РАССМОТРЕНО на заседании МО __________________ Слабунова Т.И. [ ] от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УР ________________________ Фефилова Р.А. [ ] от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "БООШ" ________________________ Афанасьева М.В. [ ] от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
для 2-4 классов начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Слабунова Татьяна Иннокентьевна
учитель начальных классов
с.Батамай, 2024г
Дополнительная образовательная программа «Экология для младших школьников» является составной частью системы начального естественно-научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.
В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.
Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Тематический план
дата | № за- нятия | Тема | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | | ВВЕДЕНИЕ (9ч.). | | |
3.09 | 1 | Мы – жители планеты Земля | Диалог | Рисунок «Мы – жители планеты Земля» |
10.09 | 2 | Планета Земля в Солнечной системе. | Беседа. Ролевая игра «Земля – наш родной дом» | Создание модели из пластилина «Солнечная система» |
17.0924.09 | 3 | Моя малая Родина | Видеоэкскурсия «Мой город» | Рисунок «Любимый уголок» |
24.09 | 4 | Что такое экология? | Рассказ учителя. Чтение и анализ рассказа: В Бианки «Сова» | Мини – сочинение «Что такое экология» |
1.10 | 5 | Экология и мы | Разбор экологических ситуаций | Создание модели «Экология и мы» |
8.10 | 6 | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | Игра на школьном дворе | В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё |
15.10 | 7 | Организм и окружающая среда. | Наблюдение | Рисунок «Окружающая среда и живой организм» |
22.10 | 8 | Место человека в мире природы | Игра | Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита своего проекта. |
| 9 | Первые уроки экологической этики. | Экскурсия | Акция «Книги, живите долго!» |
2 | | НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (12ч.). | | |
| 10 | Неживая природа | Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы» | Дидактическая игра «Живое и неживое» Рисунки представителей неживой природы |
| 11 | Солнце – источник тепла и света | Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?» | Ролевая игра «Я – солнышко» |
| 12 | Вода, её признаки и свойства | Практическая работа. Опыты. | Чтение и обсуждение детской экологической литературы. |
| 13 | Берегите воду. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. | Проект «Сбережём капельку!» | Рисунок «Я и вода» |
| 14 | Погода. Климат | Практическая работа | Деловая игра «Синоптики сообщают» |
| 15 | Прогноз погоды | Анализ фенологических наблюдений, работа с календарём природы. | Деловая игра «Прогноз погоды» |
| 16 | Предсказание погоды по народным приметам. | Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды» | Конкурс рисунков «Угадай погоду» |
| 17 | Кислотные дожди | Сообщения учащихся, создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. | Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода». |
| 18 | Почему нельзя? | Практическая работа. Беседа. | Стенгазета «Сменная обувь необходима» |
| 19 | Времена года в неживой природе. | Практическая работа | Рисунок «Живая и неживая природа» |
| 20 | «Лампочкин» марафон | Беседа | Акция «Экономим свет» |
| 21 | Диалог с неживой природой | Ролевая игра «Что сказала нам…» | Акция «Мы против мусора!» |
3 | | ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (11ч.). | | |
| 22 | Практикум «Хлебные крошки» | Конструирование модели кормушки | Домашнее задание: изготовление кормушки |
| 23 | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | Эвристическая беседа. | Ролевая игра «Мой дом лучший» (например:крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…). |
| 24 | Экологические связи неживой и живой природы | Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если бы не было…» | Моделирование «цепи питания» |
| 25 | Вода и жизнь | Опыты, рассказ | Изготовление простых фильтров |
| 26 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе | Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра. |
| 27 | Растения рядом | Экскурсия, практикум по выявлению повреждений деревьев. | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» |
| 28 | Растение – живой организм | Опыты. Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. | Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений» |
| 29 | Будем понимать и любить растения! | Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора «Срывать или нет» | Ролевая игра «Я в гостях у природы» |
| 30 | Мы – за экологические поступки | Беседа, разработка экологических знаков | Зарисовка экологических знаков |
| 31 | Угадай экологический знак | Конкурс | Игра «Отгадай мой знак» |
| 32 | Экологические памятки | Коллективный проект | Экологические памятки |
4 | | ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2ч.). | | |
| 33 | Обобщение проделанной экологической работы за год | Обобщающая беседа. Творческий отчёт. | Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка |
| 34 | Праздник «Тайник Вселенной» | Выставка | Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья». |
| | ИТОГО:34 | | |
Список литературы
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2020. – 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
Времена года. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.
11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.
Электронные ресурсы:
1. Живая природа : видеоэнциклопедия. – [email protected]
2. Красная книга Волгоградской области. – 1 эл. опт. диск (CD).
3. Педсовет : электронные приложения к журналу, 2009–2011.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Музыкальный центр.
3. Фотоаппарат.
15