации личности
Цели и задачи воспитательной работы
на 2017– 2018 учебный год
Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
* Изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе.
* Осуществить проектирование организованного образа жизнедеятельности классного сообщества.
* Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников.
* Способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры, через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.
Ожидаемые результаты к концу 3 класса:
Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива.
Повышение уровня культуры школьников.
Формирование у учащихся умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитие творческих способностей.
Формирование активной жизненной позиции, нацеленной на успех, забота о своей жизни и здоровье.
Список учащихся 3 класса 2017 – 2018 год
№ п/п | № личного дела | Ф. И. учащихся |
1 | А - 62 | Амриева Арзу |
2 | А – 63 | Амриев Махамед |
3 | А – 64 | Арсевенкова Алеся |
4 | Г – 33 | Гафурова Мадина |
5 | И – 55 | Ильязов Алишан |
6 | О - 2 | Озиева Гульсанам |
7 | К – 95 | Королёв Юрий |
8 | К – 96 | Кучиев Аслан |
9 | П – 34 | Петров Артём |
10 | С – 80 | Соколовская Екатерина |
11 | С - 81 | Сырбу Ярослав |
12 | Т – 34 | Тюрина Алина |
13 | У – 21 | Украинцев Никита |
14 | Ш – 53 | Ширинов Жамиль |
15 | Ц -1 | Царёв Владислав |
16 | Ю – 34 | Юрданидзе Гугали |
17 | Ю - 35 | Юрданидзе Ринат |
В классе 17 человек: из них девочек - 6 мальчиков - 11, разного уровня способностей. Все дети соответствуют возрастной группе для данной программы, по которой обучаются 2-й год. Основная часть класса обучается вместе с 6-7 лет. Вновь прибывшие: Сырбу Ярослав, Царёв Владислав. Оставлена на повторный год обучения Озиева Г.
Основная часть класса – это дети с достаточно развитой интеллектуальной, эмоционально-волевой сферой. Однако есть учащиеся, у которых недостаточное развитие последней , что определяет отсутствие познавательного интереса, личностнообоснованной установки на учение, появляются недостатки в отношении к себе и к одноклассникам.
С учащимися проводятся беседы по этике, культуре поведения, основам безопасности жизнедеятельности, поэтому недостатка в дидактическом и воспитательном воздействии школы не отмечается.
В классе заметны дети с хорошо развитой речью, организованных, прилежных, находящихся под постоянным контролем со стороны родителей.
В классе есть ученики, которые могут в дальнейшем учиться на «4» и «5».
Стоит большая задача по сплочению детского коллектива. Для этого запланировано проведение огоньков знакомства, проведение совместных походов и прогулок выходного дня. В классе уже все дети имеют поручения. Если у ребёнка ослабеет интерес к поручению, то попробую помочь выбрать ему поручение по душе. Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться. Трудных детей в классе нет. Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. В классе 3 неполных семьи, 6 семей - многодетные, 5 семей малообеспеченных. Родители учеников регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.
В течение года будет продолжаться вестись работа по сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе.
Социально – педагогическая характеристика класса
Количество учеников – всего: 17 человек, мальчиков: 11, девочек: 6.
Возрастной состав:
| 2009 | 2008 | 2007 | 2005 | всего |
мальчики | 3 | 5 | 3 | | 11 |
девочки | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
всего | 4 | 9 | 4 | | 17 |
1.Воспитывает одинокая мать: 1
ФИО матери | ФИО ребёнка | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
Арсевенкова Елена Николаевна | Арсевенкова Алеся Игоревна | 23.09 2007 г | Пер. Западный 6/2 89381428914 (мать) |
Тюрина Ирина Викторовна | Тюрина Алина Денисовна | 13.03.2009 | п.Крутобережный пер. Октябрьский 64 89094178877 (мать) |
Сырбу Аурика Ильинечна | Сырбу Ярослав Зафарович | 24.04.2007 | п.Крутобережный пер.Рабочий 10/2 89604541609 |
2 .Многодетные семьи: 7
ФИО родителей | ФИО ребёнка | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
Амриева Умида Расуловна Амриев Хатам Диловарович | Амриев Махамад Хатамович | 23.02.2009 | пер Гагарина ½ 89381640473 (мать) |
Амриева Мариям АлихоновнаАмриев Рамаз Расулович | Амриева Арзу Рамазовна | 30.08. 2008 | пер.Западный 8/1 89381059142(мать) |
Гафурова Лейла Кушалиевна | Гафурова Мадина Мусаддиновна | 19.06.2008 | пер Орловский 6/1 89281783364 (мать) |
Ильязова Фарида Камиловна Ильязов Абдурахмон Мардалиевич | Ильязов Алишан Абдурахманович | 06.03.2007 | 89381307693 ( мать) пер. Рабочий 14/1 |
Королёва Галина Юрьевна Медведев Валерий Юрьевич | Королёв Юрий Васильевич | 01.04.2007 | 89287564954 (мать) пер Речной 1/2 |
Юрданидзе Зейнаб Алижхановна Юрданидзе Давранбек Ахматович | Юрданидзе Гулали Давранбекович | 09.06.2008 | 89094054556 (мать) Комарова 13/2 |
3. Малообеспеченные семьи:
ФИО ребенка | Дата рождения детей | ФИО родителей | Домашний адрес, телефон |
Амриев Махамад Хатамович | 23.02.2009 | Амриева Умида Расуловна Амриев Хатам Диловарович | пер Гагарина ½ 89381640473 (мать) |
Амриева Арзу Рамазовна | 30.08. 2008 | Амриева Мариям АлихоновнаАмриев Рамаз Расулович | пер.Западный 8/1 89381059142(мать) |
Арсевенкова Анастасия Игоревна | 20.11.2008 | Аревенкова Елена Николаевна | пер.Западный 6/1 89381428914 (мать) |
Гафурова Мадина Мусаддиновна | 19.06.2008 | Гафурова Лейла Кушалиевна | пер Орловский 6/1 89281783364 (мать) |
Ильязов Алишан Абдурахманович | 06.03.2007 | Ильязова Фарида Камиловна Ильязов Абдурахмон Мардалиевич | 89381307693 ( мать) пер. Рабочий 14/1 |
Петров Артём Петрович | 18.06. 2008 | Петрова Анна Николаевна Петров Пётр Петрович | пер. Виноградный 4/2 89286039332 (мать) |
Соколовская Екатерина Дмитревна | 23.12.2008 | Соколовская Татьяна Вячеславовна Соколовский Дмитрий Васильевич | пер.Рабочий 18/2 89281607563 (мать) |
Сырбу Ярослав Зафарович | 24.04.2007 | Сырбу Аурика Ильинечна | пер.Рабочий 10/2 89604541609 |
Ширинов Жамиль Сулейманович | 22.07.2008 | Ширинова Феруза Гулялиевна Ширинов Сулейман Рустамович | перРабочий4/2 89614302279 (мать) |
Юрданидзе Гулали Давранбекович | 09.06.2008 | Юрданидзе Зейнаб Алижхановна Юрданидзе Давранбек Ахматович | Комарова 13/2 89094054556 (мать) |
Юрданидзе Ринат Азизович | 17.08.2008 | Юрданидзе Рузана Ниязовна Юрданидзе Азиз Нуралибекович | Советская 9/1 89034331409 (мать) |
Социальный портрет учащихся 3 класса.
№ | № личного дела | Ф.И.О. | Пол | Дата рождения | национальность | Статус семьи | Ф.И.О родителей | Домашний адрес | Контактный телефон |
многодетная | малоимущая |
1 | А -64 | Арсевенкова Алеся Игоревна | Ж | 23. 09. 2007 | русская | | + | Аревенкова Елена Николаевна | пер. Западный 6/1 | 89381428914 (мать) |
2 | А - 63 | Амриев Махамад Хатамович | М | 23.02. 2009 | турок | + | + | Амриева Умида Расуловна Амриев Хатам Диловарович | пер Гагарина ½ | 89381640473 (мать) |
3 | А - 62 | Амриева Арзу Рамазовна | Ж | 30.08. 2008 | тур | + | + | Амриева Мариям АлихоновнаАмриев Рамаз Расулович | пер. Западный 8/1 | 89381059142 (мать) |
4 | Г -33 | Гафурова Мадина Мусаддиновна | Ж | 19.06. 2008 | | | + | Гафурова Лейла Кушалиевна | пер Орловский 6/1 | 89281783364 (мать) |
5 | И - 55 | Ильязов Алишан Абдурахманович | М | 06.03. 2007 | тур | + | + | Ильязова Фарида Камиловна Ильязов Абдурахмон Мардалиевич | пер. Рабочий 14/1 | 8938130769 (мать) |
6 | О - 2 | Озиева Гульсанам Пашалиевна | Ж | 27.04. 2005 | Тур. | | | Озиева Гульнара Пашалиевна | Гагарина 4/2 | 89281031973 |
7 | К -96 | Кучиев Аслан Адилханович | М | 19.05. 2008 | Ткр | | | Кучиева Фарида Анваровна Кучиев Адилхан Исломжонович | пер. Виноградный 7/2 | 89281913292 (мать) |
7 | П - 34 | Петров Артём Петрович | м | 18.06. 2008 | рус | | + | Петрова Анна Николаевна Петров Пётр Петрович | пер. Виноградный 4/2 | 89286039332 (мать) |
8 | К -95 | Королёв Юрий Валерьевич | М | 01.04. 2007 | рус | + | + | Королёва Галина Юрьевна Медведев Валерий Юрьевич | пер Речной 1/2 | 89287564954 (мать) |
9 | С - 80 | Соколовская Екатерина Дмитревна | Ж | 23.12. 2008 | рус | | + | Соколовская Татьяна Вячеславовна Соколовский Дмитрий Васильевич | Пер .Рабочий 18/2 | 89281607563 (мать) |
10 | С - 81 | Сырбу Ярослав Зафарович | М | 24.04.2007 | РУС | | + | Сырбу Аурика Ильинечна | пер.Рабочий 10/2 | 89604541609 |
11 | Т - 34 | Тюрина Алина Денисовна | Ж | 13.03.2009 | рус | | | Тюрина Ирина Викторовна | пер. Октябрьский 64 | 89094178877 (мать) |
12 | У - 21 | Украинцев Никита Антонович | М | 12. 08.2008 | рус | | | Украинцева Ирина Александровна Украинцев Антон Владимирович | пер. Комсомольский 13/1 | 89281460446 (мать) |
13 | Ц -1 | Царёв Владислав Анатольевич | М | 09.01. 2009 | рус | | + | ЦарёваТтатьяна Борисовна | пер. Сальский 2/1 | 89094072060 89381633324 |
15 | Ш -53 | Ширинов Жамиль Сулейманович | М | 22.07.2008 | турок | | + | Ширинова феруза Гулялиевна Ширинова феруза Гулялиевна | Пер Рабочий 4/2 | 89614302279 (мать) |
16 | Ю - 34 | Юрданидзе Гулали Давранбекович | М | 09.06.2008 | турок | + | + | Юрданидзе Зейнаб Алижхановна Юрданидзе Давранбек Ахматович | пер Комарова 13/2 | 89094054556 (мать) |
17 | Ю - 35 | Юрданидзе Ринат Азизович | м | 17.08.2008 | турок | | + | Юрданидзе Рузана Ниязовна Юрданидзе Азиз Нуралибекович | ул. Советская 9/1 | 89034331409 (мать) |
Занятость учащихся 3 класса во внеурочной деятельности
на 2017 – 2018 учебный год
Ф.И. учащихся | класс | Весёлый счёт ( 1ч) | Шахматы (1 ч) | Разноцветный карандаш (2 ч) | Конструирование ( 1 ч) | Кладовая подвижных игр (2 ч) | Теннис ( т1 ч) | Весёлые нотки (1 ч) | Оригами ( 1 ч) |
Амриева Арзу | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Амриев Махамед | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Арсевенкова Алеся | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Гафурова Мадина | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ильязов Алишан | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Щзиева Гульсанам | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Королёв Юрий | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Кучиев Аслан | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Петров Артём | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Соколовская Екатерина | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сырбу Ярослав | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тюрина Алина | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Украинцев Никита | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ширинов Жамиль | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Юрданидзе Гугали | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Юрданидзе Ринат | 3 | + | + | + | + | + | + | | + |
Царёв Владислав | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ - « Внимание, дети!»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями |
01 - 08 | Торжественная линейка « День знаний» Линейка « День солидарности в борьбе с терроризмом» Линейка « Осторожно, огонь!». День ГО и ЧС. | Классный час Беседа «Волшебное слово на выручку готово» Беседа «Наш класс на перемене» | Я гражданин. Права и обязанности ребенка. | | Заполнение анкетных данных о составе семьи, сведениях о родителях |
11 - 15 | Линейка « 80 лет Ростовской области» классные часы. Выборы органов классного самоуправления. Выборы органов школьного самоуправления. |
Конкурс поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп» |
Диагностика (изучение личности учащегося). «Кто я? Какой я?». | Заседание родительского комитета. | Консультация «Режим младшего школьника» |
18 – 22 |
Линейка по ПДД | Конкурс рисунков «У рыженькой красавицы в гостях». | Беседа «Знай минутам цену, а секундам счет». | | Консультации для родителей по учебным предметам. |
25 – 29
| Линейка «1 октября День добра и уважения. День пожилых людей» Изготовление открыток « от всего сердца» | Выставка рисунков ко Дню пожилого человека Классные часы ко Дню пожилого человека с приглашением бабушек и дедушек. | Школа вежливых наук. «Охрана природы – охрана здоровья» | Родительское собрание «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | Консультация «Воспитание уверенности у учащегося». |
МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ- « Здоровый я – здоровая Россия!»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями |
02 –06 | Линейка «Правила пожарной безопасности дома и в школе» Торжественная линейка «День Учителя» | | Беседа «Встречают по одежке, провожают по уму». | | Консультация «Гиперактивный ребенок». |
09 – 13 | Линейка «Спинер – вред или польза?» | Прогулка по школьному двору. Загадки Земного шара | Устав школы. Правила поведения в школе. | Заседание родительского комитета. | Воспитание без насилия. |
17 – 21 | Линейка «Год кино в России» Конкурс чтецов «Читаем стихи об осени» 2 – 4 кл. | Рейд «Живи книга» | Беседа «Внешний вид учащихся» | | Роль семьи в формировании личности. |
23 – 27
| Линейка «4 ноября День народного единства» Выставка поделок из овощей и фруктов « Осенние фантазии» Классный час ко Дню народного единства. Выставка поделок из природного материала. | Инструктаж по ТБ на осенних каникулах | Уроки добра «Наше настроение», «Поговорим о доброте» . | Помощь родителей в организации досуга детей Итоги I четверти. Занятость на каникулах | Обязанности ребёнка в семье. |
МЕСЯЦ НОЯБРЬ – « Мы вместе!»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями |
07 – 10 | Организационная линейка . | Классный час, посвященный Международному Дню ребенка |
Беседа о правилах поведения на водоемах «Тонкий лед». |
Заседание родительского комитета. |
Наказание и поощрение в семье. |
13 – 17 | Линейка «День толерантности» Акция «Мы разные, но мы дружим» 1-4 кл. Классные часы по толерантному воспитанию. |
Классные часы по толерантному воспитанию. | «Поделимся друг с другом добротой». Беседа «Грипп – инфекционное заболевание. Меры предосторожности». | Консультация: «Ознакомление родителей с режимом работы школы» | |
20 – 27 | Линейка «День матери России» Конкурс рисунков « Моя любимая мамочка» Классные часы ко дню матери. Линейка « Всемирный день борьбы со СПИДом | Выставка рисунков «В каждом рисунке МАМА» Кл. час «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». | Родительское собрание « Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом» | Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания |
МЕСЯЦ ДЕКАБРЬ- « Новый год у ворот»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
04 – 08 | Линейка «День памяти неизвестного солдата» Районный конкурс рисунков от ВДПО | Беседа: «Красная ленточка – символ борьбы со СПИДом» | Закаливание. Виды закаливания. Правила безопасных игр зимой. | Заседание родительского комитета. | Консультация «Как помочь ребенку в учении». |
11 – 15 | Линейка «День Конституции РФ» Классные часы ко Дню Конституции РФ | Рейд «Покормите птиц зимой». Классные часы: «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции» | Беседа «Прекрасное и безобразное в делах и поступках». | | Консультация на тему: « О внимании и внимательности» |
18 – 22 | Линейка «Новый год у ворот» Выставка книг « В гостях у Зимушки – Зимы» Украшение кабинетов. Конкурс поделок из бросового материала « Снеговик и ёлка» | Занятие по ПДД. «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». Игровые состязания «Зимние забавы»» |
Меня пригласили на день рождения. |
|
Типы семейного воспитания. |
25 – 28 | Линейка « Подведение итогов за I полугодие» Новогодний праздник. |
Новогодний праздник | Инструктаж по ТБ на зимних каникулах. | | Посещение детей в семьях во время каникул |
МЕСЯЦ ЯНВАРЬ « Я – патриот»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
09 – 12 | | | Беседа о правилах поведения на водоёмах в зимний период | | |
15 –19 | Линейка «Осторожно, грипп!» | Проведение классных часов по здоровьесбережению. Экскурсия «Зимушка – зима» |
Работа с недисциплинированными учениками. | | Родительская консультация «Культура поведения младших школьников» |
22 – 29
| Линейка « 27 января День снятия блокады Ленинграда» Линейка «Открытие месячника военно-патриотической работы» | Книжная выставка «Славься Отечество!» |
Работа с отстающими в учебе. | | Индивидуальные беседы с родителями |
МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ « Быстрые, смелые, ловкие»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
01 – 09 | Линейка «8 февраля День российской науки» Спортивная эстафета 2-4 кл. Интеллектуальная игра «Слава и гордость России» 2-4 кл.Конкурс чтецов «Читаем стихи о войне» 1-4 кл. | Игра «Мы пешеходы» | Работа с отстающими в учебе.
| |
Родительская консультация о внимании и внимательности |
12 – 16 | Линейка «Масленица — праздник проводов Зимы» Акция «5» для папы. | Уроки мужества «Мы будем помнить» Смотр строя и песни Торжественная линейка «Поздравляем с 23 февраля!» |
Работа с недисциплинированными учениками. |
Заседание родительского комитета. | Индивидуальные беседы с родителями |
19 – 28 | Линейка «История праздника 23 февраля» Линейка подведения итогов месячника | Беседа о толерантности «Все мы разные»
| | | Индивидуальные беседы с родителями |
МЕСЯЦ МАРТ « В мире прекрасного»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
01 – 09 | Линейка «Международный женский день. История праздника» Торжественная линейка «Поздравляем девочек, девушек, женщин!» | Диалог - игра «Что значит быть нужным людям» « День воссоединение Крыма с Россией» | Работа с учениками, не соблюдающими режим дня. | | Индивидуальные беседы с родителями |
12 – 16 | Линейка «15 марта - Всемирный день прав потребителей» | Кл. час. Круговая беседа «За что дразнят?» | Работа с отстающими в учебе. | Родительское собрание | Индивидуальные беседы с родителями |
1 9– 23 | | Беседа «Профилактика простудных заболеваний. Закаливание» | Час общения | | О роли родительского авторитета в семье. |
26 – 30 | | Диалог - игра «Что значит быть нужным людям» | | | Индивидуальные беседы с родителями |
МЕСЯЦ АПРЕЛЬ « Терпение и труд всё перетрут»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
02 – 06 | Линейка «Чемпионат мира по футболу» День Здоровья | | Час общения | | Способности ребенка. Как помочь их развить. |
09 – 13 | Линейка «День космонавтики»
| Конкурс рисунков « Космос — наше будущее» Классные часы «Гагаринский урок. Космос — это мы!» День ГО и ЧС | Беседа «Умеем ли мы обижаться». | Заседание родительского комитета. | Агрессивный ребенок и как с ним быть. |
16 – 20 | Линейка «Мир профессий» | | Работа по ликвидации недружелюбия | | Побеждать зло добром. |
23 – 30 | Линейка «День Земли» | Классный час «Как читать газету. Советы читателей. История появления газет на Земле». | Профилактическая беседа «Профилактика детского травматизма» | «О детской дружбе». | Индивидуальные беседы с родителями |
МЕСЯЦ МАЙ « Мы будем помнить»
Время проведения | Школьные мероприятия | Классные мероприятия | Индивидуальная работа с учащимися | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями. |
01 – 04 | Военно-спортивная игра «Зарница» | Классный час «Этот День Победы» | | | |
07 – 11 | Линейка «День Победы» Классные часы ко Дню победы. Акция «Поздравь ветерана» «Бессмертный полк» Митинг . | Игра-путешествие «Это все Россия!» | | Заседание родительского комитета. | Беседа с родителями по профилактике правонарушений в летний период |
14 – 18 | Линейка «Международный день семьи» | Игра-практикум «Как украсить мир» | | Родительское собрание по итогам года. | |
21-25 | Линейка «Завершаем учебный год» Торжественная линейка «Последний звонок» | Презентации «Мой портфель достижений» | «Техника безопасности учащихся. Инструктаж на период летних каникул». | | |
Программа работы с семьями учащихся
В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
Направления работы с родителями:
1. Проводить систематически родительские собрания
2.Приглашать на собрания преподавателей физической культуры и музыки.
3.По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
4. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
5. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.
6. Систематически встречаться с родителями детей группы риска
7. Проводить консультации.
Цель: активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и школы; педагогическое просвещение родителей.
Задачи: создать единое сообщество учащихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
последовательное двустороннее общение;
педагогическое просвещение родителей;
привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
Родительский комитет
№ | Ф.И.О. | Адрес | Телефон |
1 | Украинцева Ирина Александровна | Пер. Комсомольский 13/1 | 89281460446 |
2 | Соколовская Татьяна Вячеславовна | Пер Рабочий 18/2 | 89281607563 |
3 | Юрданидзе Рузана Ниязовна | Ул. Советская 9/1 | 89034331409 |
План проведения родительских собраний на 2017-2018 учебный год
Тема № 1 «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Цель:
Тема № 2 « Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом»
Цели:
выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Тема № 3 «Чтобы учение было в радость»
Цель:
Тема № 4 «Ошибки семейного воспитания»
Цель:
Тема № 5 «Моя семья – моя радость» (семейный вечер – окончание учебного года)
Цель:
способствовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
работать над сплочением классного коллектива;
создать ситуацию активного творческого осмысления результатов деятельности за учебный год.
План работы родительского комитета учащихся 3 класса на 2017 – 2018 учебный год
Август
Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в родительском комитете.
Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
Сентябрь
Встреча родительских комитетов классов с администрацией школы. Знакомство с планированием и задачами работы школы на учебный год.
Изучение родительским комитетом вопроса организации питания детей.
Родительское собрание.
Октябрь
Подведение итогов учебной деятельности учащихся класса за первую четверть. Игра для родителей «Устами младенца».
Ноябрь
Поход учащихся класса вместе с родителями.
Родительское собрание
Декабрь
Подготовка сценария празднования Нового года.
Оформление подарков для детей.
Подведение итогов учебной деятельности учащихся класса за вторую четверть.
Январь
Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.
Отчет родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.
Февраль
Смотр – конкурс «Маленькие тайны школьного дневника». Анализ родительским комитетом отношения семей к ведению дневника.
Подготовка праздничного поздравления пап, дедушек, мальчиков класса с днем Защитника Отечества.
Март
Подготовка праздничного поздравления мам, бабушек, девочек с 8 Марта.
Родительское собрание «Волевые качества ребенка: как их развивать».
Апрель
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса.
Май
Годовой отчет о работе родительского комитета на родительском собрании класса.
Родительское собрание
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Месяц | Правила дорожного движения | Правила пожарной безопасности | Техника безопасности, охрана здоровья и гигиена учащихся | Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников. | Антитеррор |
1 класс | 2 класс | 3-4 класс | 1-2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Сентябрь | Дорога в школу и домой | Почему дети попадают в дорожные аварии | Причины несчастных случаев на улицах и дорогах | Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях. Тренировочная эвакуация. | Предупреждение травматизма по пути в школу .Правила поведения в школе, на уроке, перемене. | Твои новые друзья | Что изменилось в твоём развитии | Что вы знаете друг о друге | Предотвраще ние угрозы тер.актов |
Октябрь | Кого называют пешеходом , водителем, пассажиром. | История появления автомобиля и ПДД | Новое о светофоре и дорожных знаках | Огонь-друг и враг человека. | Личная гигиена школьника. ТБ на осенних каникулах. | Как ты растёшь | Как научиться разговаривать с людьми | Твой класс | Признаки на- личия взрывных устройств |
Ноябрь | Какие опасности подстерегают на улицах | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС | Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах | Причины возникновения пожаров. | Гигиена внешней среды. | Что ты знаешь о себе | Что такое интонация | Кто твой друг | Безопасные зоны эвакуации людей |
Декабрь | Светофор | Новое о светофоре | Правила перехода проезжей части дороги | Противопожарный режим в детском учреждении. Тренировочная эвакуация. | Правила ухода за зубами. ТБ на зимних каникулах. ТБ при проведении новогодней ёлки. | Твоё настроение | Как научиться преодолевать трудности | Как научиться жить дружно | Способы действия террористов |
Январь | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке. | Правила безопасного перехода улиц и дорог | Остановочный и тормозной путь автомобиля | Берегите жилище от пожаров. | Предупреждение травматизма при спортивных занятиях. | Как ты познаёшь мир | Как понять друг друга без слов | Как помириться после ссоры | Действия при захвате |
Февраль | Что такое проезжая часть дороги | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках | Правила перехода железной дороги | Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности | Содержание в чистоте своего тела. | Твои чувства | Для чего нужна улыбка | Какой у тебя характер | Взрывоопасные предметы |
Март | Пешеходный переход | Правила перехода перекрёстка | Правила езды на велосипеде | Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | Зарядка в жизни школьника. ТБ на весенних каникулах. | Как исправить настроение | Умеешь ли ты дружить | Как воспитать свой характер | Подозрительные люди и предметы |
Апрель | Что означают дорожные знаки | Мы-пассажиры | Правила поведения в транспорте | Что нужно делать при пожаре? | Влияние курения. | Твои поступки | | Как сказать «нет» | Последствия тер.актов |
Май | Экскурсия: «Я-пассажир» | Экскурсия: «Я-пешеход и пассажир» | Экскурсия: «Я-пешеход» | Пожарная безопасность на каникулах. | Правила купания и езды на велосипеде. ТБ на летних каникулах. | Твои привычки | | Фантастическое путешествие | Безопасность в местах массового скопления людей |
Самоуправление класса
«ГОРОД ЛУЧИКОВ»
Цель классного самоуправления
научать школьников искусству поиска смысла жизни, формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Задачи классного самоуправления
создание условий для самовыражения и самоутверждения
создание условий для развития организаторских способностей каждого
развивать креативность мышления в жизненных ситуациях
воспитание у школьников нравственных, общечеловеческих качеств через постоянное взаимодействие в классном коллективе
создание диалого-эмоционального пространства
наполнение жизненного пространства событиями
Наш девиз: «Сияем ясным светом и зимой и летом»
Речёвка:
- Раз, два! Три, четыре!
- Три, четыре! Раз, два!
- Это кто шагает в ряд?
- Наших «Лучиков» отряд!
Жители города
Лучик досуга
1.Тюрина Алина
2.Соколовская Екатерин
Лучик здоровья
Гафурова Мадина
М ЭР
Украинцев Никита
Лучик активного чтения
Юрданидзе Ринат
Петров Артём
Амриева Арзу
Лучик спорта и физкультуры
Ильязов Алишан
Кучиев Аслан
Лучик труда, чистоты, порядка
Амриев Махамед
Ширинов Жамиль
Арсевенкова Алеся
Лучик добрых дел
Юрданидзе Гулали
Сырбу Ярослав
Структура и организация самоуправления
Законы:
Закон творчества
Закон чистоты и порядка
Закон ответственности за свои поступки
Закон мира
Закон улыбки и доброжелательности
Закон гласности
Закон Высшей Мудрости
Закон равенства
Закон уважения к себе и окружающим
Закон взаимопомощи
Закон совести
Быть избранным и избирать в органы С/У
Участвовать в любых делах ГЛ
Вносить предложения по изменению жизни ГЛ
Добровольно выйти из общества жителей города
Требовать отчета других жителей ГЛ о качестве своей работы в Городе
Самоуправление и органы власти
Высшим органом с/у в является общее собрание жителей «В КРУГУ ДРУЗЕЙ»
руководит органами Мудрый Энергичный Руководитель = М ЭР
Постоянные службы города
(Если все лучики работают дружно, то в классе наступает РАДУЖНОЕ настроение)
Лучик труда, чистоты, порядка
-
Помогает организовывать подвижные игры на прогулке и перемене
Помогает организовывать настольные игры
Следит за творческими достижениями
Помогает организовать спортивную деятельность
Отвечает за порядок в спортивном зале и на с/площадке
Готовит команду к спортивным мероприятиям
Помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни
Проверяет чистоту рук, ногтей, наличие носового платка и расчески
Ведет устный журнал «Позаботься о себе сам» (интересные статьи, передачи, журналы…)
Организует обмен книг в библиотечке
Следит за порядком
Является помощником школьного библиотекаря
Помогает учителю организовывать вн.мероприятия, связанные чтением
в проведении классных и общешкольных мероприятий.
-
-
-
-
-
Циклограмма классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях.
2. Организация дежурства в классном кабинете.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий по плану.
3. Работа с родителями.
4.Работа с активом класса.
Ежемесячно
1. Посещение уроков в своём классе.
2. Взаимодействие с социальным педагогом.
4. Встреча с родительским комитетом.
Один раз в четверть
1. Сдача отчетности по итогам учебной и воспитательной деятельности.
2. Участие в работе семинара классных руководителей.
4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проведение родительского собрания.
-
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
-
План работы классного руководителя с одаренными детьми
| | |
| | |
| | |
| Осуществлять индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, перфокарты, дополнительный дидактический материал | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
-
ПЛАН РАБОТЫ
со слабоуспевающими учащимися классного руководителя
1. С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
2. Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.
3. Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
4. В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
-
-
План работы
классного руководителя с ребёнком группы риска на 2017-2018 учебный год
-
-
-
Список учащихся 3 класса,
включённых в группу риска в 2017 – 2018 учебном году
| | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | Королёва Галина Юрьевна Медведев Валерий Юрьевич | | |
-
-
-
Характеристика
на обучающегося 3 класса
МБОУ – СОШ № 8 п. Крутобережный
Королёва Юрия 2007 года рождения.
проживающего по адресу:
п. Крутобережный , пер Новый
-
Королёв Юрий является обучающимся 3 класса МБОУ – СОШ № 8 п. Крутобережный. Обучается в данной школе с 1-го класса. До школы не посещал детский сад. В первом классе был оставлен на повторный курс обучения.
За время учебы показал низкий уровень учебных достижений по основным предметам – математике, русскому языку, чтению, окружающему миру. Ученик не проявляет интереса к обучению в школе. Обучающийся плохо усваивает изучаемый материал. В настоящее время у мальчика имеются неудовлетворительные отметки по математике, русскому языку и окружающему миру. К урокам готовится плохо, домашние задания выполняются не систематически, небрежно, не полностью, с множеством ошибок. Письмо в тетрадях неряшливое, не соблюдаются правила ведения тетрадей. Домашние задания устного характера систематически не готовятся.
Мальчик воспитывается в полной многодетной семье, но родители не контролируют поведение и обучение сына, не интересуются успехами ребенка, не посещают родительские собрания.
У ребёнка очень рассеянное внимание. В общении с взрослыми ребёнок замкнут, не принимает активного участие в жизни класса и школы.
-
-