7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего возбуждения. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции. Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ · Не хотят учиться так, как могут · Не хотят слушать никаких советов · Не приходят вовремя · Не убирают за собой. А также характерны: · Непостоянные дружеские связи · Снижение самооценки · Борьба за самостоятельность · Обидчивость, раздражительность, упрямство · Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока) | | Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).Может произойти смена лидеров. К ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения. При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Если такой возможности нет, могут возникать депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные вспышки, направленные на взрослых.Подростки бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни (даже представляющих угрозу), а также в активное опробование новых ролей. Им необходимы собственные ошибки. Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, спиртные напитки. Целью является сам факт познания (себя, своих возможностей), а не получение удовольствия. Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков(понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Пути эффективного взаимодействия с подростками Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гимнастического инвентаря. Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Период реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к ученикам средней школы, которые должны: быть подготовленными к новым общественным рыночным отношениям; быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениями в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями конкурентной деятельности; иметь знания на уровне современной науки и техники; быть здоровыми физически и психически. Программа «Самосовершенствование личности», по существу, следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе. В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности. ТЕЗИС: НАУЧИТЕ СЕБЯ УЧИТЬСЯ - И ВЫ ИЗБАВИТЕ СЕБЯ ОТ МНОГИХ ТРУДНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИТЕ СЕБЕ УСПЕХ ВО МНОГИХ ДЕЛАХ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ УЧЕБЫ И ЖИЗНИ! Задачи раздела: • побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию; • ознакомить с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда; • сформировать мотивы самообразования; • осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда; • сформировать сознательное отношение к учению; • ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования; • ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы; • составить индивидуальную программу самообразования. Развивающее повторение Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление. Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование. Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов. Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий. Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения. Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания. Содержание раздела «Научи себя учиться» I. Понятие о процессах обучения и учения. Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни. Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков. II. Умения планировать свою деятельность. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности. III. Умения самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться». IV. Умения учебно-познавательной деятельности (Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т.д.). Работа на уроке: способы активизировать своё внимание, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях. Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память». Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать. Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития. V. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия. VI. Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи. Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения. Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог. Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат, записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта. Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т.п. Компьютер в самостоятельном развитии. Заочное обучение как Вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители. Примеры практических занятий: • диспут «Мы все учились понемногу...»; • сочинения-анализы: «Моё учение», «Наше обучение», «Как нам ставят отметки» и др.; • тренинг мотивации самообразования; • составление индивидуального плана самообразования; • упражнения на овладение рациональными приёмами самообразования; • упражнения на выработку приёмов быстрого чтения; • обучение конспектированию, работе с книгой; • хронометрирование учеником своего учебного и внеучебного времени; • планирование работы на день, на неделю, на месяц; • упражнения на развитие логических умений; • разбор социальных ситуаций-проб. На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины). Учебные пособия Селевко Г.К. помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением. Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности: – в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); – в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); – в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); – в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы). Главными аспектами технологии саморазвития являются: –индивидуальный подход; –создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания; –обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика; –признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение; –сотрудничество. Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
|