СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитательной работы в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего возбуждения. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы в 7 классе»



Пояснительная записка к плану воспитательной работы по курсу Г.К.Селевко

« Самосовершенствование личности»

раздела

«Научи себя учиться»

для учащихся 7 класса.

7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего возбуждения.
Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ

·   Не хотят учиться так, как могут
·   Не хотят слушать никаких советов
·   Не приходят вовремя
·   Не убирают за собой.
А также характерны:
·   Непостоянные дружеские связи
·   Снижение самооценки
·   Борьба за самостоятельность
·   Обидчивость, раздражительность, упрямство
·   Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)



Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).Может произойти смена лидеров. К ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.
При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. 
Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Если такой возможности нет, могут возникать депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные вспышки, направленные на взрослых.Подростки бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни (даже представляющих угрозу), а также в активное опробование новых ролей. Им необходимы собственные ошибки. Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, спиртные напитки. Целью является сам факт познания (себя, своих возможностей), а не получение удовольствия.
Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. 

Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков(понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.

 

Пути эффективного взаимодействия с подростками

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гимнастического инвентаря. Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

Период реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к ученикам средней школы, которые должны: быть подготовленными к новым общественным рыночным отношениям; быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениями в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями конкурентной деятельности; иметь знания на уровне современной науки и техники; быть здоровыми физически и психически.

Программа «Самосовершенствование личности», по существу, следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе. В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности.


ТЕЗИС: НАУЧИТЕ СЕБЯ УЧИТЬСЯ - И ВЫ ИЗБАВИТЕ СЕБЯ ОТ МНОГИХ ТРУДНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИТЕ СЕБЕ УСПЕХ ВО МНОГИХ ДЕЛАХ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ УЧЕБЫ И ЖИЗНИ!

Задачи раздела:
• побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию;
• ознакомить с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;
• сформировать мотивы самообразования;
• осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда;
• сформировать сознательное отношение к учению;
• ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования;
• ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы; 
• составить индивидуальную программу самообразования.

Развивающее повторение
Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление.
Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование.
Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов.
Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий.
Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения.
Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания.

Содержание раздела «Научи себя учиться»

I. Понятие о процессах обучения и учения. Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни.

Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков.

II. Умения планировать свою деятельность. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности.

III. Умения самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».

IV. Умения учебно-познавательной деятельности (Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т.д.).

Работа на уроке: способы активизировать своё внимание, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.

Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память».

Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать.

Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.

V. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.

VI. Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.

Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.

Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог. Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат, записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.

Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т.п. Компьютер в самостоятельном развитии.

Заочное обучение как Вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.

Примеры практических занятий:
• диспут «Мы все учились понемногу...»;
• сочинения-анализы: «Моё учение», «Наше обучение», «Как нам ставят отметки» и др.;
• тренинг мотивации самообразования;
• составление индивидуального плана самообразования;
• упражнения на овладение рациональными приёмами самообразования;
• упражнения на выработку приёмов быстрого чтения;
• обучение конспектированию, работе с книгой;
• хронометрирование учеником своего учебного и внеучебного времени;
• планирование работы на день, на неделю, на месяц;
• упражнения на развитие логических умений;
• разбор социальных ситуаций-проб.


    

        На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

Учебные пособия Селевко Г.К.  помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.

Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда  потребностей саморазвития личности:

– в  самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Главными аспектами технологии саморазвития являются:

–индивидуальный подход;

–создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

–обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;

–признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное  участие, собственное мнение;

–сотрудничество.

Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.










НАУЧИ СЕБЯ УЧИТЬСЯ

ЦЕЛЬ: формирование мотивации учения, овладение учащимися методами самостоятельной деятельности по самообразованию

Задачи:

1.Рассмотреть вопросы самосовершенствования, самопознания, самовоспитания.

2.Развивать знания, умения, навыки учебного труда.

3.Получить первичные навыки написания учебно-исследовательской работы.

Тематическое планирование курса для 7 класса


ТЕМА

Кол-во

Основные понятия

Домашнее задание

зачет

1

Что такое учение

1

Образование

Обучение

учение

Народная мудрость об учении


2

Есть такая профессия – ученик

1

Предмет труда результат труда

Умею ли я учиться?


3

Воля и трудолюбие

1

Воля

трудолюбие

Мысли мудрых о труде и трудолюбии

Тест

Волевой ли я человек?

4

Индивидуальность в учении

1

индивидуальность

Индивидуальность:

-способностей

- биоритмов

-левизны – правизны

--восприятия


5

Пять «САМО» в учении. Первое «САМО» - целеполагание

1

Субъект деятельности

Мотив. Цель


Сформулировать свою цель в учебной деятельности




Цель

План действий





6

Второе «САМО» - планирование

1

План: виды планов

Планирование содержания

План работы на неделю

7

Третье «САМО» - организация

1

Самоорганизация:

Время, рабочее место, организация записей, почерк

Правила ведения тетрадей

8

Четвертое «САМО» - усвоение

1

Процесс усвоения:

Внимание

Сосредоточенность

Восприятие

интериоризация

Вопрос- ответ-воспроизведение

9

Поиск информации

1

Источники информации

Выбор темы для реферата


Исследовательская практика

10

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

Обсуждение проблем методика выбора

Выбор проблем по теме

11

Интуиция и создание гипотез

1

гипотеза

Прогнозируемый результат

12

Планирование собственного исследования

1

Задачи исследования


13

Главное и второстепенное в исследовании

1

Практическое занятие


14

Исследование

1

Методы исследования


15

Искусство делать сообщение


1

тренинг


16

Понимание

1

Сущность понимания

Элементы понимания языка, предложения, текста, речи

Мысли мудрых о понимании

Тест

Понятлив ли я?

17

Тайны хорошей памяти

1

Тип памяти

Тайны памяти

Кривые забывания

Я- память

Прошлое и настоящее


18

Повторенье – мать ученья?

1

Уровни усвоения

Повторение-применение

Ситуация – проба

Кто виноват?


19

Чтение – вот лучшее учение

1

Техники чтения:

Быстрое

Выборочное

скорочтение


Я – читающий

Упражнения для глаз


20

От книги – к конспекту

1

Конспект

Формы конспектирования

Опорный конспект

«шифровка»

Текст – шифровальная телеграмма

конспект

21

Уча других, учимся сами

1

Самостоятельная работа

Работа в парах

шпаргалка

Я = в работе с информацией


22

Что такое урок

1

Структура урока: цель

Содержание, методы и средства, контроль и оценка

Я в роли учителя


Мой первый урок

23

Как говорим, так и учимся

1

Речь

Культура речи

Дикция, темп, интонация

Я = говорящий


Чтение басни наизусть

24

Мыслю – следовательно, существую

1

Мышление: виды, формы, операции, понятия

скороговорки


25

Железо логики

1

Суждение, умозаключение

Индукция

Дедукция

Законы логики


Мысли мудрых


26

Попробуй, докажи!

1

Доказательство

Софизмы

Обоснование


Как строить доказательства


27

Проба умственных сил

1

Способы умственных действий

Мысли мудрых


28

Творчество и исследование

1

Исследование

Гипотеза

Эксперимент

творчество

Я= способы умственных действий


29

Пятое «САМО» - контроль

1

Контроль

Самооценка

Взаимоконтроль

рефлексия

скороговорки


30

Домашняя школа

1

Домашнее задание

Ситуация- проба: Нерешенная задача

Дискуссия : Зачем нужны домашние задания?

31

Экзамены, зачеты, отметки

1

Режим

Организация

Повторение

экзамен

Мысли мудрых


32

Учил-учил и не выучил

1

Причины – рекомендации


Вас ругают родители


33

Ваш друг – компьютер

1

Компьютер – записная книжка

Зарисовка : Мой друг компьютер


34

План самообразования

1

Мои достижения и проблемы

Составить план самообразования на лето



Используемая литература: Г.К.Селивко, Н.Н.Маркова,О.Г.Левина «Научи себя учиться».

В.Н.Касаткина «Программа Здоровье».

Н.А.Сирота,В.М.Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения»

И.Г.Вахрушева,Л.Ф.Блинова «Путь к успеху»


СЛОВАРИК

  • Образование – это результат обучения, весь объем синтезированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

  • Обучение – процесс целенаправленной ускоренной передачи знаний, умений и опыта от старших поколений – младшим.

  • Учение – деятельность личности по усвоению знаний, умений, навыков, приобретению опыт.

  • Индивидуальность:

  1. Неповторимое своеобразие каждого человека;

  2. Набор признаков, присущих данному человеку.

  • Субъект деятельности – носитель активности, источник взаимодействия с объектами действительности.

  • Мотив – внутренние осознаваемые и неосознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и поступков личности.

  • Цель – воображаемый образ желаемого результата.

  • План – последовательность (во времени и пространстве) решения частных задач, позволяющая достигнуть общей цели.

  • Самоорганизация – выполнение намеченных целей и планов, обеспечение необходимыми средствами, создание условий для эффективной деятельности.

  • Усвоение – реализация поставленных целей.

  • Контроль – это оценка, сопоставление результата деятельности с целью.






















































Упражнение – анкета

VII класс «Умеете ли вы учиться? »


1

Мне нравится учиться

5 4 3 2 1

Не нравится

2

Я умею организовать рабочее место

5 4 3 2 1

Не умею

3

Я соблюдаю режим труда и отдыха

5 4 3 2 1

Не соблюдаю

4

Я всегда планирую свои занятия

5 4 3 2 1

Не планирую

5

Я умею распределять время

5 4 3 2 1

Не умею

6

Я умею работать с книгой

5 4 3 2 1

Не умею

7

Я умею конспектировать

5 4 3 2 1

Не умею

8

Я всегда внимателен на уроках

5 4 3 2 1

Невнимателен

9

Я умею наблюдать

5 4 3 2 1

Не умею

10

Я регулярно тренирую память

5 4 3 2 1

Не тренирую

11

Я умею работать с компьютером

5 4 3 2 1

Не умею

12

Я умею логически мыслить

5 4 3 2 1

Не умею

13

Я умею выделять главное

5 4 3 2 1

Не умею

14

Я умею писать сочинение

5 4 3 2 1

Не умею

15

Я всегда добиваюсь решения задачи

5 4 3 2 1

Не добиваюсь

16

Я успеваю выполнить домашние задания

5 4 3 2 1

Не успеваю

17

Я всегда анализирую итоги работы

5 4 3 2 1

Не анализирую

18

Я могу объективно оценить себя

5 4 3 2 1

Не могу

  1. Умения планировать (п. 4,5)

  2. Умения организации деятельности (п. 2, 3, 16)

  3. Умения работать с информацией (п. 6, 7, 8, 9, 11)

  4. Уровень мыслительной деятельности (п. 10, 12, 13, 14, 15)

  5. Умения самоконтроля (п. 17, 18)


Тест «Ваши биоритмы»

  1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да; б) не всегда; в) нет.

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

а) после часа ночи; б) около 11; в) около 10.

3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно (досыта)?

а) утром; б) в обед; в) вечером.

4. Когда вам легче учит уроки?

а) поздно вечером; б) днем; в) в утренние часы.

Интерпретация теста:

если больше ответов а) – вы «сова»; в) – «жаворонок»;

б) – вы «аритмик»


Тест «Рационально ли вы используете время?»


  1. Характерна ли для вас суетливость и спешка? (да, нет)

  2. Всякий раз, когда у вас появляется срочное, сверхплановое задание, то выводит ли это вас из нормального рабочего ритма? (да, нет)

  3. Учите ли вы уроки в воскресные дни? (да, нет)

  4. Испытываете ли вы постоянный «завал» всякой работы? (да, нет)

  5. отвлекаетесь ли вы на разговоры с другими? (да, нет)

  6. Характерно ли для вас систематическое переутомление? (да, нет)

  7. Отказываетесь ли вы иной раз от запланированного отдыха, ссылаясь на занятость? (да, нет)

  8. Откладываете ли вы на завтра то, что можно сделать сегодня? (да, нет)

  9. Если вы что-то не успеваете, то просматриваете ли свои планы, приоритетность своих дел? (да, нет)


Результаты:

Подсчитайте число утвердительных ответов.

8-9 баллов – вы работаете в режиме постоянного дефицита времени и стрессовых ситуаций. Вам необходимо немедленно пересмотреть свои планы и программы, овладеть искусством рационального использования времени.

5-7 баллов - вы периодически испытываете дефицит времени.

3-5 баллов – вас можно поздравить: вы рационально используете время!

Тест «Понятлив ли я?»

Отметьте степень вашего согласия с приведенными суждениями по полярной шкале

1.Мне практически всегда ясно, с какой проводится урок

  1. 2 1 0 -1-2-3

1.Мне обычно непонятно, с какой проводится урок


2.Если преподаватель задает вопросы аудитории, я задумываюсь над ними, пытаюсь медленно ответить

3 2 1 0 -1-2-3

2.Если преподаватель задает вопросы аудитории, я не задумываюсь над ними, не пытаюсь медленно ответить


3.Я думаю, что услышанное на уроке именно то, что важно для моей будущей деятельности

3 2 1 0 -1-2-3

3.Я не думаю, что услышанное на уроке именно то, что важно для моей будущей деятельности


4.Обычно я вижу связь материала конкретного урока с тем, о чем шла речь ранее

3 2 1 0 -1-2-3

4.Материал каждого урока я воспринимаю вне связи с изученным в курсе ранее


5.Я с удовольствием веду конспекты урока, все, что нужно, успеваю оформить и записать

3 2 1 0 -1-2-3

5.Я с трудом заставляю себя вести конспекты урока, все, что нужно, не успеваю записать


6.Я изучаю предмет с большим интересом

3 2 1 0 -1-2-3

6.Я изучаю предмет бес всякого интереса


7.Обычно после урока я самостоятельно изучаю материал. О котором говорилось на нем

3 2 1 0 -1-2-3

7.Обычно я не возвращаюсь к самостоятельному изучению материала прослушанного урока


8.Я могу выделять главное в курсе

3 2 1 0 -1-2-3

8.Я не могу выделять главное в курсе


9.Если учитель ошибается, я обычно замечаю ошибки

3 2 1 0 -1-2-3

9.Если учитель ошибается, я обычно не замечаю ошибок


10.Я всегда задаю вопросы учителю, если мне что-то непонятно

3 2 1 0 -1-2-3

10.Я никогда не задаю вопросов учителю, если мне что-то непонятно


11.После объяснения я могу пересказать основные мысли учителя

3 2 1 0 -1-2-3

11.После объяснения я должен сам разобраться в материале, чтобы рассказать урок


Интерпретация результатов: 0-10 баллов - вы средний, нормальный по пониманию ученик, на которого и рассчитано все школьное обучение.

Результаты выше и ниже – понимание у вас соответственно выше и ниже среднего.







Пять «САМО» в учении

Этапы ЛЮБОЙ деятельности

  1. Целеполагание

  2. Планирование

  3. Организация

  4. Реализация

  5. Анализ и осмысление результатов (рефлексия), контроль

Первое САМОцелеполагание

цель

воображаемый образ желаемого результата

мотив

осознаваемая причина деятельности

или

удовлетворение каких-либо потребностей

Второе САМОпланирование

Перспективные замыслы самосовершенствования

Планирование на год (самообразование)

Планирование деятельности на четверть

Планирование на неделю

Планирование на день (режим дня)

Анализ выполнения плана

Третье САМО - организация

Использование времени

  • Первый шаг

это провести инвентаризацию обычных временных затрат, анализ использования и потери времени

  • Второй шаг –

спланировать день во времени (расходы времени на отдельные мероприятия)

  • Третий шаг –

это выполнить свой план

  • Рабочее место (рабочий стол)

  • Организация записей (ведение тетради)

  • Почерк

  • Выполнение домашнего задания

  • Организация домашней среды жизнедеятельности

Четвертое САМО реализация
(усвоение) Обучение Самообразование Интериоризация Творческое преобразование

Обучени


Учитель Содержание учебного материала Формы и методы бучения

Ученик

Внимание Восприятие Понимание Память

Самообразование

Выполнение домашнего задания Повторение Поиск дополнительной информации

Интериоризация

Мотивация Материализованные действия Внешняя громкая речь Способы умственных действий Применение (домашнее задание + поиск дополнительной информации)

Способы умственных действий

Выделение главного Анализ и синтез Обобщение Классификация Логическое мышление Доказательство, аргументация Творчество, исследование

Творческое самообразование

Сообщения, доклады Исследовательская деятельность Проектная деятельность

Участие в различных конкурсах, соревнованиях

Пятое САМО - контроль

Наличие умений:

  • Планировать свою деятельность

  • Организовать себя в работе

  • Работать с разными источниками информации

  • Рационально мыслить

  • Творчески самообразовываться

  • Критически оценивать и анализировать результаты своей деятельности

  • Адекватно себя оценивать

  • Презентовать себя и свою деятельность

  • Портфолио
























Об учении

  • Ученье – свет, а неученье тьма.

  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

  • Идти в науку – терпеть муку, но без муки нет и науки.

  • Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.

  • Учи других – и сам поймешь.

  • Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

  • От умного научишься, от глупого разучишься.

  • Наука учит только умного.

  • Ученье – красота, неученье – простота.

  • Красна птица пером, а человек ученьем.

  • За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут.

  • Чему учился, тому и пригодился.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

  • Ремесло пить есть не просит, а само кормит.

О труде и учении

  • Руки - работают, голова – кормит.

  • Для умелой руки все работы легки.

  • Золотые руки у того, кто учился хорошо.

  • Золотые ручки не испортят мучки.

  • Будет просто, коль поработаешь раз со сто.

  • Сначала труд, потом почести придут.

О понимании

  • Понимание ценнее знания (П. Ланжевен)

  • Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно (Г. Лихтенберг)

  • Самое непонятное – что такое понятное (Е. Никитин)

  • Гораздо легче найти ошибку, чем истину (И.Гете)

  • После этого – не значит вследствие этого (лат.)

  • Понимание жизни других людей есть главное человеческое чувство (Л. Толстой)

  • Стараясь быть кратким, я становлюсь понятным (лат.)

  • Мысль никогда не равна прямому значению слов (Л. Выготский)

  • То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе (Г. Флобер)

  • Понять человека – значит иметь в себе этого человека и вместе с тем быть самим собой (О. Вейнингер)

  • Понимание – это улица с двухсторонним движением (Ф. Рузвельт)

  • Нельзя обладать тем, чего не понимаешь (И.Гете)

О чтении

  • Действие человека мгновенно и одно, действие книги – множественно и повсеместно (А. Пушкин)

  • Тому, кто читает для времяпровождения, никакое произведение не может казаться длинным (Дж. Боккаччо)

  • Читать не размышляя, все равно что есть и не переваривать (Э. Борк)

  • Мы делаем ошибку, читая слишком много, несообразно с тем, сколько мы размышляем. Я уверена, что была бы умнее, если бы не прочла и половины того, что читала… Такое чтение книг, собственно говоря, есть крайняя степень умственной лени (Е. Броунинг)

Об организации

  • Последовательность – суеверие недалеких умов (р. Эмельсон)

  • Все следует делать настолько простым, насколько это возможно, но не проще (А. Эйнштейн)

  • Объяснял – объяснял, сам все понял, а они (ученики) никак не понимают (анекдот)

  • Нет трудных наук, есть только трудное изложение (К. Ушинский)

О самоконтроле

  • Сильна наша глупость и бесчисленны ее убежища; и у самых умных людей еще отведены для нее уютные уголки (Д. Писарев)

  • Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными (В. Ключевский)

  • Люди не могут утешиться, когда их обманут враги или им изменят друзья, но когда они обманывают сами себя, они бывают порой довольны (Ф. Ларошфуко)

  • Опыт – это название, которое каждый дает своим ошибкам (О. Уайлд)