Рассмотрено на заседании МО классных руководителей Руководитель __________/____________ Протокол № ____от «______»____________2013г . | Согласовано Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 6» ________/Глухарева И.С. «_____»________2013г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 6» ______/Фахрутдинова Н.М./ Приказ № ____от «____»_________2013г. |
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
10 класса А
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Нижнекамского муниципального района
на 2013-2014 уч. год
Классный руководитель: Минегулова В.М.
Воспитательная тема школы:
Создание условий для развития нравственной, интеллектуальной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Основные задачи:
Усиление личностно-ориентированной направленности обучения и воспитания через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
Расширение информационной коммуникативной технологии учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.
Укрепление связи семья-школа. Повысить роль участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение к участию в управлении общеобразовательным учреждением.
Практические задачи:
Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.
Улучшение работы органов ученического самоуправления, добиться активного участия учащихся в подготовке и проведении общешкольных дисциплин и профилактике правонарушений.
Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.
Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.
Пояснительная записка к плану воспитательной работы по курсу Г.К.Селевко
«Самосовершенствованию личности»
раздела
«Управляй собой» (саморегуляция)
для учащихся 10 класса.
Школьники 10-11 классов (16-17 лет) представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, называемую ранней юностью. Юношеский возраст имеет особенно большое значение в прогрессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.
Процессы социализации старшеклассников характеризуются:
Сохранением материальной, эмоционально комфортной для школьника функции семьи; усилением её роли в самоопределении в будущем; удовлетворении части материальны потребностей;
Сохранением решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; значительным возрастанием роли самообразования, самовоспитания;
Значительным возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды; становлением полной юридической дееспособности.
Заменой защитной роли взрослых самостоятельным социально-профессиональным ориентированием.
В ранней юности увеличиваются вес (особенно у юношей), очень быстро растёт мускульная сила. Большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости. в этом возрасте идёт большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по утроению диспропорций их развитии, вызванных неравномерностью их созревания, что приводит к серьёзным перегрузкам организма в целом и особенно нервной системы. Поэтому наряду с бьющей через край энергией у юношей и девушек иногда проявляется органическая лень. Идёт столь интенсивный физический рост, что организм стремится экономить силы на всём остальном, и в результате юноши и девушки порой могут очень много спать, им просто физически трудно что-либо делать.
К началу младшего юношеского возраста созревают основные физиологические системы. Развитие физиологических функций связано с отработкой взаимодействия различных звеньев физиологических систем.
В области психической деятельности наследственные механизмы саморегуляции играют гораздо меньшую роль. По наблюдениям психологов, юность, особенно в её начальных фазах, является временем нарушенного равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так ка она ещё ищет нужное русло, жизненный опыт ограничен, и контроль над собой ещё не установлен. К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся: осознание собственной индивидуальности и неопределённость смысла притязаний, склонность занимать крайние позиции в связи с изменившимися отношениями с окружающими, юношеский максимализм, склонность к теоретизированию, к рассуждениям там, где надо действовать, и неуправляемость действия там, где необходима разумная сдержанность.
После напряжения 9 класса многие юноши и девушки «расслабляются»: на первый план вдруг выступает общение со сверстниками(как у подростков), интерес к учёбе снижается, но повышается к досуговому общению, спорту.
Наряду с потребностью в общении в ранней юности отчётливо проявляется и потребность в обособлении (уединении, автономии); она социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма. «Современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)»
Можно сказать так: познать себя можно лишь в общении с окружающими, но чтобы разобраться в себе, осмыслить себя, - нужно уединение.
Проблема социально-психологической адаптации (саморегуляции) часто связана со сменой своей основной группы общения (классного коллектива). На общем фоне повышенной самооценки по сравнению с 9 классом происходит резкая смена критериев оценок, статуса при вхождении в новый коллектив. Это выдвигает перед молодым человеком задачу регулирования своего поведения, управления собой.
Курс «Управляй собой» (саморегуляция) имеет важнейшей целью оказание помощи и поддержки подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями, развитие умения «властвовать собой». Власть над собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать, управлять, своим поведением в соответствии с соображениями своего высшего самоуправляющего механизма – сознания, выбирающего наивыгоднейший путь к цели, а также оптимальное решение взаимодействия с окружающей средой. Однако эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем» возрасте, когда возникает поведение, от кланяющееся от установленных обществом норм. Обуздать своё поведение, научиться управлять своими эмоциями и поступками – вот что значит «уметь властвовать собой».
Программа раздела «Управляй собой».
Задачи раздела:
Ознакомиться с понятиями: саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения;
Ознакомиться с процессами саморегуляции;
Сформировать мотивы саморегуляции;
Убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками;
Учить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;
Научить регулировать своё настроение;
Сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование;
Дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.
Развивающее повторение
Самопознание. Рефлексия – высший уровень самосознания. Осознание переломных, критических этапов в своей жизни. Рефлексия истекшего года.
Самовоспитание. Самовоспитание – педагогика для себя. Эстетическое самовоспитание: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.
Самообразование. Приёмы творческой мысли. Процесс решения задач. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.
Самоутверждение. Лидерство. Авторитет. Полоролевая привлекательность. Негативные проявления самоутверждения.
Самоопределение. Конкретизация и углубление профессионального самоопределения. Взаимосвязь профессиональных и учебных интересов. Предчувствие и прозрение себя ка осознание своей уникальной индивидуальности.
Содержание раздела «Управляй собой»
1. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями (управление телом). Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими.
2. Внутренняя саморегуляция: управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями.
Эмоциональная саморегуляция. Самоконтроль, самообладание. Способы угашения отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с собой.
Психологическая самозащита.
Классические формы воздействия на работу своего сознания. Развитие памяти. воображения,
логических, и творческих интеллектуальных способностей.
Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Релаксация.
Доминантное поведение и деятельность. Законы доминанты по А.А.Ухтомскому. Доминанта на саморегуляцию и самосовершенствование. Вера в себя.
3. Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах.
Йога как система саморегуляции физичекого состояния и сознания, дисциплина тела и ума. Йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки.
Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию.
Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергетические центры – чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния.
Примеры практических занятий:
Упражнение «Осознание собственной индивидуальности»;
Упражнение «Развитие внимания и памяти»;
Релаксация;
Упражнения йоги;
Определение знака и интенсивности космической энергетики человека;
Разбор социально-педагогических ситуаций-проб;
Сочинения на основе самонаблюдений и наблюдений за окружающими.
Используемая литература: Г.К.Селивко, В.И.Болдина, О.Г.Левина «Управляй собой».
В.Н.Касаткин «Программа Здоровье»
Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ФОРМ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ»
И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА «ПУТЬ К УСПЕХУ»
Характеристика 10 класса А.
Данный классный коллектив начал формироваться 1 сентября этого учебного года. До 10 класса учащиеся обучались в трёх разных классах нашей школы. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Учащиеся класса работоспособны, успеваемость за прошлый год составила100 %, качество знаний 40 %. Класс имеет активную группу; сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности;
проявляет большой интерес к общественным делам, надеюсь, будет выполнять общественные поручения с желанием. В классе обучается 25 человек, в нём отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Дети, в основном, живут в одном микрорайоне , поэтому проводят время вместе и после школы.
Отношения между мальчиками и девочками доброжелательные. Школьники переживают удачи и неудачи своих одноклассников, стараются при возможности помочь друг другу.
Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому ещё не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального её выполнения.
Учащиеся умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на классных часах, на перемене, при выполнении различных дел.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированной познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Традиционные общешкольные мероприятия
№ п/п | Мероприятия | Классы | Сроки | |
Сентябрь – месячник безопасности дорожного движения |
1. | День Знаний | 1-11 | 1сентября | ЗДВР Глухарева И.С., педагог – организатор Белорусова Ю.В. |
2. | Декада безопасности дорожного движения «Внимание! Первоклассник!» | 1-11 | 1-10 сентября | Кл. руководители |
3. | День здоровья | 1-11 | 3 декада сентября | Учителя физкультуры Аброськин А.М., Крайнова А.А |
Октябрь |
1. | День пожилого человека | 1-11 | 1 декада октября | ЗДВР Глухарева И.С., педагог – организатор Белорусова Ю.В. |
2. | День Учителя | 1-11 | 1 суббота октября | Профком Алиева О.г., ЗДВР Глухарева И.С., |
3. | Осенний бал | 8-11 | 3 неделя октября | Педагог – организатор Белорусова Ю.В., ШСС |
Ноябрь – месячник правовых знаний |
1. | День народного единства | 1-11 | 1 декада ноября | Кл. руководители |
2. | Осенние каникулы | 1-11 | Ноябрь | Кл. руководители |
3. | День Матери | 1-11 | 3 декада ноября | Кл. руководители |
Декабрь |
1. | Декада инвалидов | 1-11 | 1 декада декабря | ЗДВР Глухарева И.С.,, соц. педагог |
2. | Новогодний калейдоскоп | 1-11 | 4 неделя декабря | Педагог-организатор Белорусова Ю.В., ШСС |
Январь |
Февраль – месячник героико-патриотического воспитания |
1. | Вечер встречи с выпускниками | 9-11 | 1суббота февраля | Педагог-организатор Белорусова Ю.В., ШСС |
2. | День защитника Отечества | 1-11 | 3 декада февраля | Руководитель ОБЖ Идиатуллин В.З., кл. руководители |
4. | Фестиваль солдатской песни | 5-7 | 2 неделя февраля | Педагог-организатор Белорусова Ю.В., кл. руководители |
5. | Смотр строя и песни | 2-4, 8-11 | 3 неделя февраля | Руководитель ОБЖ Идиатуллин В.З., ЗДВР Глухарева И.С.,кл. руководители |
6. | День святого Валентина | 1-10 | 14 февраля | Педагог-организатор Белорусова Ю.В., ШСС |
Март |
1. | Международный женский день | 1-11 | 1 декада марта | Педагог-организатор Белорусова Ю.В., Кл. руководители |
2. | Весенние каникулы | 1-11 | | Кл. руководители |
Апрель – месячник профориентационной работы |
1. | Всемирный день здоровья | 1-11 | 1 декада апрель | Отв. за охрану здоровья |
2. | Организация встреч с представителями учебных заведений. | 9-11 | В течение месяца | ЗДВР Глухарева И.С.,, педагог – организатор Белорусова Ю.В., кл. руководители |
3. | Участие в проведении Дня открытых дверей в учебных заведениях города. | 8-11 | В течение месяца | ЗДВР Глухарева И.С.,, педагог – организатор Белорусова Ю.В., кл. руководители |
Май |
1. | День Победы | 1-11 | 1 декада мая | ЗДВР Глухарева И.С.,, педагог- организатор Белорусова Ю.В. |
2. | День семьи | 1-11 | 13-14 мая | Кл. руководители |
Июнь |
1. | День защиты детей | 1-11 | 1июня | ЗДВР Глухарева И.С.,, педагог – организатор Белорусова Ю.В., начальник пришкольного лагеря, ТОШ |
2. | Летняя оздоровительная работа | 5-10 | Июнь - август | Начальник ТОШ, кл. руководители |
Содержание деятельности по реализации целей и задач курса Г.К.Селевко «Самосовершенствованию личности»
раздела «Управляй собой»
№п/п | Название темы | Реализация | Сроки проведения | Примечание |
1 | Вперёд, оглядываясь назад | Упражнение «Берите управление на себя» | 1 нед.10 | |
2 | Ещё раз об индивиде, личности и душе | Упражнение «Ищем секрет» Упражнение «Индивид и личность» Ситуация-проба «Письмо инопланетянам» | 3 нед.10 | |
3 | Ваша модель из 1800 деталей | Упражнение «Наши эмоции» Ситуация-проба «Глубины личности | 3 нед.11 | |
4 | Семья ваших «Я» | Упражнение «Собрание субличностей» Ситуация-проба «Друг опоздал» Ситуация-проба «Неординарное событие» | 4 нед.11 | |
5 | Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся. | Упражнение-тест «Самооценка умений самоуправления и саморегуляции» Ситуация-проба «Без очереди» | 5 нед.11 | |
6 | Умей властвовать собой | Упражнение «Самоприказ» Упражнение «Самоубеждение» Упражнение «Самовнушение» Упражнение «Самоирония» Упражнение «Я-в умениях саморегуляции» Ситуация-проба «Нужно самообладание» | 2 нед.12 | |
7 | Психологический автопилот | Упражнение «Я-в режиме автопилота» Ситуация-проба «Защитные реакции» Ситуация-проба «Ученик оскорбил учителя» | 3 нед.12 | |
8 | Укрощение «строптивых» эмоций | Ситуация-проба «Когда страшно» | 4 нед.12 | |
9 | Берегите нервы | Упражнение «Я-в управлении эмоциями» Ситуация –проба «Учитель оскорбил ученика» | 5 нед.12 | |
10 | Хозяин своего поведения | Упражнение «Я- в управлении поведением» Ситуация-проба «Уйти или остаться?» Ситуация-проба «Перевод» | 3 нед.01 | |
11 | Мысли управляют мыслями | Тест «Способны ли вы управлять собой» Ситуация-проба «Совет приятелю» | 4 нед.01 | |
12 | Нравственная саморегуляция | Упражнение «Уровень нравственной саморегуляции» Упражнение «Я- нравственная основа саморегуляции» Ситуация-проба «Разрешение нравственных дилем» | 5 нед.01 | |
13 | Самоуправление в конфликте | Ситуация-проба «Вражда» | 2 нед.02 | |
14 | Защита от манипуляций | Упражнение «Маски» Упражнение «Физиогномика» Упражнение «Нет» Упражнение «Не-улыбка» Упражнение «Не узнаёте ли себя» Ситуация-проба «Оженили» | 3 нед.02 | |
15 | Надо ли подавлять эмоции? | Ситуация-проба «Предательство» | 4 нед.02 | |
16 | Релаксация | Упражнение «Ресурсное состояние» Ситуация-проба «Позиция» | 5 нед.02 | |
17 | Саморегуляция в любви | Тест «Шкала любви» Ситуация-проба «Включите саморегуляцию» Ситуация-проба «Увела» Ситуация-проба «Сделка» | 2 нед.03 | |
18 | Ищите помощь себе извне | Ситуация-проба «Я одинок» | 3 нед.03 | |
19 | Спасательный круг юмора | Упражнение «Серьёзность юмора» Тест «У вас есть чувство юмора» Ситуация-проба «Я пошутил» | 4 нед.03 | |
20 | Энергетическая саморегуляция | Упражнение «Дыхание по Стрельниковой» Ситуация-проба «Восприятие критики» | 1 нед.04 | |
21 | Аутогенная тренировка | Ситуация-проба «Тост» | 2 нед.04 | |
22 | Медитация | Обобщающее упражнение «Владение техниками саморегуляции» Ситуация-проба «Напяжённость» | 3 нед.04 | |
23 | Саморегуляция в христианстве и мусульманстве | Ситуация-проба «Любовь и вера» | 4 нед.04 | |
24 | Гармония физического и психического | Ситуация-проба «Йог-эгоист» | 1 нед.05 | |
25 | Путь к космическому сознанию | Стадии(уровни) развития сознания людей | 2 нед 05 | |
26 | Живая Этика | Ситуация-проба «Были два друга» | 3 нед.05 | |
Структура самоуправления в классе
№п/п | Ф.И.учащегося | Поручения |
1 | Акаев Владимир | командир взвода |
2 | Афанасьева Наташа | руководитель научной работы учащихся в школе |
3 | Баймаков Айрат | ответственная за спорт |
4 | Болатова Гульнур | ответственная за проверку дневников |
5 | Гоголева Елена | ответственная за учёбу |
6 | Зубаев Артур | ответственный за культмассовую работу в классе |
7 | Илендеева Анастасия | ответственная за культмассовую работу в классе |
8 | Исмагулов Радмир | ответственный за работу техники в классе |
9 | Ладыкин Артем | ответственный за культмассовую работу в классе |
10 | Михайлова Евгения | фотокорреспондент(помощник) |
11 | Мубаракова Нафиса | ответственная за посещаемость |
12 | Мухаметшин Ббулат | ответственный за хозяйственную работу |
13 | Насибуллин Айнур | ответственный за хозяйственную работу |
14 | Насибуллина Ларина | ответственная за проверку дневников |
15 | Насибуллина Эльмира | ответственная за дисциплинарный дневник |
16 | Новикова Мария | редактор газет |
17 | Писарева Ксения | ответственная за заказ порций в столовой |
18 | Погосян Левон | ответственный за трудовую работу в классе |
19 | Рашидова Ангелина | староста класса |
20 | Сафина Алена | казначей |
21 | Тарасов Сергей | ответственный за работу техники в классе |
22 | Тихонов Евгений | ответственный за учёбу |
23 | Филимонова Алина | ответственная за спорт |
24 | Харькова Валентина | фотокорреспондент |
25 | Янкина Татьяна | ответственная за дежурство учащихся в кабинете |
Родительский комитет класса
Председатель – Тихонова Наталья Ивановна
Казначей – Сафин Рафаэль Фаритович
Секретарь – Насибуллина Гузель Габдулловна
Члены комитета – Филимонова Валентина Павловна, Мубаракова Фарида Юсуповна
Родительский комитет класса имеет право:
-Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе.
-Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий.
-Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях.
-Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях.
-Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому.
-Принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей.
- Участвовать в проведении бесед.
-Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи.
-Привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
Родительский комитет класса обязан:
-Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей.
-Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
-Влиять на формирование культуры родительского общения.
-Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях.
-Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения.
-Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе.
-Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, их родителями, педагогами.
План работы родительского комитета
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Привлечение родителей к активному участию в жизни класса | В течение года | Члены родительского комитета |
2. | Повышение ответственности семьи за обучение и воспитание детей и оказание ей помощи | В течение года | Члены родительского комитета |
3. | Следить за посещением и успеваемостью учащихся | В течение года | Члены родительского комитета |
4. | Помочь классному руководителю проводить классные собрания. Следить за посещением классных собраний | По плану | Члены родительского комитета |
5. | Помочь классному руководителю при проведении мероприятий с учащимися | По плану | Члены родительского комитета |
6. | Проводить работу с родителями по профилактике вредных привычек, правонарушений у учащихся | В течение года | Члены родительского комитета |
7. | Оказывать содействие по работе охраны и укрепления здоровья учащихся | В течение года | Члены родительского комитета |
8. | Привлечение родителей к оказании помощи в укреплении хозяйственной и учебно-материяальной базы класса и школы | В течение года | Члены родительского комитета |